Открытый урок музыки 2 класс «Инструмент – оркестр. Фортепиано»


Открытый урок музыки во 2 «б» классе. (28.02.2014 г.)



Класс: 2 «б»

Тема урока: Инструмент – оркестр. Фортепиано

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы обучения: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах

Методы обучения: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса, создание ситуации успеха); методы контроля и самоконтроля (групповые задания, самооценка); метод проблемно-развивающего обучения (эвристический), образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество), здоровьесберегающие технологии (чередование видов деятельности для охраны и укрепления психического здоровья обучающихся), информационные технологии.

Цель урока: Знакомство с разновидностями фортепиано – пианино и роялем.

Задачи урока:

Образовательные:

— расширить знания о музыкальных инструментах;

— объяснить значения слов форте, пиано, фортепиано, пианино, рояль;

— уметь распознавать звучание разных регистров фортепиано;

· способствовать развитию коммуникативных навыков (работать в парах, малых группах, уметь слушать и проявлять инициативу);

— проводить тембровые аналогии между звучанием фортепиано и звучанием некоторых инструментов симфонического оркестра;

— уметь сравнивать тембровое звучание марша Черномора М.Глинки в исполнении симфонического оркестра и фортепиано.


Развивающие:

— развивать воображение;

— развивать творческие способности.



Воспитательные:

— воспитывать интерес к учебному предмету, через разнообразие видов деятельности на уроке; воспитание адекватной самооценки и оценки деятельности одноклассников на уроке;

— воспитывать эстетические чувства;

— воспитывать интерес к классической музыке;

— воспитывать эмоциональное отношение к музыке.



Планируемые результаты урока:


Личностные:
· осознать необходимость учения;
· работать над адекватной самооценкой;
· учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.


Метапредметные:
· осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;

· умение строить речевые высказывания о музыке.


Предметные:
· наличие интереса к предмету «Музыка»;

. умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов, представленных в учебнике для 2 класса;

. владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мелодия, нотные размеры (4/4).


Регулятивные: 
· самостоятельно организовывать своё рабочее место;
· определять цель учебной деятельности с помощью учителя; 
· принимать и сохранять учебную задачу; 
· соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; 
· уметь контролировать свою деятельность;
· адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. 


Познавательные: 
· отвечать на простые и сложные вопросы учителя;
· сравнивать объекты по нескольким признакам;
· устанавливать причинно-следственные связи; 
· осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.


Коммуникативные: 
· вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, высказывать свою точку зрения на события; 
· участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
· выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.



Оснащённость урока: 


1. Учебник «Музыка» для 2 класса для общеобразовательных учреждений, авторы В.В. Алеев, Т.Н. Кичак; 
2. Рабочая тетрадь: пособие для общеобразовательных учреждений, авторы В.В. Алеев, Т.Н. Кичак;
3. Презентация в Power Point по материалу урока; 
4. Раздаточный дидактический материал. 

Свежие документы:  Конспект урока по Музыке «Симфоническая сюита «Ноктюрны» 7 класс

Оборудование урока: 
Доска, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, баян, фортепиано.


Средства обучения:

Клавиатура, раздаточный материал.

















Ход урока:

Слайд.

Учитель музыки:

Прозвенел и смолк звонок,
Всех позвал он на урок
Урок необычный сегодня у нас
Гостей в классе много на этот раз
Повернитесь, посмотрите и улыбки подарите.

Здравствуйте, ребята! (пропела)

Дети: «Здравствуйте!» (пропели по трезвучию)

Учитель: Сегодня 28 февраля.
День недели – пятница. Сегодня у вас урок такой, который будет посвящен интересному гостю. Слушайте внимательно, на вопросы отвечайте, все ребята подмечайте, ничего не забывайте.

Послушаем музыкальный фрагмент. Слушание.

— Вспомним, что это за произведение? (Марш Черномора). — Кто сочинил, композитор? (Глинка – показ портрета). — В каком произведении звучит этот марш? (опера Руслан и Людмила). — Напомните, кто такой Черномор?
— В каком музыкальном размере написан марш? (44).
— Да, марши пишутся в размере 44.
— Какие инструменты вы услышали? (перечисляем).
— Сказочность и волшебство музыке придает звучание каких инструментов? (колокольчики).
— Итак, все названные инструменты входят в состав оркестра, какого? (симфонического).
— Показали знания о Марше Черномора из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении симфонического оркестра. А хотите об одном из них узнать более подробно?

— Семья симфонического оркестра очень большая. Об одном из членов этой семьи узнаем подробно. Отгадаем загадку.



На концерте выступала
Наша милая Оксана,
Как звезда она играла
Целый час на …. (фортепиано)

Картина на слайде (фортепиано)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
— Сформулируйте тему урока, опираясь на слайд и загадку.

Тема урока: Знакомство с инструментом фортепиано.

— Что нам поможет раскрыть тему? Учебник, знания, учитель, гости, конечно, сам инструмент фортепиано, который стоит у нас в кабинете.

— А какие качества нам нужны, чтобы наш урок прошел успешно? (наша дружба)

— На все вопросы будем отвечать вместе, будем работать в парах, помогая друг другу, в ходе урока стараемся слушать внимательно друг друга.

— В тетрадях подпишем тему урока (слайд)

— О фортепиано нам расскажет Настя (слайд: рояль и пианино, форте и пиано).

— Ребята, как устроено фортепиано мы знаем? (нет). Какая проблема возникает? (лучше узнать). Я вам прочитаю «Сказку про девочку Нину, кошку Мурку и пианино». Кто тихо и внимательно слушает, будет сегодня моим помощником.

Читаю сказку (используя игрушку).

— Что в сказке самое важное? (ответы детей)

— Пианино – комнатный инструмент, рояль – концертный. Домой девочке могли подарить только пианино. Нина не боится, и вы подходите! Давайте тихонько подойдем к фортепиано.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Волшебная кисточка»

Кошка ходила по клавишам — они какого цвета?

— Фортепиано – клавишный струнный музыкальный инструмент. Все клавиши фортепиано – это клавиатура. Где вы еще слышали слово клавиатура? (на компьютере). Две педали. Одна педаль – правая – увеличивает силу звука (громкость звучания) и продлевает время звучания нот (т.е. руки убрали, а ноты звучат), а вторая (левая) – дана для того, чтобы инструмент звучал тише (когда, нр. оно сопровождает пение). Кто хорошо слушает, аккуратно понажимаем. Только не кулаком! Бережем инструмент!

— Нажимаем одну клавишу – один молоточек ударяет по струне. Две клавиши? – два молоточка, а если четыре? – четыре молоточка.

— Чем толще струна, тем звук выше или ниже? А чем тоньше струна, тем звук выше и нежнее.

— В сказке Мурка налево пошла, каким голосом поет пианино? (низким – в низком регистре).

Мурка повернет правее – звуки выше и нежнее (верхний регистр). А это — средний регистр.
Белым или черным клавишам соответствуют звуки до, ре, ми, фа, соль, ля , си? Звуки выстроились в ряд: до, ре, ми, фа, соль, ля, си — получился звукоряд!

Мы поем, как вы думаете, в низком, среднем или высоком регистре? (средний) — споем гамму До мажор. А вы как дирижеры – продирижируем! Встанем прямо, свободнее. Исполнение

— Высокие и низкие звуки закрепили. Присели тихо на свои места.

Поработаем в парах — На столах карточки-клавиатуры. Подвиньте себе карточки. Справа от средних регистров какие регистры? (высокие) – раскрасим красным, а слева? (низкие) – раскрасим желтым, а средние — раскрасим зеленым цветом. Сами подпишите регистры. Кто справился – руки домиком. Поработали, проверим себя по образцу (см. слайд). Оцените свою работу. Поставьте смайлик (на доске смайлики).

— Кто внимателен был: какие две разновидности имеет фортепиано? (рояль и пианино).
Да вертикальный – пианино (по- итальянски – маленькое пианино) и горизонтальный – рояль (по- французски – королевский).
— В учебнике посмотрите на стр. 63- репродукцию Корина. На каком инструменте играет музыкант? А почему вы так решили? (струны расположены горизонтально, поднята крышка). Размером больше.
— Музыкант, играющий на пианино, рояле, фортепиано, как его назовем? Кто знает? (пианист). Корин изобразил портрет пианиста Игумнова.

— Кто смотрел закрытие олимпиады в Сочи – 23 февраля? Обратили внимание, что в концерте принял участие известный наш пианист Денис Мацуев. Он блестяще исполнил фрагмент 2 концерта для фортепиано с оркестром С.А.Рахманинова.

— А я к нам на урок пригласила Кочурову Диану. Диана учится в 8а классе. В этом году Диана заканчивает детскую музыкальную школу по классу баяна. Но она ничуть не хуже научилась играть и на фортепиано.

Свежие документы:  Дидактические игры по ознакомлению детей с музыкальными инструментами симфонического оркестра

Исполнение на фортепиано

— У фортепиано очень большой диапазон. Таким диапазоном не обладает ни один инструмент оркестра. Он, используя все регистры своего звучания может изобразить игру нескольких музыкальных инструментов. Может одновременно и низкий и верхний исполнить (например, у скрипки одновременно не может). В оркестре, если нужно композитору низкие звуки, он берет контрабас. Если нужны композитору высокие – флейта). А у фортепиано можем сразу одновременно играть и в высоком и низком регистре. Мы живем в 21 веке. Музыканты, используя цифровые технологии, придумали цифровое фортепиано, звук может изменить. Нажимая на те же клавиши, но при этом он может звучать, как классическое, как более современное, а может звучать, как какой инструмент? (орган). Возможности инструмента расширились, т.е. не только регистры, но и тембры может изменять.

Фортепиано может звучать низко и высоко, громко и тихо, отрывисто и связно. Поэтому звучание фортепиано часто сравнивают со звучанием оркестра.
Послушайте
«Марш Черномора» в фортепианном исполнении. В какой момент инструмент звучит громко, а в какой тихо?

Слушание (ответы детей) Слайд

— Какие регистры использует Глинка в «Марше Черномора». ( Черномор – громко – шаги громкие, злые. Изображают злого, грозного героя. А тихие – сказочность, коварность, хитрость героя). Похожи ли звуки фортепиано на звуки колокольчиков?

В оркестре нужно несколько инструментов, а здесь – один музыкант.

Физкультминутка.

— Музыкой можно изобразить различных животных. Давайте мы представим себя композиторами и подберем регистр каждому животному, т.е. в каком регистре фортепиано можно изобразить каждого из этих животных?

Работа в группах

— Проверим себя по образцу (у кого нет ошибок?) Слайд

Так как у фортепиано дружат между собой: и черные, и белые клавиши, все регистры, и Нина подружилась с ним. Споем песню о дружбе. Нотки дружат между собой. И я хочу, чтобы вы оставались добрым и дружным классом!

Исполнение песни о дружбе.

— Подведем итог вместе. О чем говорили? Какую учебную задачу ставили в начале урока? (ответы детей) Кто считает, что мы выполнили эту задачу? — Какая была для нас проблема в начале урока?

— Кто доволен своей работой на уроке? Улыбнитесь мне

— Наше сегодняшнее настроение хорошо отражено в стихотворении Осипа Мандельштама «Рояль», которое нам прочитает Галя.

Стихотворение Осипа Мандельштама «Рояль»

— Мы будем продолжать работать над этой темой, продолжать упражняться. А дома повторите два итальянских термина – форте и пиано.

— Мне сегодня очень понравилось на уроке как вы работали. Молодцы. А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением покидаете урок.

Кто с хорошим настроением – выйдите к доске, давайте пропоем песню «Улыбка». Подарим ее нашим гостям.

Исполнение песни.

Оценки за урок.

Спасибо за урок!

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: