Музыка в рассказах Паустовского


МОУ ГОРБАТОВСКАЯ СОШ













Музыка в рассказах К. Паустовского







Самиддинова Н.В.

2010

Цель:

  • Показать значение музыки в прозе, через сопоставление рассказа Паустовского с музыкой Моцарта

  • Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

  • познавательные: знакомство с творчеством и музыкой великого композитора Моцарта и « музыкальным» писателем России К.Г. Паустовским.;

  • развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

  • воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;

  • учебные: формирование понятия роли музыки в литературном жанре рассказ.

Методы:

организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • частично-поисковый.

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • ситуация занимательности;

  • сравнение, анализ, обобщение;

  • приём сопоставления со смежными видами искусств.

по источнику информации и характеру деятельности:

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические.

по назначению и дидактическим задачам:

  • приобретение знаний;

  • формирование умений и навыков;

  • применение знаний;

  • повторение.

Приёмы:

  • слушание;

  • исполнение;

  • сюжетно-ролевая игра.

Оборудование:

  • фортепиано, музыкальный центр, аудиокассеты, портреты Моцарта и Паустовского.

Ход урока:

Музыкальное приветствие:

-Здравствуйте, дети!

-Здравствуйте, учитель!

Вступительная беседа.

«Звучит Турецкое рондо» Моцарта.

Прозвучала музыка, которую, возможно, кто-то из вас узнал, может быть, слышал раньше.

Я намеренно не говорю вам ничего о композиторе сочинившем эту музыку. Но хотела, чтобы вы попробовали сказать несколько слов о самой музыке.

Какая она? Что поведала вам музыка, о чём она, как вы думаете?

Обучающиеся: Красивая, лёгкая, о чём-то счастливом и т.д.

Учитель: Подскажите, пожалуйста, какова тема нашей четверти?

Обучающиеся: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Учитель: Какими жанрами обогатилось бы искусство в слиянии музыки и литературы? Как они связаны между собой?

Обучающиеся: Появились такие жанры как песня, опера, балет. Без стихов не было бы песен, романсов. Самое важное, что в этих жанрах литература и музыка имеют равноценное значение.

Учитель: Приведите примеры сказок, басен, где музыка является главным персонажем.

Обучающиеся :Сказки: « Садко», « Музыкант- чародей», рассказы : « Певцы» Ивана Тургенева, басня « Квартет» и т.д.

Учитель : Действительно, музыка всегда с нами и тому свидетелем стихи.

Послушай: музыка вокруг

Она во всём – в самой природе

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служит ветер, плеск воды,

Раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели

И сказки тоже рядом с ней…

Учитель: Как и в сказках, баснях, стихах, музыка часто бывает главной действующей особой в повести. Она звучит во многих повестях К.Г.Паустовского-одного из самых «музыкальных» писателей России. Москвич по рождению, Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр.

Кто внимательно читает книги этого автора, всегда отмечает его восторженную любовь к искусству, хотя ни в одном из произведений мы не найдём пространных объяснений музыки, восхищённых слов. Любовь писателя скромна, сдержанна, глубока. Для его героев музыка- помощник в жизни. Она помогает побеждать недуги, дарит радость, вселяет веру.

Сегодня на уроке пойдёт речь об одном из таких произведений – « Старый повар».

Работа по теме урока.

Учитель :Ребята, мы с вами попробуем обыграть этот рассказ, тем самым поработаем над развитием ваших творческих способностей.( игровое чтение рассказа « Старый повар» К.Г. Паустовский).

Вопросы и задания :

    1. Какая музыка звучит в рассказе К.Г. Паустовского « Старый повар»? Опишите её словами из повести.

    2. Найдите строки из рассказа, в котором писатель рассказывает о В.А. Моцарте. Каким представляете вы его?

Слушание: фрагментов из симфоний №40, №41(2Юпитер»), «Реквием».

    1. Какое из этих произведений наиболее созвучно рассказу Паустовского.

Слушание фрагмента выбранного обучающимися ( анализ произведения).Работа с дидактическим материалом.

    1. Какое чудо сотворила музыка великого австрийского композитора?

Обучающиеся: Роль музыки в рассказе, можно сказать, главная, потому что музыка помогла старому повару увидеть в своём воображении то, что он не смог бы увидеть наяву;

она волшебным образом перенесла старика в другое время, предоставила возможность вновь ощутить себя молодым, влюблённым , встретиться со своей Мартой. Сняла тяжесть с его души.

Учитель: « Исповедь старика».

Закрыл глаза и голубой туман

Его окутал словно покрывало,

А музыка плыла и нарастала,

И он вдыхал таинственный дурман.


И юность- сказкой из далёких стран,-

В цветенье прежнем перед ним предстала.

Всё начиналось сызнова, сначала,

И в синий превращался океан.


Великих мигов крошечный обман,

Безумие, что сердце надрывало,-

Всё возникало вновь и уплывало

И, отдыхая от вчерашних ран,

Душа, как лебедь, крылья раскрывала.

Л. Фюндберг.

Учитель: Итак, сегодня м познакомились с рассказам Паустовского, где главным героем является музыка. Но мы с вами убедились в том, что музыка не может появиться сама по себе, без музыканта.

Перед вами портрет немецкого композитора 18 века В.А. Моцарта, музыку котрого вы слышали в начале урока и в рассказе Паустовского.

Сказать про этого музыканта, что он замечательный, всё равно, что ничего не сказать. «Такого гения больше не родит земля»- говорили про него при его жизни, говорят сейчас и, наверное, будут говорить всегда. В три года он уже играл на скрипочке и клавесине, с четырёх лет он начал сочинять свои первые произведения, с пяти- шести лет началась его концертная деятельность.

Моцарт прожил всего 35 лет жизни. Слыл большим жизнелюбом, был добрым, приветливым человеком, музыка его такая же светлая, радостная, красивая. Не зря многие люди, слушая музыку Моцарта, находят в ней опору и утешение.

Я жил не долго с вами на земле.

Но погребенья моего не видел,

Никто. Друзья простились у ворот,

Мой гроб не проводили до могил

Я не был похоронен. Снова жажду

Живую душу в музыке излить!

И реквием дописывать не стану-

Прощаться больше с жизнью не хочу.

Ведь столько в ней любви! Я понял, понял:

Печальна мудрость и мудра печаль,

Но высшая на свете мудрость- Радость!

Как сладко добывать из каждого мгновенья свет,

И нежность, и музыку! Всё дышит и звучит!

Очистите от шума землю эту-

И музыку услышите везде

Всё музыка! Всё радость!

Учитель: Понравилась вам ребята музыка Моцарта? Я думаю, что услышав где- нибудь эти произведения, будете угадывать, узнавать чья это музыка, и сможете рассказать о Моцарте и о силе его музыки.

Знакомство с песней: « Маленький принц» М. Таривердиева.

— когда музыка была вам необходима?

— кто из писателей написал о маленьком принце?

— появилась бы песня, если бы не было повести Антуана Экзюпери « Маленький принц»?

О чём она?

Итог урока.

Учитель: Язык слов и язык музыки… На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой.

Слова прежде всего воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Музыка не упоминая ни о чём, может рассказать всё.

Вывод.

Учитель: Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становиться чище, добрее и мудрее.

Обучающиеся: Паустовский своим рассказом показал нам сегодня прекрасный пример того, как может музыка принести человеку « опору и утешение».

Рефлексия.

Сегодня я узнала…

Было интересно…

Было трудно…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Выставление оценок ( обучающиеся сами определяют, какую оценку поставить друг другу).

Домашнее задание: прочитать рассказ К.Г. Паустовского « Корзина с еловыми шишками». Подготовить сообщения об Э. Григе.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: