Музыкально-литературная композиция по мотивам сказов П.П.Бажова «Сказы старого Урала»


«Сказы старого Урала»»

Музыкально-литературная композиция по мотивам сказов П.П.Бажова. (Старший дошкольный возраст)


Цели и задачи:

Закрепить у детей знание содержания сказов П.П.Бажова – «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Голубая змейка» через участие в театрализованном представлении. Развивать выразительность речи, пластику движений. Воспитание у детей интереса и уважения к творчеству П.П.Бажова, культуре и быту родного Урала.


Роли: Дедушка Слышко и Кокованя, Хозяйка Медной горы – воспитатели группы. В остальных ролях дети подготовительной группы.


(Зал оформлен под лесную опушку. У сторожки сидит дедушка Слышко. Дети входят в зал, здороваются).

Дед Слышко: Здравствуйте, ребята! Вы зачем это к моей сторожке забрели, по какой такой надобности?

Дети: Дедушка Слышко, расскажи нам сказку!

Дед Слышко: Сказку, говорите? Сказки – это про курочку Рябу да золото яичко, про лису с петухом. Такие сказки малым детям сказывают. Только я это не умею. А вот про старинное житьё, да про земельные дела, это вот помню. Только это не сказки, а сказы называются. И встречаются в них такие чудеса, что не всякому, слыш-ко про них говорить можно. Да вы, поди, и сами чего видали? Вот ты, к примеру, Федюнька?

Федюнька: Видал! Как-то раз мы с дедом Ефимом у костра сидели. Вдруг, видим, а из огня Огневушка-поскакушка выскочила! Это девчоночка такая, маленькая. Платочком махнула, да как пошла плясать, а потом остановилась у большой сосны, ножкой притопнула, платочком махнула и пропала. А мы с дедом потом на том месте золотой песок нашли!

Дед Слышко: Гляньте-ка, да не она ли это?

(Под фонограмму русской народной мелодии выбегает девочка в голубом сарафанчике, пляшет у костра).

Дед Слышко: Оставайся с нами, Огневушка! А ну, ребята, кто ещё хочет о чудесах-то сказать?

Ланко и Лейко: Мы видели! Мы Голубую змейку видели!

Ланко: Голубая змейка не такая, как все. Когда она ползёт, под ней даже следа не остаётся. По правую сторону от неё золотое облачко кружится, а по левую – чёрная пыль вьётся!

Лейко: А ещё она может в человека превращаться. Она нам подарила кошелёк с золотом и сказала, что, если мы что-то плохое задумаем, будем жадничать, да ссориться, весь её подарок в угольки превратится. А ещё мы о ней песенку сочинили:

— Эй-ка, эй-ка, Голубая змейка,

Появись, покружись, колеском покрутись!

Свежие документы:  Конспект урока «Песенность» 3 класс

(Под фонограмму выбегает девочка – Голубая змейка. В руках у неё чёрная и золотая ленточки. Танцует).

Дед Слышко: Милости просим и тебя, Голубая змейка, к нашему шалашу! Слыш-ко, ребята, сколько чудес рядом с нами ходят. Ну, слушайте, и я вам ещё один сказ поведаю.

— Жил в нашем заводе старик один, вроде меня, по прозвищу Кокованя. Вот, придумал он взять себе в дети сиротку. Пришёл к тем людям, где сиротка жила, видит, а на лавочке девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая мурлычет.

(Дед Слышко переходит к декорации балагана, говорит от лица Коковани. На лавочке сидит Дарёнка, у её ног – Мурёнка)

Кокованя: Ну как, Подарёнушка, пойдёшь ко мне жить?

Дарёнка: А ты, дедо, как узнал, что меня Дарёнкой звать?

Кокованя: Да так, само вышло: не думал, не гадал, нечаянно попал!

Дарёнка: А ты кто?

Кокованя: Да я вроде охотника. Летом золотой песок промываю, а зимой по лесам за козлом бегаю, да всё увидеть его не могу.

Дарёнка: Застрелишь его?

Кокованя: Нет, что ты! Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.

Дарёнка: Тебе на что?

Кокованя: А вот пойдёшь ко мне жить, расскажу!

Дарёнка: Пойду, только Мурёнку мою тоже с собой возьмём, гляди, какая хорошая!

Мурёнка: Пр-р-авильно говоришь, пр-р-авильно!

Кокованя: Такую звонкую кошку с собой не взять – дураком остаться! Вместо балалайки у нас будет.

Дед Слышко: Так и стали они жить втроём. Кокованя с утра на охоту ходил, а Дарёнка в избе прибирала, щи да кашу варила, а кошка Мурёнка мышей ловила. К вечеру домой соберутся, станет дед сказки сказывать, а Дарёнка всё просит его:

Дарёнка: Дедо, а про козлика-то расскажи!

Кокованя: Тот козёл особенный, у него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем, там появится дорогой камень-самоцвет.

Дарёнка: Дедо, а возьми меня с собой в лес. Может, я хоть издалека того козлика увижу!

Мурёнка: Пр-р-авильно говоришь, пр-р-авильно!

Кокованя: Ладно, возьму, только, чур, в лесу не реветь и домой не проситься!

-Вот и стали они в лесу, в охотничьем балагане жить. Ушёл как-то раз Кокованя в деревню, за лошадью, а Дарёнка с Мурёнкой одни остались. Вдруг, слышат, кто-то копытцами по крыше стучит. Дарёнка накинула платок, выскочила на крыльцо и видит…

Свежие документы:  Сценарий праздника к 8 Марта "Ваше величество, женщина"

(На середину зала выбегает мальчик в костюме козлика, скачет по кругу)

Дарёнка: Ой, смотри, Мурёнка, это же козлик тот! И рожки, и серебряное копытце блестит!

Мурёнка: Пр-р-авильно говоришь, пр-р-авильно!

(Мурёнка и Серебряное копытце танцуют. Козлик подбегает к балагану, топает ножкой, разбрасывает вокруг камушки-самоцветы)

Дед Слышко: Тут как раз Кокованя вернулся, стал было камушки собирать, да Дарёнка его уговорила:

Дарёнка: Не бери, дедо, вон как красиво! Завтра ещё поглядим!

Дед Слышко: Да только на другой день все камушки снегом занесло. Серебряное копытце и Мурёнка исчезли. Кокованя и Дарёнка счастливо зажили, потому как добрые и не жадные были.

Ну вот вам, слыш-ко и весь сказ. А теперь мне пора обход делать. Приходите в другой раз, я вам про Хозяйку Медной горы расскажу.

Дети: До свидания, дедушка Слышко! Спасибо за сказ!

(Дедушка Слышко выходит из зала, а с другой стороны появляется под волшебную музыку Хозяйка Медной горы)

Хозяйка: Кто это тут меня вспоминал? Здравствуйте, люди добрые!

Узнали меня, не боитесь? Боятся меня только злые да жадные, кто ленится да обманывает, кто малых обижает, да друзей в беде бросает. А вы не такие? А ответьте-ка мне на такой вопрос: Кто все сказы уральские вместе в одну книгу собрал, как самоцветы в шкатулку малахитовую?

Дети читают стихи: (Автор стихотворения воспитатель И. Хомутинина)

Все мы живём на Урале,

Помним своих земляков.

Здесь родился и работал

Павел Петрович Бажов.

Очень любил он природу,

Тайны её понимал,

Сказы седого Урала

В мудрую книгу собрал.

В ней, как в каменной шкатулке

Всё хранятся до поры

Сказ про мастера Данилу,

Да Хозяюшку горы,

О Дарёнке, да Мурёнке,

Да о бабушке Синюшке,

О Серебряном копытце,

Огневушке-поскакушке…

Нас с тобою сказы учат

Справедливым, добрым быть,

Уважать и слушать старших

И родной Урал любить!

(Дети и Хозяйка Медной горы заводят «Уральский хоровод»)

Хозяйка: Я вижу, вы народ умный, да весёлый. За это вам от меня подарок. Это книга «Малахитовая шкатулка». Будете сказы читать, да меня вспоминать. А теперь, до свидания, люди добрые, может, ещё и свидимся!


Автор работы Хомутинина И.Г.,

воспитатель подготовительной группы

МКДОУ Пионерский детский сад № 32 «Малыш».

Посёлок Пионерский, Талицкого района Свердловской области. 2012 г.









скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: