Рабочая программа по музыке 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина


«Согласовано»

Руководитель МО

_____________ / Пчелова Е.В.

Протокол № _____ от

«___»____________ 2012 г.


«Согласованно»

Заместитель руководителя

по УВР МОУ Лицея № 8

г. Буденновска

_____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2012 г.


«Утверждено»

Директор МОУ Лицея № 8

г. Буденновска

_____________ / Герман М.А.

Приказ № _____ от

«___»___________ 2012 г.



Рабочая программа педагога

I категории

Гапаровой Татьяны Ивановны

по музыке

3 «Б» класс



рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«___»___________ 2012 г.





2012 – 2013 уч. год



Музыка 3 класс

(1 ч в неделю — 34 ч)


Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (2004 г.), примерной программы начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» — Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека.

Изучение музыки в 3 классе направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию. Цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.


Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе — формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.


Задачи уроков музыки:

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; интереса к народным традициям, культурным ценностям родного края;

  • развитие активного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний о музыке;

  • формирование опыта музицирования;

  • обучение хоровому исполнительству;

  • развивать желание и умение детей воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа;

  • поддерживать желание детей передавать в рисунке настроение музыкального произведения.



В данный УМК входят:

Учебник «Музыка» 3 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)

Рабочая тетрадь «Музыка» 3 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)

Методическое пособие «Методика работы с учебниками «Музыка» 1- 4 классы» (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)






Содержание программы

3 класс (34 ч)


Раздел «Россия — Родина моя». Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Раздел «День, полный событий». Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.

Раздел «О России петь — что стремиться в храм». Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

Фольклорный раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Жанр былины. Певцы — гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.

Раздел «В музыкальном театре». Музыкальные темы — характеристики главных героев. Интонационно — образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.

Раздел «В концертном зале». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.

Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.


Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе

В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:

  • Слова и мелодию Гимна России;

  • Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

  • Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

  • Названия изученных жанров и форм музыки;

  • Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, обряды);

  • Названия изученных произведений и их авторов;

  • Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров.

Уметь:

  • Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

  • Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

  • Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

  • Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

  • Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия;

  • Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся).


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

  • Исполнения знакомых песен;

  • Участие в коллективном пении;

  • Музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

  • Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.





Тематический план учебного курса Тематическое планирование



Период обучения

Количество часов


п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1 четверть

9


1

Россия – Родина моя

5

2 четверть

7


2

День, полный событий

4

3 четверть

10


3

О России петь – что стремиться в храм

7

4 четверть

8


4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

4

Итого

34


5

В музыкальном театре

6




6

В концертном зале

4




7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

4





Итого

34 ч.
















Календарно – тематическое планирование


п/п

Дата проведения

Тема урока

Основные термины и понятия

Музыкальные произведения

План.

Факт.

1 четверть (9 ч)

Россия – Родина моя (5 ч)

1



Мелодия — душа музыки.

Мелодия. Песенность. Симфония. Лирический образ.

П.Чайковский. Симфония № 4 2-я часть.

2



Природа и музыка.

Романс. Певец — солист. Мелодия. Аккомпанемент. Музыка и поэзия. Пейзаж. Лирика.

П.Чайковский. Благословляю вас, леса. Н.Римский — Корсаков. Звонче жаворонка пенье. Г.Свиридов. Романс. Из муз. иллюстр. «Метель». М. Глинка «Жаворонок»

3



Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

4



Виват, Россия! Наша слава — Русская держава.

Кант. Песенность. Маршевость. Интонации музыки и речи.

Солдатская песня — марш. Хор. Куплет. Кантата. Набат. Вступление. Трёхчастная форма.

Опера. Хоровая сцена. Певец -солист.

Канты «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский» С. Прокофьев, «Александр Невский» М. Глинка, «Иван Сусанин». Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!»

Песни о Родине.


5



Образы защитников Отечества в музыке.

День, полный событий (4 ч)

6



Образы утренней природы в музыке

Музыкальный пейзаж. Песенность. Развитие. Повтор. Лад. Тембр. Выразительность. Изобразительность.

П. Чайковский «Колыбельная», Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ «Заход солнца».

7



Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Скороговорка. Выразительность. Изобразительность. Контраст.

С.Прокофьев. Болтунья. С.Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта». Джульетта-девочка. С.Прокофьев. Балет «Золушка». Вступление. Па-де-шаль. Урок танца. Вальс и полночь.

8



Детские образы


Мелодия. Речитатив. Соло. Интонационная выразительность. Песенность. Маршевость. Танцевальность. Фортепиано. Солист. Аккомпанемент.

М. Мусоргский. «С няней», «С куклой» из цикла «Детская». М. Мусоргский. «Прогулка»,«Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». П. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома».

9



Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий».

Музыкальный пейзаж. Песенность, танцевальность. Выразительность. Изобразительность.

М. Мусоргский. «Вечерняя песня».

2 четверть (7 ч)

О России петь — что стремиться в храм (7 ч)

10



Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Прелюдия.

Тропарь. Куплет. Припев.

Интонационно — образный анализ. Определение жанра кантаты.

«Мама» из вокально — инструментального цикла «Земля» В. Гаврилин.

«Богородице Дево, радуйся»,

С. Рахманинов. №6 из «Всенощной» Тропарь иконе Владимирской Божией Матери

Ф. Шуберт. «Аве Мария»

Современные песни о маме.

11



Древнейшая песнь материнства.

12



«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

13



Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

Хор. Величания. Традиции.

Л.Уэббер. «Осанна», хор из рок — оперы «Иисус Христос – суперзвезда.

А. Гречанинов «Вербочки», Р. Глиэр. «Вербочки».

14



Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир.

Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. Молитва. Величание. Баллада.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире» слова А. Толстого.

15



О России петь — что стремиться в храм

Тембры колоколов. Названия колокольных звонов.

16



Обобщающий урок.

Музыка на Новогоднем празднике.


Новогодние песни

3 четверть (10 ч)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)

17



Жанр былины.

Былина. Певец — сказитель. Гусли.

Былинный напев. Подражание гуслям. Повтор. Распевы.

«Былина о Добрыне Никитиче» обр. Н. Римского — Корсакова. «Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина). Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка. Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко» Н. Римский — Корсаков. Третья песня Леля, хор из пролога оперы «Снегурочка».

18



Певцы русской старины

19



Сказочные образы в музыке

20



Народные традиции и обряды. Масленица

Народные традиции. Повтор. Контраст. Сопоставление. Мелодии в народном стиле. Песенки-заклички.

Встреча весны. Масленичные и весенние песенки -заклички. Н.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Хор «Проводы Масленицы».

В музыкальном театре (6 ч)

21



Опера «Руслан и Людмила» М. Глинка.

Сцена из оперы. Ария. Баритон. Каватина. Сопрано. Рондо. Бас. Контраст. Увертюра. Опера. Симфонический оркестр.

Миф. Лира. Шествие. Каватина. Тенор.

М.Глинка. «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы.

22



Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика».

К. Глюк. «Орфей и Эвридика».

23



Опера Н. А. Римского — Корсакова «Снегурочка»

Н. Римский – Корсаков. «Снегурочка», фрагменты из оперы.

24



Опера Н. А. Римского — Корсакова «Садко»

«Океан – море синее», вступление к опере «Садко» Н.Римский – Корсаков.

25



Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского

Определение балета, балерина, танцор. Контрастные образы. Сцена из балета. Интонация. Развитие.

П.Чайковский. «Спящая красавица», фрагменты из балета.

26



Мюзикл как жанр лёгкой музыки.

Современные интонации и ритмы. Мюзикл.

А.Рыбников. «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. Р. Роджерс. «Звуки музыки».

4 четверть (8 ч)

В концертном зале (4 ч.)

27



Жанр инструментального концерта. Выразительные возможности флейты, скрипки.

Деревянные духовые инструменты. Старинная и современная музыка. Скрипач. Виртуоз.

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Народная песня в Концерте. Л. Бетховен. Симфония №3 («Героическая») фрагменты, Соната №14 («Лунная»), фрагмент 1-й части.

28



Жанры музыки: симфоническая сюита

Сюита. Тема. Вариационное развитие. Песенность. Танцевальность. Маршевость.

«Пер Гюнт», фрагменты из сюиты №1 и сюиты №2 Э. Григ. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля».

29



Симфония № 3 («Героическая») Л. Бетховена.

Симфония. Дирижёр. Маршевость. Песенность. Контраст. Финал. Тема. Вариации.

Симфония №3 («Героическая») фрагменты

30



Мир Л. Бетховена.

Выразительность. Изобразительность. Мелодия. Аккомпанемент. Лад.

Л. Бетховен. Финал Симфонии № 3. «Контрданс», «К Элизе», «Весело, грустно». «Сурок». Соната №14 («Лунная»), фрагмент 1-й части.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4 ч.)

31



Джаз — музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики.

Джаз. Импровизация. Ритм. Известные джазовые музыканты — исполнители. Джаз-оркестр.

«Чудо-музыка» Д. Кабалевский, «Острый ритм» Дж. Гершвин, «Камертон», норвежская народная песня.

32



Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.

Сюита, симфония, балет, контата. Особенности стиля композитора

«Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» Г.Свиридов. «Снег идёт» из «Маленькой кантаты» Г. Свиридов.

33



Мир композиторов.

Г. Свиридов (маленькие кантаты) и С. Прокофьев («Шествие солнца»).

34



Прославим радость на земле. Обобщающий урок.

Л. Бетховен. Ода «К радости» из Симфонии № 9.

В.А. Моцарт. «Слава солнцу, слава миру!» канон.

В.А. Моцарт. Симфония №40 фрагмент финала.


Свежие документы:  Программа элективного курса "Обратные тригонометрические функции" 10-11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: