Схема конспекта урока «Пейзаж в музыке» 5 Класс


Схема конспекта урока



Аттестуемый педагог Бегунова Анна Анатольевна

Предмет — музыка. Класс — 5

Тема урока: «Пейзаж в музыке».

Цель урока: дать понятие «музыкальный пейзаж», особенности изображения пейзажа в музыке .

Задачи: — показать взаимосвязь музыки и живописи;

— сформировать умения различать и сравнивать художественные средства искусства;

— научить определять и сравнивать настроение, характер произведений разных видов искусства, находить общее и различное;

— научить выделять средства выразительности в «музыкальном пейзаже»;

— создать условия для формирования вокально – хоровых навыков учащихся;

— воспитывать интерес к предметам гуманитарного профиля.

Тип урока: изучения новых знаний.






Этапы работы

Содержание этапа


1.

Организационный момент: Цель учителя: настроить учащихся на продуктивную работу. Цель учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Задача учителя: включить учащихся в учебную деятельность .

Методы, приёмы: словесный, наглядно – иллюстративный.





У: Здравствуйте, ребята! А вы обратили внимание, что на улице меняется погода? Долгие зимние месяцы сменяются долгожданным теплом. Кое – где ещё лежит снег, но скоро и он превратится в звонкий ручей. Яркое солнце начинает пригревать землю. Природа ещё спит, но и её скоро разбудит тёплое весеннее солнышко. Прилетят птицы и разнесут весенние нотки по всей округе. Весна набирает свою силу и скоро вступит в свои права! Правда, красота? И сегодняшний урок мне бы хотелось начать с эпиграфа:

«Я природой живу и дышу,

Вдохновенно и просто пишу.

Растворяясь душой в простоте,

Я живу на земле в красоте».

Игорь Северянин -1925-

В этих строках выражены чувства и мысли многих музыкантов, поэтов, художников, одним словом – творцов, которые, вдохновляясь образами русской природы, создавали о ней замечательные произведения.

Ребята, а Вы когда — нибудь были на выставке в картинной галерее?

Ответы детей.

У: Все Вы дали мне разные ответы: кто – то ни разу не был, кто – то был, но давно… Так давайте сегодня исправим эту ситуацию — отправимся в картинную галерею. Я Вас приглашаю!

2.

Актуализация опорных знаний.

Цель учителя: способствовать закреплению следующих понятий: пейзаж, портрет, натюрморт; вспомнить их основные характеристики.

Цель учащихся: закрепить понятия «пейзаж», «портрет», «натюрморт»; выделить их основные характеристики.

Задачи учителя: актуализировать знания о музыкальных жанрах, побудить к использованию знаний для ответов на поставленные вопросы, создать положительный эмоциональный настрой

Ребята, а какие жанры живописи вы знаете?

Д: Портрет, натюрморт, пейзаж.

У: Правильно! Но, думаю, Вам интересно: какие же картины мы сможем там увидеть сегодня? А на этот вопрос мы попробуем ответить вместе. Предлагаю Вам послушать отрывок из стихотворения Э. Успенского.

Если видишь на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная лавина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется …

Д: …пейзаж.

У: Правильно. Сегодня на уроке мы уделим внимание именно пейзажу. Так что же такое пейзаж?

Д: Пейзаж – это картина, на которой изображена природа.

У: Правильно. Итак, мы подошли к дверям музея, нас уже ждут…

(Слайд с изображением входа в музей).


3.

Изучение нового учебного материала.

Цель учителя: познакомить с понятием «музыкальный пейзаж», научить определять какими средствами музыкальной выразительности композитор «рисует» пейзаж.

Цель учащихся: понять, что существует понятие « пейзаж в музыке», его отличие от понятия «пейзаж» , понимать роль средств музыкальной выразительности.

Методы и приёмы изложения: словесный, объяснительно – иллюстрационный, диалог, проблемно – поисковый.

Критерии уровня внимания и интереса: эмоциональный отклик на образное содержание музыки.

Методы мотивирования: поощрение (похвала), порицание (замечание по поводу шумного слушания музыки), игра.

Задачи вокально – хоровой работы: развитие исполнительских умений и навыков, работа над дикцией, лёгкостью звучания, дыханием, интонацией.


У: Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(Демонстрация слайдов с картинами русских художников о весне).

У: Понравилось? Что изображено на этих картинах? Какие средства выразительности используют художники?

Д: На этих картинах изображена природа, весна, подснежники… Художники используют краски, свет, тень…

У: Верно. Мы увидели весенние пейзажи. А мы с Вами знакомились, с понятием «звучащая картина». Кто помнит что это такое?

Д: Звучащие картины – это картины, смотря на которые мы можем услышать музыку.

У: Правильный ответ, хорошо. Ребята, я предлагаю Вам выбрать одну из увиденных картин и подробнее её рассмотреть.

«Подснежники в весеннем лесу».

У: Что изображено на этой картине?

Д: На этой картине изображены подснежники, весна.

(Обсуждение с детьми выбранной картины, средств выразительности, которыми пользуется художник).

У: Правильно! Ребята, а Вы знаете , что подснежники являются символом любви, надежды, победы добра над злом.

Скажите, пожалуйста, а смотря на эту картину мы можем услышать звуки, музыку?

Д: Да, смотря на эту картину мы можем услышать звуки природы и музыку.

У: А какие же звуки здесь можно услышать?

Д: Ответы детей, описывают какая музыка им слышится.

У: Очень хорошо, какое богатое у Вас воображение. А Вы знаете, что многие художники, поэты и композиторы часто обращались к теме природы. Не стал исключением и П. И. Чайковский.

(Слайд с портретом П. И. Чайковского).

Сейчас я хочу предложить Вам для прослушивания произведение П. И. Чайковского

(Прослушивание пьесы П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник», на экране изображение картины «Подснежники в весеннем лесу»).

У: Какими же средствами музыкальной выразительности пользуется Чайковский?

Мелодия – звучит легко, взволнованно, стремится вверх, состоит из коротких фраз – вздохов.

Темп – подвижный, скорый.

Регистр – мелодия звучит в среднем, высоком и низком регистрах.

Динамика – разнообразная, музыка звучит то тихо (p), то громко (f).

Лад —

Правильно! Это и есть «музыкальные краски», которыми пользуется композитор.

У: Всё верно! А скажите, пожалуйста, глядя на картину , можем ли мы сказать, что эти два произведения искусства созвучны

Д: Да, эти два произведения созвучны.

У: Почему?

Д: Потому что на них «нарисована» весна, подснежники, они наполнены одинаковым весенним настроением.

У: Ребята, скажите, а смогли мы увидеть картину, которую «нарисовал» средствами музыкальной выразительности Чайковский?

Д: Да, смогли.

У: Что было изображено на ней?

Д: Подснежники, природа.

У: А что ещё выражала эта пьеса?

Д: Это пьеса выражала весеннее настроение, стремление к свету, солнцу, к чему – то новому.

У: Правильно, очень хорошо. А как Вы думаете как же П. И. Чайковский назвал свою пьесу?

Д: П. И. Чайковский назвал свою пьесу «Подснежник».

У: Почему Вы так думаете?

Д: Потому что картина и пьеса похожи по содержанию и настроению.

У: Правильно! П. И. Чайковский назвал свою пьесу «Апрель. Подснежник».

А как называются картина, на которой изображается природа?

Д: Картина, на которой изображается природа, называется пейзаж.

У: Правильно! А можем мы пьесу Чайковского, нарисованную музыкальными красками, назвать пейзажем?

Д: Да, можем.

У: А это будет обычный пейзаж или…

Д: …это будет музыкальный пейзаж.

У: Правильно, картина природы, нарисованная средствами музыкальной выразительности , называется…

Д:… «музыкальный пейзаж».

У: Ребята, а помните название той замечательной песни, которую мы начали разучивать на прошлом уроке?

Д: Да, песня, которую мы разучивали на прошлом уроке, называется «Я хочу увидеть музыку».

У: Скажите, а эта песня созвучна теме нашего сегодняшнего урока?

Д: Да, созвучна.

У: Почему?

Д: Автор говорит нам в своей песне о том, что у каждого явления природы, каждой веточки есть своя музыка, свои звуки.

У: Правильно. Автор говорит нам о том, что музыка – это тайна доступная всем. А теперь я предлагаю Вам вспомнить первый куплет этой песни.

(Учащиеся исполняют 1 куплет песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку»).

Разучивание 2 куплета песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».

У: Молодцы, очень хорошо получилось.

4.

Закрепление учебного материала.



Цель учителя: закрепить полученные знания о понятии «пейзаж в музыке», звучащие картины, пейзаж.

Цель учащихся: уметь выделять средства музыкальной выразительности в «музыкальном пейзаже».

Методы и формы: репродуктивный, наглядный, диалог.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: осознание учащимися того, что музыка , при помощи средств выразительности может «рисовать» пейзажи .
















У: Итак, ребята, где же мы с Вами сегодня побывали?

Д: Сегодня мы побывали в картинной галерее.

У: Правильно. И что же мы там увидели?

Д: В картинной галерее мы увидели пейзажи русских художников, «звучащие картины», музыкальный пейзаж.

У: И что же на них было изображено? Что мы услышали, рассматривая их?

Д: Подснежники, весна. Мы услышали музыку весны, звуки пробуждающейся от зимы природы.

У: А что ещё мы сегодня слушали?

Д: Мы слушали пьесу Чайковского « Апрель. Подснежник».

У: Что мы выяснили при прослушивании этой пьесы?

Д: Мы выяснили, что при помощи средств музыкальной выразительности композитор может «нарисовать» пейзаж – музыкальный пейзаж.

У: Правильно, молодцы!


5.

Задание на дом.

Цель учителя: закрепить знания о понятии «музыкальный пейзаж».

Цель обучающихся: применить полученные знания о понятии «музыкальный пейзаж» в жизни, научиться слышать звуки музыки в пейзажах.


  1. Проанализировать текст песни Г. Струве « Я хочу увидеть музыку».

  2. Подобрать музыкальное произведение, которое можно соотнести с понятием «музыкальный пейзаж».












6

Подведение итогов урока.

У: Что нового Вы сегодня узнали на уроке?

Ответы детей.

У: Что Вам больше всего понравилось на уроке?

Ответы детей. Оценивание обучающихся.



Свежие документы:  Классный час на тему: «23 февраля в картинах, стихах, песнях и не только»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: