Нравственный выбор русского человека в трагические времена нашего Отечества (на основе интегрированных уроков по предметам «Музыка» и «История»)


Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 10 г. Волгограда














Нравственный выбор русского человека

в трагические времена нашего Отечества

(на основе интегрированных уроков

по предметам «Музыка» и «История»)











подготовила

учитель музыки

Наумова Наталия Викторовна











Волгоград

2014

«Одному человеку нельзя понять смысла и цели своего существования.

Когда же он приникает к народу, родившему его, и через него к природе

и миру, к прошлому времени и к будущей надежде, – тогда для души его открывается тот сокровенный источник, из которого должен питаться

человек, чтобы иметь неистощимую силу для своего деяния

и крепости веры в необходимость своей жизни»

(А. Платонов, рассказ «Афродита»).


Становиться личностью – это значит учиться занимать определённую позицию (С. Л. Рубинштейн). И особо важной для учителя является задача помочь становлению духовно-нравственной позиции ребёнка, ведь просто научиться этому невозможно. Формирование нравственной позиции – это и результат самовоспитания, и, через определённые поступки, следование нравственным нормам поведения. Конечно не во всём, но во многом важную роль в становлении нравственной позиции взрослеющего ребёнка, решающего свои важные проблемы, играет помощь педагога.

В процессе формирования нравственных качеств личности человек, как правило, сталкивается с ситуацией выбора, которая требует актуализации базовых личностных функций – избирательности и ответственности (В. В. Сериков). Определяющей характеристикой нравственной позиции человека является выбор целей, смысла и стиля жизни, линии своего поведения, способов решения жизненных проблем. Очень важным моментом здесь является избирательность. Ребёнок всё время стоит перед ситуацией выбора, а это один из важных этапов формирования личностных качеств, и от того какие решения будет принимать он, будет зависеть его нравственный облик.

В процессе формирования сложных личностных структур может возникнуть не одна, а несколько ситуаций выбора. Задача педагога – определить, вычленить тот момент, когда взрослеющий человек колеблется и затрудняется в совершении выбора и оказать поддержку именно в этих ситуациях. Открывая для ребёнка мир человеческой духовности, педагог должен поддержать его в сложной ситуации, когда нужно преодолеть жизненные коллизии, прийти во внутреннем диалоге к правильному решению [2, с. 92-93].

Технология организации интегрированного урока

В среде школьных программ активно идёт процесс интеграции. Предметы гуманитарного цикла обладают большим потенциалом для этого. Ведь современная система образования требует не механическое воспроизведение дат, событий, фактов, а ценностную оценку эпохи, её мысленную реконструкцию. В этом истории, несомненно, помогает музыка. Говоря словами Б. Теплова, музыка даёт возможность пережить кусок жизни, отраженный в свете определённого мировоззрения, заставляет ребёнка внутренне стать на определённую позицию, начать «жить» в этой ситуации и смотреть на мир, на людские поступки и отношения с той точки зрения, к которой вынуждает эта позиция [6, с. 92].

Готовя интегрированный урок, учителя берут сведения из разных наук, а в комплексе, дополняя друг друга, этот материал помогает восприятию детьми темы в целом. Сначала раскрываются понятия. Затем формируется проблема так, чтобы учащиеся смогли выйти на определённый уровень понимания языка двух дисциплин. Учитель должен найти такой системообразующий фактор, который бы дал возможность для обоснования объединения.

Используя интегрированные уроки, одно и то же понятие учитель наполняет неоднозначным содержанием, а в результате – появляется новое знание (эмоциональный образ), которое несёт в себе сведения из разных дисциплин.

Конструирование и проведение интегрированных уроков осуществляется по определённому плану:

  1. Теоретическая подготовка учителей: знакомство с тем, что такое «интеграция», каковы её методологические основы, способы реализации.

  2. Анализируются учебные программы по предметам, выявляются смежные вопросы, которые будут вынесены на интегрированное обучение.

  3. Определяется уровень согласованности предметов, общего взаимодействия учителей, общего конструирования урока, подбираются формы, методы, приёмы обучения.

  4. Отбирается учебный материал, который будет выноситься на урок.

  5. Урок вносится в тематическое планирование.

По своей организации и содержанию интегрированные уроки имеют четыре уровня:

первый уровень: учителя стремятся сформировать единые подходы к определённым событиям, явлениям. Задача — научить школьников на основе этих подходов строить устные ответы, анализировать музыкальные произведения. Учителям необходимо вырабатывать единые цели и задачи, определять общие понятия. Урок каждым учителем проводится самостоятельно.

второй уровень: здесь работа проводится в понятийно-информационном поле. Учителя отбирают понятия, согласуют предлагаемую информацию. На этом уровне учителя работают каждый на своём уроке или же вместе, согласовав свои функции.

третий уровень: проводится сравнительно – обобщающее изучение материала. Педагоги ставят задачу научить школьников сравнивать и противопоставлять события, явления, причины, характеры. Это объединённый урок, где время увеличивается за счёт обоих предметов, и работают оба учителя.

четвёртый уровень: на учащихся ложится основная работа. Они могут работать группами и парами. Старшеклассники самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, героях [4, с. 4-8].

Примеры интегрированных уроков 3 уровня:




Интегрированный урок по предметам «Музыка» и «История»

в 6 классе (2 урока – 1 час 20 минут)


Тема: «Александр Невский – духовный подвижник Земли Русской»


Цели деятельности учителя:

создать целостное представление обучающихся о переломной исторической эпохе монголо-татарского нашествия и шведско-немецких рыцарей и феодалов на основе исторических фактов и анализа музыкальных произведений;

сформировать представление о «добре » и «зле», лидере и толпе;

способствовать формированию осознанного нравственного выбора: как бы ты поступил в минуту опасности для Родины?;

сформировать устойчивый интерес к предметам истории и музыки.


Планируемые результаты образования:

Предметные:

Умеют слушать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Оценивать историческую личность и музыкального героя произведения по его поступкам. Находить общее в истории и музыкальном материале.

Метапредметные:

Познавательные:

Знают фактический материал по курсу истории XIII века. Внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

Регулятивные:

Выбирают действия в соответствии с поставленными задачами; понимают возможность различных позиций других людей и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии, умеют эмоционально-образно оценивать музыкальный и наглядный материал.


Коммуникативные:

Ставят вопросы, формулируют собственную позицию, аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров. Отстаивают свою точку зрения, включаются в диалог.

Личностные:

Анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства исторических личностей и героев музыкальных произведений. Формируют представление о «добре» и «зле», лидере и толпе. Учатся делать осознанный нравственный выбор: как бы ты поступил в минуту опасности для Родины?

Форма урока: урок обобщения материала.

Тип урока: интегрированный

Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, метод анализа, обобщения, сравнения, создание проблемно-поисковых ситуаций.

Оборудование: мультимедийные средства (компьютер, проектор, экран), видеодиск «Ожившая история». Изд-во «Вита-пресс», 2007 /А. Невский/; аудиокассета кантата С. Прокофьева «А. Невский», стихира святому благоверному князю Александру Невскому (напев Александро-Невской лавры), ария Кутузова из оперы Прокофьева «Война и мир»; карта XIII века; учебник А. Данилова История России с древнейших времён до конца XVI века, М. 2007; триптих Корина «А. Невский», фоторяд: памятник А. Невскому на площади Павших борцов и часовня А. Невского в Волгограде.


Ход урока

Звучит хор «Вставайте, люди русские» из кантаты Прокофьева «А. Невский», на экране появляется картина А. Корина «Александр Невский». Вместе с учителем музыки учащиеся дают описание, анализ увиденного и услышанного, формируют образ. Учитель рассказывает, что Александр Невский, благоверный и Великий князь по смерти своей причислен к лику святых. Святые Русской земли спасали не только себя, но освещали и возвышали всю нашу русскую жизнь. Благодаря ним из всех многочисленных народов только один русский народ избрал для названия своей страны слово «свято» – святая Русь. Не великая, не прекрасная, не ещё какая-нибудь, а святая. И имея в своей многовековой жизни такое великое прошлое, такой народ может иметь надежду на покаяние и воскрешение.

В «Житии Александра Невского» есть такой эпизод, в котором рассказывается, что король страны Римской, услышав о доблести князя Александра, подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». Собрал он силу великую, наполнил корабли полками своими и двинулся с огромным войском. Пришёл к Неве, опьянённый безумием, отправил своих послов в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разорю землю твою».

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошёл в церковь святой Софии, и, упав на колени перед алтарём, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и землю, и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».

И окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Тот благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слёзы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, а в правде». Вспомним песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, другие на конях, мы же имя Господа нашего призовём. Они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо». Сказав это, пошёл на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.

На экране ещё одно изображение А. Невского из триптиха А. Корина: грозный щит и меч сложены перед иконой Богоматери, голова низко опущена, свеча горит светом любви, покорности и благоговения. Он со слезами прости Богородицу: «Дево, моли Господа и Сына Твоего врагов злодействия мя избавити. Не имамы иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози. На Тебе надеемся и Тобою хвалимся. Радуйся, земли Русской заступниче…».

Звучит музыка: стихира святому благоверному князю Александру Невскому (напев Александровской лавры). Собранность, сосредоточенность, мужественность, суровость и вместе с тем удивительная эпическая красота звучит и в музыке, и в картинах.

Звучит ария Кутузова из оперы С. Прокофьева «Война и мир». Школьники услышали интонационное единство, родство и близость стихиры и арии.

Вот оно – прошлое и настоящее в духовном единстве, когда сердцем постигается связь человека с прошедшими веками. Прокофьевский «Александр Невский», коринский триптих и духовная музыка Александро-Невской лавры дополняют друг друга, помогают осмысливать нашу сопричастность к истории, памятникам старины, памяти предков.

Учитель истории делает акцент на роль А. Невского как защитника Земли Русской, даёт исторические сведения о Невской битве 1240 г.

Учитель музыки говорит с детьми о нравственном выборе народа. Мог ли народ не поддержать А. Невского? (звучит хор «Вставайте, люди русские»).

Учитель истории демонстрирует фрагмент «Ледовое побоище» из фильма «А. Невский». Учащиеся анализируют суть происходящего, и учитель истории предлагает дать оценку полководческому искусству А. Невского.

Учитель музыки говорит с детьми о том, что Великий князь Александр Невский является святым покровителем города Волгограда (показ фоторяда: памятник А. Невскому на площади Павших борцов, часовня А. Невского) и предлагает поразмышлять, почему жители нашего города сделали выбор в пользу этого святого заступника Земли Русской.

Учитель истории, подводя итог урока, просит дать оценку исторической личности А. Невского.

Учитель музыки: В нашем сегодняшнем уроке музыка нам помогла погрузиться в эпоху, увидеть её трагичность, роль лидера (князя) и народа.

Учителя оценивают работу детей на уроке.

Интегрированный урок по предметам «Музыка» и «История»

в 7 классе

(2 урока – 1 час 20 мин)


Тема: «Россия в конце XVI – начале XVII веков. Народная драма»

Цели деятельности учителя:

углубить знания, полученные на уроках истории на основе анализа оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов»;

создать условия для творческой реализации учащихся, сформировать устойчивый интерес к предметам музыки и истории через осознание личной значимости;

воспитание художественно-эстетического вкуса.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

Умеют слушать, анализировать, сравнивать, делать выводы, оценивать исторические личности и музыкальных героев произведения по их поступкам. Находить общее в истории нашей страны и в музыкальном материале.

Метапредметные:

Познавательные:

Знают фактический материал периода 1547-1613 года, знают оперу М.П. Мусоргского «Борис Годунов», внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

Регулятивные:

Выбирают действия в соответствии с поставленными задачами; понимают возможность различных позиций других людей и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии, понимают музыкальный стиль композитора, разбирают интонационный строй.

Коммуникативные:

Ставят вопросы, формулируют собственную позицию, аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров. Отстаивают свою точку зрения, включаются в диалог.

Личностные:

Анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства исторических личностей и героев музыкального произведения. Умеют управлять собственным вниманием, включаться в диалог, умеют отстаивать свою точку зрения, грамотно строить монологическую речь.

Тип урока: интегрированный.

Форма урока: урок-обозрение

Методы обучения: наглядно-слуховой, словесный, метод сравнения, анализа, метод обобщения, создание проблемно-поисковых ситуаций.

Тип урока: интегрированный

Методы обучения: наглядно-слуховой, словесный, метод сравнения, анализа, метод обобщения, создание поисково-проблемных ситуаций.

Форма урока: урок-обозрение

  1. Организационный момент (настроить учащихся на деятельность с помощью музыкального произведения).

  2. Углубление полученных знаний через выполнение творческого задания, беседа с учителем по материалу: «Россия в период 1547 – 1613 гг.», применение рефератов, анализ средств музыкальной выразительности.

  3. Закрепление знаний (самостоятельная работа).

  4. Оценивание (словесная оценка в «ситуации успеха»).

Методы обучения: наглядно-слуховой, словесный, метод сравнения, анализа, метод обобщения, создание проблемно-поисковых ситуаций.


Ход урока

Звучит хор «Славься» из оперы «Б. Годунов».

Учитель истории: В этом величественном «Славься» заключён дух изучаемой нами эпохи, в которой мы можем увидеть взлёты и падения, роль великих личностей, славу и горечь русского народа…. Эпоха середины XVI века правления царя (указывает на портрет Грозного).

Каковы итоги правления этой личности во внутренней политике?

Уч-ся: 1547 г. Россия получила титул царя (Иван 4 же венчал на царство), появился первый земский собор 1549, создано войско, вооружённые огнестрельным оружием стрельцы. Раскрывается суть опричнины. Один учащийся зарисовывает и объясняет политическую систему государства.

Учитель истории: каковы достижения и просчёты этого царя во внешней политике? Что происходит после смерти Ивана Грозного?

Учитель музыки: можем ли мы по внешним качествам великого правителя судить о его деятельности? (помогает учащимся сделать описание портрета). Строгий, жесткий взгляд.

Значит, его политика будет жесткой, деспотичной? (его глаза глубокие, нерадостные чувства). Возможно, в политике он рассудителен, а глубина его взгляда может свидетельствовать о глубокой драме. Взгляд целеустремлённый. Возможно, он идёт к своей цели через кровь. Любит ли царь свой народ, видим ли мы это?

А что такое народ? Толпа, масса? (приводится цитата М. Мусоргского «Народ – это не толпа, масса, это великая личность, одухотворённая идеей»). Слушаем… народ в царствование Б. Годунова. Какой это народ? (убогий, просящий, зависящий от царя).

Мы слышим здесь плач народа? (Народ кричит «Хлеба!»).

Демонстрируется видеоматериал. Учащиеся анализируют смысл «народная драма».

Обратитесь к своим творческим работам. Каковы шаги правления Годунова? (продолжил «шаги» Грозного; закрепостил крестьян; усилил обороноспособность страны; вернул территории, потерянные в ходе Левонской войны; стремился прививать образование. В царствование Годунова разразился страшный голод).

Звучит интонация «плача», появляется новый образ, образ Юродивого. В диалоге с учителем раскрывается сущность образа. С помощью проблемно – поисковых ситуаций прослеживаются отношения царь – юродивый – народ. Звучит фрагмент «Не троньте!».

Учитель истории говорит с детьми о России в период царствования Б. Годунова и появлении новой личности – Лжедмитрия I.

Учитель музыки говорит о новой интонации народа и на примере хор «расходилась, разгулялась» учащиеся оценивают новую интонацию – грозную, мощную, сильную.

Почему народ из плачущего, становится сильным? (говорится о том, как открываются ворота, и впускается в Москву Лжедмитрий. Звучит победная, торжествующая музыка, а потом опять интонация «плача»).

О какой тьме поёт юродивый «настанет ночь тёмная, непроглядная?» (учащиеся анализируют приход Лжедмитрия I, Лжедмитрия II; освободительное движение К. Минина и Д. Пожарского, говорят об избрании Михаила Романова на престол).

Учитель истории (открывает створку доски) сейчас вы сделаете небольшую самостоятельную работу: 1) Выпишите имена 6 русских царей от Ивана IV до М. Романова. 2) Кто из них пришёл к власти с помощью земского собора, а кто другим путём?

Учитель музыки (ставит риторический вопрос) Актуальна ли проблема власть и народ в наши дни? Цитирует:

«Будущее в наших руках,

Будущее в прошлом

Это мы создаём его

Если оно плохо, в этом наша вина» (Франц Анатоль).

Учащиеся поют гимн России.

Учитель истории: сегодня вы показали свою активность, умение систематизировать исторический материал, умение его грамотно преподносить. Оценки «5» достойны – (Ф.И. учащихся).

Учитель музыки: вы показали тот высокий уровень гимназиста, который умеет эмоционально оценивать факты, события, где музыка высвечивает живую ткань эпохи. Прочувствовали, что такое народная драма, наука-история, искусство-музыка.

Заключение

«Понять природу предмета – это означает познать духовную связь, сдерживающую собой все частности, исходя из своего духа, сердца и чувства, коротко говоря, из всего своего существа, ставя себя как бы в центр самого предмета». Эти слова Гегеля являются ключом к введению ребёнка в мир духовности. Нельзя разрушать, и насиловать саму природу ребёнка, нужно учитывать его естественное стремление к прекрасному и возвышенному. Учитель должен помочь школьнику осмыслить общечеловеческие ценности – добро и зло, Родина и материнство, любовь и предательство. На уроке происходит процесс творения ребёнком себя, своего духовного мира, своей души. Учитель же должен предугадать, на какую волну в данный момент настроены дети, о чём они размышляют, в какое русло выльется их состояние.


Литература

  1. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. – Волгоград, 1994.

  2. Бейтуганова М. С. Подходы к разработке системы педагогической поддержки старшеклассников в ситуации выбора // Научно-образовательный журнал. 2007, № 1(3), Волгоградский гос. институт повышения квалификации работников образования

  3. Савин Л. Н., Шмидт Е. А. Интеграция как сущность образования. – Волгоград, 2006.

  4. Толстопятов И. В. Средства массовой информации и проблемы воспитания // Дополнительное профессиональное образование на современном этапе. Сборник. – Волгоград. Изд-во ВГИПК РО, 2003.

  5. Теория и методика музыкального образования детей. Сборник // Школяр Л. В. и др.– М.: Флинта: Наука. 1999.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Химический Галилео"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: