Роль учителя музыки в создании творческой атмосферы урока


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа»

Барабинского района Новосибирской области












«Роль учителя музыки в создании творческой атмосферы урока»





подготовила

преподаватель фортепиано

Сухова Елена Геннадьевна





















г. Барабинск

2011






«Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других».

Б. Асафьев [5, с.30]

В самом характере педагогической деятельности уже заложено творческое начало. Педагог – это всегда творец. Учитель музыки – это «человек отдачи», в котором живёт неистребимое желание просветительства, при этом педагог ощущает потребность к «лицедейству». Без каких-либо внутренних команд, так же естественно, как дыхание, идёт непрерывная работа музыкальной памяти, внимания, воли, для того, чтобы затем привнести в содержание урока свои ощущения и восприятия, ещё больше заинтересовать детей. Вечно изобретать, совершенствовать – вот единственный курс учительской жизни. И реализует он этот курс прежде в создании урока музыки, когда этот урок возникает в воображении, насыщаясь конкретным содержанием, исходя из задач актуальных именно сегодня.

Для его профессиональной деятельности в школе необходимы:

— способность к отбору музыкального репертуара;

— проектирование учебно-воспитательного материала;

— разработка планов уроков музыки и внеклассных форм работы;

— способность к эмоциональной яркости и доступности в преподнесении материалов – владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестом, пластикой;

— способность к общению с учащимися, сотрудничеству;

— способность к познанию специфики организации музыкально-эстетического воспитания школьников;

— умения объяснять, передавать знания, обучать и прогнозировать результаты обучения;

— владеть активными методами обучения;

— проникать во внутренний мир ребёнка, понимать его состояние.

Для учителя музыки чрезвычайно важно уметь быть выразительным во всех своих проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю форму выражения переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо научиться не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудно уловимо в произведении искусства – его красоту, тончайшие кружева его образов. Эмоциональное начало должно органично соединиться в мастерстве учителя музыки с его аналитическими способностями. Ибо «в основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что, конечно, не исключает огромной работы разума. Но разве нельзя мыслить не холодно, а горячо?» (К.Станиславский). [1, с.25].

Программа музыкальных занятий в школе (по системе Кабалевского) направлена на установление внутренних связей между музыкой, изобразительным искусством и литературой. Целью провозглашается развитие «внутреннего слуха», «внутреннего зрения» как основ творческого воображения.

Прежде всего важно понять, что любой учитель музыки может преуспеть в освоении смежных искусств, для чего совсем не обязательно получать дополнительно второе, третье и т.д. профессиональное образование. Не случайно Р.Шуман в своё время говорил, что образованный музыкант может с такой же пользой учиться на Рафаэлевской мадонне, как художник на симфонии Моцарта. [2,с.30]. Для художника стих превращается в картину. Музыкант превращает картину в звук.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по теме: "Вечная память героям"

Учителю необходим внутренний настрой на установление широких межпредметных контактов и связей, на умение вторгаться в иные художественные сферы, научиться комплексно подходить к проблемам обучения.

Как заразить их собственным творчеством? Всё дело в атмосфере урока, в умении ладить с ребятами, уважать их творческую личность, помочь раскрыть себя, даже в умении слушать их, улыбаться им и прощаться с ними в конце урока или учебного года. Вызываемая учителем активность класса может служить одним их важнейших критериев его педагогического мастерства.

Роль учителя музыки в создании творческой атмосферы урока требует многих личностных и профессиональных качеств. Во многом новые требования к учителю ставят проблему взаимоотношения учителя и ученика, ведь приобщение школьников к творчеству возможно только их совместными усилиями.


Список литературы:

1. Маслова Л. Педагогика искусства. –Новосибирск: издательство НИПКиПРО, 1997.

2. Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. –М.; Советский композитор, 1983.

3.Кабалевский Д. Музыка в 4-7 классах. –М.; Просвещение, 1986.

4. Шацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. –М.; 1986.

5. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении. –Л.; Музыка, 1973.







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: