Статья «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»


Круглый стол

«Содержание, формы в методы работы ДОУ по духовно — нравственному

и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников

в сфере развития родного языка»

МБДОУ № 155

Музыкальный руководитель: Галина Васильевна Чадаева

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

В процессе музыкально-эстетического воспитания осуществляется ряд важнейших задач. Одна из наиболее важных — развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. По словам К.Д.Ушинского: «Музыка может несколько отдельных чувств слить в одно сильное чувство. И не­сколько сердец — в одно сильно чувствующее сердце».

Мы наблюдаем за детьми во время слушания музыки, пения и убеждаемся, как часто меня­ются их мимика, поза, движения. Ребёнок может ошибиться в определении общего настроения, вернее, не найти нужных слов для его обозначения, но всё его поведение говорит о том, насколь­ко он захвачен произведением и хочет выразить свои чувства. И мы помогаем ребёнку найти нуж­ные слова. Используем беседу, вопросы, сравнения и аналогии. Обучение строится на высокоху­дожественных произведениях искусства: живописи, музыки, литературы.

Музыкальные занятия, праздники, а также музыка в быту позволяют расширить многие за­дачи эстетического воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация це­лей педагогической работы с детьми. Как известно, это многосторонний процесс, включающий использование личностно — ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребёнком. Именно здесь взрослый приобщает ребёнка к искусству и создаёт условия для его полноценного развития.

Практика показывает, что приобщение детей дошкольного возраста к миру прекрасного, формирование вкуса, общей культуры и развития языка происходят в процессе усвоения высоко­художественных произведений народной, классической и современной музыки.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир, отношения с окружающими, развивается его речь. Но ребёнку необходимо в этом помочь. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, с художественной литературой, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу и речь. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы и речевой культуры ребёнка очень актуальна и важна.

Любой музыкальный руководитель при работе с дошкольниками обязательно сталкивается со скудностью лексикона детей при определении ими характера музыкального произведения. Но лексическое ограниченность речи дошкольников — явление закономерное, отражающее общее пси­хическое качество этого возрастного периода: неодинаковая частота употребления различных час­тей речи. Только 2% словарного запаса дошкольника составляют имена прилагательные, поэтому необходима специальная работа по обогащению их речи разнообразными художественными эпи­тетами.

Борьба за чистоту русского языка, за его развитие велась испокон веков. Если в 19 веке это было связано с засильем иностранного языка (использование французского языка в светской бесе­де), то в настоящее время это борьба за: очищение от слов — паразитов, обогащение словарного запаса и расширение его. Совместно с воспитателем музыкальный руководитель ведёт работу по развитию речи ребёнка.

Сегодня я хочу остановиться на роли фольклора в развитии эмоциональной и речевой куль­туры ребёнка. Воспитание на материале подлинного народного искусства даёт детям возможность познать богатство родной культуры, красоту языка, своеобразие народной мелодики. Эта работа может проходить не только на музыкальных занятиях, но и в быту.

В групповой я предлагаю использовать для слушания вне занятий аудио кассеты серии «Золотая коллекция», на которых записаны русские народные сказки с фольклорным сопровожде­нием. С помощью бесед, яркого народного репертуара, использования замечательных атрибутов к танцу и песни, можно вызвать интерес у детей к народному искусству Тульского края, желание исполнять песни, танцы, хоровод, игры.

Ценность фольклора в том, что это материал, сохраненный народом, прошедший столетия. В нём отметено всё мимолётное, сохранено самое ценное. Словарный мир ребёнка станет шире. Он узнает значение многих русских слов (коромысел, сени, овин, прялка и т.д.). Его речь обога­тится поэтическими образами («Красна девица идёт, как лебёдушка плывёт…», «Ой да не степной орёл поднимается, ой до то донской казак разгуляется»).

Очень любимы детьми русские народные пляски. Особенно если они исполняются в на­родном костюме или используется его элемент (кокошник, платочек, т.д.) Вне занятий дети могут подробнее узнать о русском народном костюме.

Костюм Тульской губернии относится к южнорусской группе костюмов. Женская одежда состоит из длинной холщовой рубахи, подпоясанная тканевым поясом и панёвой из клетчатой шерстяной ткани. Девушке до тех пор, пока она не станет невестой, панёву носить не полагалось. Спереди поверх рубахи и панёвы надевался запон — передник. Головной убор женщины — кичка. Грудь украшали ожерельями, цепочками. Русский мужской костюм: рубаха, порты, жилет, пид­жак. Костюм девочки: сарафан, блуза, лента на головку, костюм мальчика — рубаха — косоворотка, пояс из тесьмы и короткие порты.

Используя в детском саду народные костюмы для оформления детских русских плясок и инсценировок, мы приобщаем детей к русскому народному искусству, воспитываем в них нацио­нальную гордость. Большой интерес проявляют дети к тем песням, которые можно инсценировать в костюмах: «Ой, вставала я ранёшенько», «Как на тоненький ледок», «Как у наших у ворот» и т.д. Дети сами распределяют между собой главные роли, другим детям можно предложить подыграть на народных инструментах: ложках трещотках, балалайках. В музыкальный уголок можно поло­жить для разыгрывания детьми русских народных потешек театральные игрушки, выполненные в народной манере, а также народные игрушки «Матрёшки», «Ванька — встанька».

С большим интересом дети занимаются в музыкальном уголке, если там есть маленькое иг­рушечное пианино и карточки (ноты) с изображением сюжета русских народных попевек, поте­шек, закличек и хороводов. Например, «Дождик», «Ладушки», «Сорока, сорока».

Чтобы ребёнок вырос общительным, добрым, отзывчивым, милосердным, умел сопережи­вать, мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является русское народное искусство.

i

■ ■

Свежие документы:  Доклад по теме: "Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ"

!

|

. ;








Список используемой литературы

Журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 2005г.

10,2011г.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: