Схема конспекта урока «В детском музыкальном театре. Опера» 2 Класс


Схема конспекта урока

Тема урока: « В детском музыкальном театре. Опера»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок – экскурсия.

Предмет: музыка

Класс: 2



Цель урока:  познакомить обучающихся с жанром детской оперы.


Задачи:

— познакомить с видами музыкальных спектаклей;

— сформировать умение подбирать словесные характеристики героям детской оперы;

— создать условия для формирования вокально – хоровых навыков обучающихся;

— способствовать формированию положительного отношения к музыкальному театру.

Предметные умения: получить начальные представления о музыкальном театре, о детской опере.

Метапредметные УУД:

— личностные: участвовать в индивидуальном творческом процессе, выявлять актуальность идеи, смысл произведения, делать выводы о нравственных уроках жизни; учиться выражать свое мнение; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

— регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;

— познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной форме; знать названия видов музыкального театра, понимать особенности музыкального жанра оперы;

— коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Методы обучения: ……

Музыкальный материал урока: …….

Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, экран.






Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

Цель учителя: настроить учащихся на продуктивную работу.

Цель учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке, самостоятельно организовать своё рабочее место.


Задача учителя: включить учащихся в учебную деятельность.

Методы, приёмы: словесный, «необъявленная тема».



У: Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какая песня звучала сейчас?

Д: Звучала песня «Спор Маши и Вити ».

У: Ребята, а о чём в ней поётся?

Д: Маша и Витя спорят о том, есть ли чудеса на свете.

У: Правильно! А вы как думаете, есть ли в нашей жизни чудеса?

Д: Да, в нашей жизни есть чудеса.

У: А где же мы можем с ними встретиться?

Д: Мы можем встретиться с чудесами в книге, фильме, сказке…

У: Хорошо, молодцы! Сейчас я прочитаю Вам стихотворение и Вы, ребята, попробуете ответить — где же ещё можно встретиться с чудесами!

Народу-то! Народу!
Куда ни кинешь взгляд,
По каждому проходу
Идет волна ребят.

Сажают их на стулья
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.

Из длинного колодца
Невидимо для глаз,
То флейта засмеется,
То рявкнет контрабас.

Но вдруг погасли лампы,
Настала тишина,
И впереди за рампой
Раздвинулась стена.

И увидали дети
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.

Внизу запела скрипка
Пискливым голоском
Заговорила рыбка
На берегу морском.

Все эту сказку знали
О рыбке золотой,
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.

Очнулся он, захлопал,
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.

И занавес трепещет,
И лампочки дрожат
Так звонко рукоплещет
Полтысячи ребят.

Ладоней им не жалко…
Но вот пустеет дом,
И только раздевалка
Кипит еще котлом.

У: О чём нам рассказывает автор в стихотворении? Куда мы попали?

Д: Автор рассказывает нам в стихотворении о театре. Мы попали в театр.

У: Всё верно! И сегодня на уроке мы будем говорить о театре. Ребята, а как Вы думаете – можно ли в театре встретиться с чудесами?

Д: Да, в театре можно встретиться с чудесами.

У: Правильно! Вот и наш урок сегодня не простой, а экскурсия в театр.


2.

Актуализация опорных знаний.

Цель учителя: способствовать закреплению следующих понятий: опера, балет, музыкальный спектакль; вспомнить их основные характеристики.

Цель учащихся: закрепить понятия «опера», «балет», «музыкальный спектакль»; выделить их основные характеристики.

Задачи учителя: актуализировать знания о музыкальных жанрах, побудить к использованию знаний для ответов на поставленные вопросы, создать положительный эмоциональный настрой.

У: Итак, в путь! Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Актуализация опорных знаний сопровождается видео фрагментами).

(Демонстрация видеофрагмента оперы).

Что же мы с вами увидели на экране?

Д: Мы увидели отрывок спектакля, где все герои пели.

У: А Вы знаете, как называется спектакль, где все герои поют?

Д: Музыкальный спектакль, где все герои поют, называется опера.

У: Правильно!

(Демонстрация видеофрагмента балета).

У: А сейчас что мы посмотрели?

Д: Мы увидели отрывок спектакля, где все герои танцевали.

У: А Вы знаете, как называется спектакль, где все герои танцуют?

Д: Музыкальный спектакль, где все герои танцуют, называется балет.

У: Правильно!

У: Правильно, мы увидели фрагменты спектаклей. Ребята, скажите, а что объединяет эти два отрывка? Что в них было общего?

Д: Эти отрывки объединяет то, что они оба сопровождались музыкой

3.

Изучение нового учебного материала.

Цель учителя: познакомить с видами музыкальных спектаклей, подвести учащихся к пониманию того, что музыка может выражать черты характера персонажей оперы.



Цель учащихся: понять, что существуют различные виды музыкальных спектаклей; выделить выразительные и изобразительные возможности музыки; найти слова, которые выражают характер персонажей оперы.

Методы и приёмы изложения: словесный, объяснительно – иллюстрационный, диалог, проблемно – поисковый, метод игрового контекста, приём «ассоциации».

Критерии уровня внимания и интереса: эмоциональный отклик на образное содержание музыки.

Методы мотивирования: поощрение (похвала), порицание (замечание по поводу шумного слушания музыки), игра.

Задачи вокально – хоровой работы: развитие исполнительских умений и навыков обучающихся, работа над дикцией, лёгкостью звучания, дыханием, интонацией.

(Объяснение нового материала сопровождается презентацией).

У: Молодцы! Очень хорошо! А если спектакли сопровождаются музыкой, то это означает, что они музыкальные. И экскурсия у нас не просто в театр, а в музыкальный театр! И сегодня в нашем музыкальном театре показывают сказку «Волк и семеро козлят».

Ребята, а кто помнит героев этой сказки?

(Дети вспоминают героев русской народной сказки «Волк и семеро козлят»).

У: Молодцы, помните. А Вы знаете, что по сюжету русской народной сказки «Волк и семеро козлят» поставлен кинофильм и снят мультфильм ? А кто же является главными героями этой сказки?

Д: Да, знаем! Мама Коза, козлята и Волк.

У: Итак, мы вспомнили главных героев сказки и теперь готовы отправиться в путь. Предлагаю Вам открыть двери, и … мы уже в театре!

Слайд 1.

У: Посмотрите, всё готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации и артисты, наверняка, уже готовы к выступлению. И первым персонажем, с которым мы сегодня познакомимся, будет Мама Коза. ( Слайд 2.) Сейчас мы послушаем её песню.

(Слушание Колыбельной Мамы Козы).

Скажите, ребята, какую же песню пела Мама Коза?

Д: Мама Коза пела колыбельную песню.

У: А как Вы узнали, что именно колыбельная песня?

Д: Там были слова: «Спи…», мягкая, покачивающаяся мелодия, песня звучала тихо.

У: А какой Вам представилась Мама Коза?

Д: Мама Коза добрая, нежная, любит своих козлят.

У: Ребята, а кто — нибудь услышал имена козлят?

Д: Да – Бодайка, Болтушка, Топтушка, Всезнайка, Мазилка, Дразнилка и Малыш.

У: Какие необычные имена, правда, ребята?

Д: Да, очень необычные имена.

У: А почему мама дала им такие имена?

Д: Мама Коза дала им такие имена, потому что имена козлят отражают их характер.

У: Правильно! Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Какой из козлят здесь изображён? (Слайд 3 с изображением козлёнка с большими рожками, сердитого).

Д: Это Бодайка.

У: А как же Вы догадались?

Д: У него большие рожки, значит, он любит бодаться.

У: Правильно. А как же этого козлёнка зовут? (Слайд 4 с изображением козлёнка с палитрой, кистями).

Д: А это Мазилка. У него в руках кисти, палитра, значит, он любит рисовать.

У: Молодцы, какие – правильный ответ! А ещё я хочу познакомить Вас сегодня с самым маленьким козлёнком (Слайд 5 с изображением маленького козлёнка) его зовут…

Д: Малыш.

У: Правильно – Малыш.

(Прослушивание темы Малыша и Военного марша).

Каким же перед нами предстаёт Малыш?

Д: Бодрым, энергичным, заводилой, построил всех козлят и дал команду маршировать.

У: Ребята, скажите, а почему композитор включил в характеристику этого козлёнка марш?

Д: Потому что Малышу хочется поскорее вырасти и он представляет себя командиром на параде, и вместе с козлятами шагает под звуки военного марша.

У: А давайте представим себе, ребята, что мы вместе с Малышом оказались на параде и вместе с ним и козлятами промаршируем под эту музыку.

(Звучит тема Малыша и Военный марш).

(Дети, стоя около своих мест маршируют, повторяя движения за учителем).

У: Молодцы, очень хорошо получилось – мы с Вами вместе с героями этой сказки побывали на сказочном военном параде и помогли Малышу почувствовать себя настоящим командиром. А теперь, присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

Ребята, а ответьте мне на такой вопрос – как общались с нами герои сказки?

Д: Герои сказки общались с нами с помощью музыки.

У: Верно, значит, мы можем сказать, что сказка «Волк и семеро козлят» — это…

Д: …музыкальная сказка.

У: Молодцы, правильный ответ!

Итак, мы познакомились с музыкальными характеристиками козлят. А теперь я предлагаю Вам поучаствовать в музыкальном спектакле. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»?

Д: Козлята живы, они радуются.

У: Правильно, козлята живы, радуются и поют финальную песню все вместе, т. е…

Д: Поют хором.

У: Правильно!

(Прослушивание заключительного хора «Семеро козлят»).

У: Какое настроение у козлят в этом хоре?

Д: У козлят приподнятое, весёлое настроение, они рады тому , что остались живы.

У: Ребята, а имена каких героев услышали в музыке?

(На экране появляются имена козлят, участвующих в хоре).

У: Приглашаю Вас поучаствовать в спектакле: представить себя в роли главных героев – козлят и разучить заключительный хор.

(Разучивание хора «Семеро козлят»).

(Исполнение хора «Семеро козлят».)

У: Ребята, скажите мне, а в роли кого мы с Вами оказались , когда исполняли этот хор?

Д: Мы оказались в роли артистов музыкального театра.

У: Правильно, мы оказались с вами в роли артистов музыкального театра и смогли сами исполнить хор из …

Д:…детской оперы.

У:Ребята , а чем же отличается детская опера от оперы?

Д: Детская опера написана специально для детей и дети сами могут её исполнить.

У: Правильно! Детская опера написана специально для детей и дети сами могут её исполнить, что мы с Вами сейчас и сделали.

3.

Закрепление учебного материала.

Цель учителя: закрепить полученные знания о жанре детской оперы.

Цель учащихся: понимать особенности жанра детской оперы.

Методы и формы: репродуктивный, наглядный, диалог.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: осознание учащимися, что существуют различные виды музыкальных спектаклей, что музыка может выражать характер героев и изображать их.


У: Итак, ребята! Куда же мы сегодня побывали?

Д: Сегодня мы побывали на экскурсии в музыкальном театре. ( На доску выносится понятие

« Музыкальный театр»)

У: Правильно. А что такое музыкальный театр, какие спектакли мы можем там увидеть?

Д: Музыкальный театр – это театр, в котором показывают музыкальные спектакли – оперы и балеты. (На доску выносится понятие «Музыкальный спектакль»).

У: Всё верно. А что же такое опера?

Д: Опера – это музыкальный спектакль, где все герои поют. (На доску выносится понятие «Опера»).

У: Правильно! А что же такое балет?

Д: Балет – это музыкальный спектакль, где все герои танцуют. (На доску выносится понятие «балет»).

У: Очень хорошо, правильно. А с какой оперой сегодня знакомились мы?

Д: Сегодня мы познакомились детской оперой «Волк и семеро козлят». (На доску выносится понятие «Детская опера»)

У: А чем детская опера отличается от оперы?

Д: Детская опера написана для детей и может исполняться детьми.

У: Молодцы, очень хорошо!

А что же объединяет все эти спектакли?

Д: Эти спектакли объединяет музыка.

У: Правильно!

4.

Задание на дом:

Цель учителя: закрепить знания о детской опере.

Цель обучающихся: применить полученные знания о детской опере в жизни, научиться различать виды музыкальных спектаклей.

Методы: словесные

У: Ребята, раньше мы с Вами создавали афишу к опере. А теперь попробуйте дома создать афишу к детской опере, фрагменты которой сегодня звучали у нас на уроке.














5.

Подведение итогов урока.

Цели для обучающихся на данном этапе:

проявлять самостоятельность в практической деятельности оценивать результат деятельности.

Цель для педагога на данном этапе:

создать ситуацию, побуждающую участников к анализу своей деятельности.

Задачи:

нацелить обучающихся на использование полученных знаний в практической деятельности.

Методы: словесные.


У: Что нового Вы сегодня узнали на уроке?

Ответы детей.

У: Что Вам больше всего понравилось на уроке?

Ответы детей.

Оценивание обучающихся.

Свежие документы:  Конспект урока музыки «Шутка в музыке»





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: