Открытый урок по музыке на тему: «Волшебная сила музыки»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА





Открытый урок по музыке

на тему:








Разработала Шевченко М.В.,

учитель музыки

I квалификационной

категории

МОУ «Красненская СОШ»







2012 год

Тема урока: «Волшебная сила музыки»


Тип урока: мультимедийный, экспериментальный, проектный.


Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, проектные.


Цель урока: Выявить особенности влияния музыки на

психоэмоциональное состояние школьников.


Задачи: 1. Воспитывающая: воспитать интерес и любовь к музыке,

духовно-нравственные чувства.

2. Развивающая: развить музыкальную память, музыкальный

слух, чувство ритма, навыки хорового пения, творческие

навыки.

3.Обучающая: научить петь лёгким, прикрытым звуком,

чисто интонировать, слушать музыку и понимать её

содержание, научить ценить всё, что нас окружает.

Оборудование: портреты композиторов П.И.Чайковского, Э.Грига,

В.А.Моцарта, исследовательские работы учащихся,

ПК, раздаточный материал, аудиооборудование.


Литература: Программа по музыке под редакцией

Д. Б. Кабалевского, М. – «Просвещение», 2004.


Оформление класса: На доске тема урока, эпиграф: «Цель музы­ки —

возбудить душевное волнение. Никакое другое

искусство не пробужда­ет столь возвышенным образом

благородные чувства в сердце человека».

П.И.Чайковский, проектная доска, ПК.













Ход урока:


Звучит 2-я тема 1-й части Симфонии №6 Петра Ильича Чайковского. Учащиеся входят в класс. Исполняется музыкальное приветствие:

Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал нам весёлый звонок.

Сказал, заливаясь на ноте высокой:

«Друзья, поздравляю с началом урока!» — 2 раза.

— Добрый день, добрый день!

Песни петь нам не лень!

— Здравствуйте, ребята!

— Здравствуйте!

После музыкального приветствия ребята рассаживаются по местам.

Учитель: Ребята, вы сегодня заходили в класс под красивую музыку, которую вы уже слышали ранее на наших уроках. Давайте вспомним название данного произведения и имя композитора, сочинившего такое замечательное произведение и жанр, в котором оно написано. (Ответы учащихся). Ребята, а какие чувства вызывает в вас эта музыка? (Ответы учащихся).

На наших уроках звучала разная музыка. Разная не только потому, что её сочинили композиторы многих стран, а потому, что выражала она различные человеческие чувства, потому что в ней были воплощены разнообразные стороны человеческой жизни. Мы с вами уже говорили о величайшей силе искусства – способности музыки воздействовать на сердце человека, наполнить его радостью, нежностью, гордостью, печалью, состраданием, смелостью и мужеством. Мы также много говорили о влиянии музыки на чувства, эмоции и даже на здоровье человека, о её преобразующей силе. Приводили и анализировали примеры такого влияния из жизни знаменитых людей.

Ребята, сегодня я вам предлагаю провести на уроке небольшой эксперимент. Тема нашего урока «Волшебная сила музыки» D:Олимпиадыволшебная сила музыкиВолшебная сила музыки.zip(слайд №5, презентация 1). Мы попробуем с вами выяснить, как музыка может влиять на настроение, самочувствие и активность, то есть на нашу с вами психоэмоциональную сферу. Очень точно об этом сказал П. И. Чайковский (слайд №6, презентация 1): «Цель музы­ки — возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробужда­ет столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека».

Но прежде чем перейти к нашему эксперименту, давайте послушаем творческую группу, с которой мы провели исследовательскую работу и подготовили для вас, ребята, материал о волшебной силе музыки.

Выступление учащихся творческой группы.

Исследовательская работа на тему:

«Волшебная сила музыки (слайд №1, презентация 2).

Цель данного исследования заключается в изучении особенностей влияния музыки на психоэмоциональную сферу человека (слайд №2).

Для достижения цели нами были выдвинуты следующие задачи (слайд №3):

  1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования.

  2. Изучить влияние музыки на психоэмоциональное развитие человека.

  3. Исследовать особенности влияния классической музыки на состояние здоровья человека.

Замечательное искусство музыки вызывало восхищение в прошлые времена, вызывает восхищение и сегодня — у миллионов людей, населяющих нашу планету (слайд №4).

Ещё Платон считал, что ритмы и лады музыки, «достигая глубин души, воздей­ствуют на мысль, делая ее сообразной им самим»… Лучшая охрана государ­ства, как считал Платон, – музыка, наиболее степенная и пристойно слаженная, скромная и простая, мужественная, а не женственная… (слайд №5).

О воспитательной функции музыки высказывался и Аристотель: посколь­ку «музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть вклю­чена в число предметов воспитания молодежи. Обучение музыке подходит самой природе для этого возраста» (слайд №6).

Один из наиболее известных теоретиков музыки эпохи Возрождения Джозеффо Царлино писал в своем трактате: «Музыка возбуждает дух, управляет страстями, укрощает и унимает ярость, заставляет проводить добродетельно время и обладает силой порождать в нас привычку к хорошим нравам, осо­бенно тогда, когда она употребляется в должных ладах и в меру» (слайд №7).

Известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский считал: «Благода­ря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе» (слайд №8).

Занятия музыкой развивают музыкальный слух, и у человека повышает­ся чувствительность к улавливанию различных звуков. Эта способность мо­жет помочь летчикам, водителям, механикам по еле уловимым оттенкам зву­ка работающего мотора определить, какие в нем случились неполадки. Сту­денты и школьники, обладающие развитым слухом и хорошим чувством му­зыкальной интонации, осваивают трудности произношения иностранного языка намного скорее, чем те, у кого музыкальный слух не развит (слайд №9).

Занятия пением положительно влияют на интонационное богатство речи, ее выразительность, тонкость и точность в передачи соответствующих настроений. Такое умение владеть голосом в принципе необходимо каждому чело­веку, но особенно учителям, преподавателям, лекторам – всем, кому приходится много говорить.

Пение в хоре, игра в оркестре или ансамбле развивают в человеке такую важную черту характера, как чувство коллективизма (слайд №10).

Общение с музыкой совершенствует духовную организацию человека и повышает его общую эмоциональность, что положительно сказывается на творческом потенциале личности.

В наше время обладание минимальными навыками и знаниями в области музыки является непременным условием для развития хорошего художественного вкуса, который, в свою очередь, во многом определяет суть самого человека. Если перефразировать изречение древних о друге, можно смело утверждать: «Скажи, какую музыку ты любишь, и я скажу тебе, кто ты» (слайд №10).

Давно заметив неоспоримое влияние искусства на жизнь и здоровье, чело­век настойчиво обращался к нему в надежде на помощь. И искусство помога­ло ему, возвращая силы и душевное равновесие, делая жизнь достойной че­ловека.

К культуре какой бы страны мы ни обратились, везде можно найти сведения о применении музыки для нормализации душевного состояния людей. В Китае и Индии, Египте и Древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали звуки музыки для врачевания.

Музыка способна создавать особое психоэнергетическое поле, передающее положительную энергетику творцов – слушателям. Эта энергетика облада­ет множественностью воздействия: она способна исцелять человека и возвра­щать к жизни, стимулировать его интеллект и оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.

Музыка спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, вос­становить силы, а бодрая и ритмичная – улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает подолгу не уставать. Мелодии, доставляющие человеку удо­вольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды.

Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долго­летию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффектив­на при радикулитах и невритах. Духовная музыка (музыка религиозных куль­тов) восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся как в процес­се получения образования, так и в современной жизни в целом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы ее использования (слайд №12).

Учитель: Давайте скажем большое спасибо нашей творческой группе за увлекательное выступление. А сейчас, ребята, скажите, что же нового вы узнали о волшебной силе музыки? (Ответы учащихся).

Учитель: Я вижу, что вы очень внимательно прослушали лекцию, а сейчас давайте приступим к нашему эксперименту. У вас на столах находятся бланки с таблицами для оценки вашего эмоционального состояния. Давайте, ребята, сначала оценим своё состояние до начала эксперимента, а затем повторим ту же процедуру в конце урока. Таким образом, мы сможем узнать, смогла ли музыка повлиять на наше психоэмоциональное состояние или нет. Сначала оцените свое самочувствие (С) и поставьте цифру в соответствующей ячейке. Аналогично оцените степень активности (А) и настроение (Н).

Учащиеся оценивают своё состояние, выставляя баллы в соответствующие ячейки Таблицы №1

Учитель: Я вижу, что все справились с заданием, а теперь я предлагаю вам сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Сегодня вы послушаете три небольшие пьесы композиторов разных стран. Все они вам уже знакомы. Постарайтесь вспомнить автора каждой пьесы, и её название.

Учащимся предлагается для прослушивания следующий репертуар:

  1. Э. Григ. «Утро» из Музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» – 3 минуты.

  2. П.И. Чайковский. «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» – 2 минуты.

  3. В А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» – 3 минуты.

Слушание музыки сопровождается показом слайдов №7, 8, 9, презентации 1.

После прослушивания музыки учащиеся отвечают на вопросы учителя:

  1. Итак, ребята, какое впечатление произвела на вас каждая из пьес?

  2. Как изменилось ваше самочувствие и настроение после прослушивания?

  3. Постарайтесь вспомнить автора каждой пьесы и её название.

Чтобы ребятам было легче ответить на последний вопрос, учитель показывает слайд с портретами композиторов: № 8, презентации 1.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы все отлично справились с заданием. А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и провести музыкально-ритмическую паузу. Давайте сегодня на уроке немного потанцуем. Домашним заданием вам было придумать или вспомнить движения к русскому народному танцу «Калинка». Итак, кто желает продемонстрировать нам свои таланты?

Ученики по желанию становятся перед классом и показывают под музыку свои движения, а все остальные повторяют их.

Учитель: Ну как, ребята, вам понравилась наша импровизированная физкультминутка? Какими стали ваше самочувствие, настроение? Повысилась ли активность? (Ответы учащихся).

Учитель: А сейчас давайте выполним несколько вокальных упражнений:

Упражнения: 1) Лёгкий массаж головы и ушей;

2) Гимнастика языка (для дикции);

3)Дыхательная гимнастика (2 упражнения).

Вокальные упражнения: ми-ма-мо; ри-ха-хо; даг-диг-дуг-диг; попевка «Утро» на мелодию пьесы «Утро» из сюиты к драме Г.Ибсена «Пэр Гюнт».

Учитель: Ну а сейчас, ребята, я вам предлагаю вспомнить несколько детских песен из знаменитых мультфильмов. Я знаю, что они вам всем очень нравятся, и вы их очень любите. Давайте споём попурри, которое состоит из этих песен.

  1. «Улыбка» из мультфильма «Крошка-енот».

  2. «Песня бременских музыкантов» из мультфильма «Бременские музыканты».

  3. «Неприятность эту мы переживём» из мультфильма «Кот Леопольд и мыши».

Во время исполнения попурри показ слайдов №9, 10, 11, презентации 1.

Учащиеся исполняют попурри сначала все вместе, а затем по группам и с солистами.

Учитель: Ну что, ребята, вам понравилось такое необычное исполнение? Как ваше настроение? Самочувствие? Активность? (Ответы учащихся).

А теперь мне хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Какие у вас остались от него впечатления? Что нового и ценного вы узнали для себя на нашем уроке? (слайд №12, презентация 1) (Ответы учащихся).

Ребята, к сожалению, наш урок подходит к концу. Также заканчивается и наш сегодняшний эксперимент. По вашим светящимся от удовольствия глазам, по улыбкам и по вашим отзывам о сегодняшнем уроке я вижу, что наш эксперимент удался. А чтобы это подтвердить, давайте ещё раз обратимся к нашим бланкам и заполним Таблицу №2, оценивая своё самочувствие, настроение и активность.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Ну и напоследок мне хотелось бы вам предложить рекомендации по использованию средств музыкального искусства с целью оздоровления организма, а также «Музыкальную аптечку», которую мы составили для вас с нашей творческой группой. Нам бы хотелось, чтобы вы, ребята, позабыли о формацефтических средствах, а укрепляли бы свой организм и боролись с недугами с помощью волшебной силы музыки. Ещё я хочу вас поблагодарить за активное участие в нашем небольшом эксперименте, результаты которого вы узнаете на следующем уроке.

Подводя итог нашего урока, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье. Она напомнит о любви к людям и поддер­жит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, прине­сет радость, здоровье и наслаждение (слайд №13, презентация 1).

У вас на партах лежат наборы смешных человечков. У них у всех разное выражение лица. Выберете для себя одного из человечков, который бы соответствовал вашему настроению и отношению к сегодняшнему уроку, и прикрепите его на доску, выходя из класса.

Под музыку песни «Улыбка» учащиеся выходят из класса, прикрепляя на доску каждый своего человечка.




















Основные результаты исследования


После обработки данных нашего исследования были получены следующие результаты, которые приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

«Результаты исследования функционального состояния

состояния учащихся до прослушивания музыки»

Функциональное

Состояние в баллах

До прослушивания

музыки

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

С (самочувствие)

1

2

1

5

1

А (активность)


2

3

5


Н (настроение)


2


4

4

САН



3,5



Таблица 2.

«Результаты исследования функционального

состояния после прослушивания музыки»

Функциональное

Состояние в баллах

После прослушивания

музыки

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

С (самочувствие)



2

4

4

А (активность)


1


6

3

Н (настроение)




3

7

САН



4,3




По результатам, приведённым в таблице, мы видим, что после прослушивания музыки эмоциональное состояние учащихся значительно улучшилось. Если до прослушивания музыки лишь один учащийся оценил своё самочувствие в «5» баллов, то после прослушивания музыки таких учащихся стало четыре. Соответственно повысилась активность и настроение: до прослушивания музыки в «5» баллов состояние активности не оценил ни один ученик, после — три ученика, настроение до прослушивания музыки в «5» баллов оценили четыре ученика, после – семь учеников. Если до прослушивания музыки плохое эмоциональное состояние наблюдалось у семи учащихся («1» и «2» балла), то после прослушивания только один ученик оценил своё состояние в «2» балла. Также значительно повысился и общий интегральный коэффициент эмоционального состояния: до прослушивания музыки – 3,5, после прослушивания – 4,3 балла.

Результаты данного исследования подтверждает рисунок 2.2.1.









Рис. 2.2.1. Результат исследования функционального состояния

школьников до прослушивания музыки и после.

Где: 1 – самочувствие, 2 – активность, 3 – настроение


На данном рисунке мы видим, что самочувствие учащихся после прослушивания музыки возросло с 3,3 до 4,2 баллов, активность поднялась с 3,3 до 4,1 балла, а настроение увеличилось с 4 до 4,7 баллов.

Проанализировав полученные оценки функциональных состояний (САН) учащихся 4-го класса, можно сделать вывод о том, что восприятие музыки дало положительный эффект. В результате улучшение само­чувствия отмечено у 70% учащихся, повысилась степень активность у 60% учащихся, а положительное изменение настроения наблюдалось также у 60% учащихся. Данные результаты мы можем увидеть на рисунке 2.2.2.





Рис. 2.2.2. Результаты функционального состояния

учащихся 4-го класса в % соотношении

Где: 1 – самочувствие, 2 – активность, 3 – настроение


Дополнительно было проанализировано функциональное состояние девочек и мальчиков отдельно до прослушивания музыки и после. Результаты данного анализа представлены на рисунках 2.2.3. и 2.2.4.

Проанализировав функциональное состояние девочек и мальчиков отдельно, было выявлено, что у девочек оно более высокое как до прослушивания музыки, так и после. Самочувствие у мальчиков после прослушивания музыки улучшилось до 3,5 баллов, у девочек – до 5 баллов. Активность у мальчиков возросла до 3,8 баллов, у девочек – до 5 баллов. Настроение у мальчиков поднялось до 4,6 баллов, у девочек – до 7 баллов. Но в целом положительный рост функционального состояния после прослушивания музыки был замечен как у девочек, так и у мальчиков.

Таким образом, было доказано, что музыка благотворно влияет на здоровье человека, в частности, на его эмоциональное состояние.


Рис. 2.2.3. Оценка функционального состояния мальчиков

и девочек до прослушивания музыки.

Где: 1 – функциональное состояние мальчиков, 2 – функциональное состояние девочек до прослушивания музыки.

Рис. 2.2.4. Оценка функционального состояния мальчиков

и девочек после прослушивания музыки.

Где: 1 – эмоциональное состояние мальчиков, 2 – эмоциональное состояние девочек после прослушивания музыки.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


По данной проблеме нами была изучена литература, проведено исследование и сделана математическая обработка полученных результатов. Проанализировав полученные оценки функциональных состояний (САН) учащихся 6-го класса, можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате улучшение самочувствия отмечено у 70% учащихся, повысилась степень активность у 60% учащихся, а положительное изменение настроения наблюдалось также у 60% учащихся.

Изучив и проанализировав материалы по теме данного исследования, были сделаны следующие выводы:

1) музыка способна порождать особую энергетику множественного воздействия;

2) музыка обладает многогранной преобразующей силой, в том числе –оздоравливающей;

3) терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времен и нашли научное подтверждение в наше время.

Выдвинутая гипотеза о том, что духовное развитие человека сред­ствами музыкального искусства благотворно влияет на состо­яние его здоровья, была подтверждена в ходе практической исследовательс­кой деятельности. Полученные результаты тестирования учащихся 6-го класса подтвердили наше предположение.






Регистрационный бланк


ФИО_____________________________________________________________

Пол______________________________________________________________

Возраст___________________________________________________________

Дата проведения___________________________________________________


Инструкция


Сначала оцените свое самочувствие (С) и поставьте цифру в соответствующей ячейке.

Аналогично оцените степень активности (А) и настроение (Н).

Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 –хорошее, 5 – отличное.


Таблица 1.

«Функциональное состояние до прослушивания музыки»


Функциональное

состояние

До прослушивания

музыки

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

С (самочувствие)






А (активность)






Н (настроение)






Таблица 2.

«Функциональное состояние после прослушивания музыки»


Функциональное

состояние

После прослушивания

музыки

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

С (самочувствие)






А (активность)






Н (настроение)












ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МЕТОДИКА «ГРАДУСНИК»

(экспресс-вариант методики САН)

Цель применения: оперативная оценка функционального состояния (самочувствия, активности и настроения).

Функциональное состояние

1

2

3

4

5

С (самочувствие)






А (активность)






Н (настроение)







Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 –хорошее, 5 – отличное.

Инструкция

Сначала оцените свое самочувствие (С) и поставьте цифру в соответствующей

ячейке.

Аналогично оцените степень активности (А) и настроение (Н).

Оценка результатов

Интегральный коэффициент высчитывается по формуле:

САН = (С+А+Н): 3

Использовать экспресс-диагностику САН можно, начиная с младшего школьного возраста (9-10 лет) при соответствующей подготовке детей и

объяс­нении им основных понятий.








ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВАВ ОЗДОРОВЛЕНИИ ОРГАНИЗМА


Если у вас угнетенное депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуж­дены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать ле­карства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки.

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из депрессив­ного состояния:

1. Мелодии задумчивые, грустные по настроению.

2. Мелодии не такие печальные.

3. Мелодии радостные и веселые.

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбужден­ного состояния:

1. Быстрые, веселые мелодии.

2. Мелодии менее радостные.

3. Мелодии плавные и задумчивые.

Слушая музыку, вы постепенно войдете в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.

Рекомендации психотерапевтов:

1. Музыкальная программа не должна состоять более чем из 4-5 произве­дений общей длительностью 15-20 минут. Лучше, если это будут не песни.

2. Во время прослушивания желательно находиться в одиночестве, в изолированном от посторонних звуков помещении с приглушенным светом.

3. Лучше сидеть на диване или в кресле в удобном положении, с закрыты­ми глазами, полностью расслабившись.

4. Перед прослушиванием скажите себе (и поверьте в это): «Сейчас я по­слушаю одну, две, три мелодии, и моя меланхолия (депрессия, бессон­ница и др.) исчезнет»


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Музыкальная аптечка»


Снять стресс поможет романти­ческая музыка Ф. Шуберта, Р. Шумана, П.И. Чай­ковского, Ф. Листа.

Произведения Л.В. Бетховена утешают, успокаивают, наполняют мужеством.

«Аве Мария» Ф. Шуберта, «Лунная соната» Л.В. Бетховена, «Лебедь» К. Сен-Сан-Са, «Метель» Г. Свиридова – вместе с гипнозом и иглоукалыванием – по­могают от алкоголизма и курения.

Бодрящая музыка П.И. Чайковского, А.Н. Пахмутовой и А. Таривердиева – от неврозов и раздражительности.

Язва желудка и двенадцатипер­стной кишки исчезает при прослушивании «Вальса цветов» из балета П.И. Чай­ковского «Спящая красавица» и ме­лодичной музыки В.А. Моцарта.

При переутомлении поставьте записи музыки Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Элвиса Пресли, а при син­дроме хронической усталости послушайте «Утро» Э. Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» (фрагмент из оперы М.П. Мусоргского «Хованщина»), романс «Вечерний звон», мотив песни «Рус­ское поле», «Времена года» П.И. Чайковс­кого, музыку Брамса.

Полное расслабление вы можете получить от «Вальса» В. Шостаковича из старого кинофильма «Овод», орке­стра Ф. Пурселя, мелодии Ф. Лея из к/ф «Мужчина и женщина», роман­са Г. Свиридова из музыкальных иллю­страций к повести А.С. Пушкина «Метель»

Нормализует кровяное давление и сердечную деятельность «Свадеб­ный марш» Мендельсона.

«Картинки с выставки» М.П. Мусоргс­кого умиротворят в гневе.

Снимает головную боль и мигрень прослушивание знаменитого Полонеза М. Огиньского, Мелодии К. Глюка, «Юморес­ки» К. Дворжака, «Весенней песни» Мен­дельсона, музыки Д. Гершвина.

ОКОНЧАНИЕ ПРИЛ. 3

Нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Э. Грига, органная музыка И.С. Баха.

При депрессии – «Хабанера» из оперы Ж. Бизе «Кармен», «Турецкий марш» В.А. Моцарта, «Триумфальный марш» из «Аиды» Д. Верди. А ноктюрны Ф. Шопена, наоборот, способны выз­вать депрессию.

При плохом аппетите рекомендуется слушать музыку «Битлз» и фортепианные концерты Ф. Листа, а пение хором «Реквиема» В.А. Моцарта, по мне­нию музыкотерапевтов, укрепляет им­мунитет человека.

Тонизирующая музыка – тот же полонез М. Огиньского, «Чардаш» Монти, музыка из к/ф «Шербургские зон­тики» М. Леграна и просто хороший джаз и рок-н-ролл.




















Самоанализ урока.


  • Урок типовой – охвачены все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, вокальная работа, музыковедение.


  • Урок комплексный – в равной мере чередуется деятельность учащихся, направленная на повторение и закрепление пройденного материала, музыкальных навыков и умений с восприятием и усвоением новой информацией.


  • Урок экспериментальный – на протяжении всего урока проводится эксперимент по выявлению силы воздействия музыки на эмоциональное состояние школьников.


  • Урок мультимедийный – на уроке используется компьютерное оборудование, презентация, показ слайдов, аудиозаписи.


  • Урок проектный – учащиеся подготовили по теме урока исследовательский проект.


  • Урок личностно-ориентированный, потому что каждый ученик имел возможность выбрать самостоятельно тему исследования, каждый имел возможность выразить своё отношение к уроку на этапе рефлексии.


  • Структура урока – блочная. Композиционная структура – урок-исследование. Все виды деятельности подчинены достижению основной цели и поставленных дидактических и воспитательных задач.


  • Модулирование урока построено по принципу сквозного развития: каждый последующий блок является продолжением предыдущего.


  • Время деятельности учащихся на уроке и нагрузка не превышает допустимых норм. Смена видов деятельности служит физиологической и психологической разрядкой для детей, применяются здоровьесберегающие технологии.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина – М., 1983. – С. 61 – 63.

  2. Барышева Т.А., Шекалов В. А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие твор­ческих способностей / Т. А. Барышева, В. А. Шекалов — Ростов-на-Дону, 2004 (Серия «Мир вашего ребенка»).

  3. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. / П. П. Блонский. С. 103

  4. Большая Советская Энциклопедия. Электронное издание CDROM. 2003.

  5. Ветлугина Н. П. Музыкальное развитие детей / Н. П. Ветлугина. – М., 1997.

  6. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выгодский // Книга для учителя, 3-е издание. – М., Просвещение, 1991. – 93 с.

  7. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России» М., С. 44 – 47

  8. Замятина Т. А. Современный урок музыки. / Т. А. Замятина – М., 2007. – С.10 – 17.

  9. Лобанова Е.А. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки / Е. А. Лобанова // Образова­ние в современной школе. 2005. № 9. С. 44-57.

  10. Лобанова Е. А. Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий / Е. А. Лобанова // Музыка в школе, 2005, №3.

  11. Овчинникова Т. Музыка для здоровья / Т. Овчинникова. – С-Пб.: Союз художников, 2004

  12. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй / В. И. Петрушин. — М.: ВЛАДОС, 2000.

  13. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия / В. И. петрушин. – М.: Владос, 2000.

  14. Прилуцкая Н. В. Формирование интереса к музыке у школьников / Н. Ф.

Прилуцкая // Музыка в школе. – 2007. — №№ 3, 4.

15. Райгородский Б.Д. Что может музыка / Б. Д. Райгородский // Музыка в

школе. 2004. № 4. С. 61-62.

16. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы / Г. Шанских //

Искусство в школе, 2003, №5.


Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Системы счисления" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: