Статья «Новые формы творческой самореализации учащихся. Из опыта участия в дистанционной олимпиаде по искусству «Арт-олимп XXI век»


Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №303

с углубленным изучением немецкого языка

и предметов художественно-эстетического цикла

имени Фридриха Шиллера

Фрунзенского Административного района

Санкт-Петербурга







Статья

«Новые формы творческой самореализации учащихся. Из опыта участия в дистанционной олимпиаде по искусству «Арт-олимп XXI век»














подготовила

учитель музыки,

педагог дополнительного образования

Изотова Светлана Владимировна






Санкт-Петербург

2013

Цель статьи – показать роль компьютерных технологий – новейших технологий для урока музыки – в развитии творческих способностей учащихся, а также вовлечь большее число учителей в участие в дистанционной Олимпиаде. Данная статья освещает опыт участия учеников в дистанционной Олимпиаде по искусству, позволяющий использовать информационно-коммуникационные технологии как инструменты в процессе создания творческих работ подростками под руководством учителя музыки или изобразительного искусства.

Сегодня обществу нужны образованные, самостоятельные, способные к сотрудничеству люди, которые умеют принимать решения в ситуации выбора, реализовывать творческий потенциал.

Основной ценностью становится не усвоение суммы знаний, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, самостоятельно принимать решения. Творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся развивать свои индивидуальные способности, обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе.

Современные дети активно используют различную цифровую технику, и это, безусловно, накладывает отпечаток на развитие их личности. Но зачастую, мы, учителя, не в полной мере используем информационные технологии в своей работе. Стимулом для объединения учителя и учеников в использовании новой техники в учебном процессе явилось участие в дистанционной олимпиаде по музыке, которая впервые была проведена в 2007 году кабинетом искусств Академии постдипломного педагогического образования.

Ежегодно эта олимпиада создает особое творческое пространство, давая возможность для развития умений эффективно работать с информацией и использовать её для реализации собственных целей, задач, творческих замыслов.

В процессе выполнения заданий, темы которых выходят за рамки содержания учебных предметов, позволяя расширять кругозор детей и совершать путешествия во времени и пространстве, учителя и ученики осваивают разнообразные ресурсы и технологии. Школьники имеют возможность участвовать сразу в нескольких номинациях.

С техническими трудностями, которые неизменно возникают в ходе выполнения заданий, участникам помогают справиться организаторы, размещая необходимые объяснения, методические материалы, ссылки на полезные статьи на официальном сайте олимпиады https://artolymp21vek.narod.ru/ и отвечая на вопросы школьников и учителей на форуме.

В рамках участия в олимпиадах 2007-2011 года мы научились создавать подкасты, мультимедийные проекты и Ленты времени, освоили технологию создания и ведения блогов, приобрели необходимые навыки работы в различных компьютерных программах, таких как Audacity, MS Power Point, Movie Maker.

Не стала исключением и V Всероссийская дистанционная олимпиада 2011 — 2012 года, названная «Вариации на тему…», в процессе которой участники знакомились с технологией создания динамических изображений.

Свежие документы:  Классный час "Мой дом, моя семья" 1 класс

Одним из организаторов этой олимпиады являлся Музей и галереи современного искусства «Эрарта», где прошли очные туры для школьников Санкт-Петербурга. Работа непосредственно в залах музея необыкновенно вдохновила участников, которые сожалели об окончании этого праздника творчества, несмотря на длительный олимпиадный марафон, традиционно состоящий из трёх туров.

Задание первого тура состояло из двух частей: первым шагом на пути определения «темы для вариации» стало небольшое исследование, которое дети проводили с помощью разнообразных источников, прежде всего, Интернет-ресурсов. После этого, необходимо было составить цепочку ассоциаций к расшифрованному термину. И наконец, используя технологию поиска музыки в Интернете, участникам предлагалось подобрать 6 звуковых файлов, соответствующих ассоциативному ряду.

Работа с ассоциациями помогла вовлечь детей в восприятие произведений искусства как в творческий процесс, где нет готовых «правильных» выводов, решений, а есть лишь вдохновение творца…

Решающим в поисках стало посещение (реальное или виртуальное) музейной экспозиции, где организаторы предложили поработать непосредственно в пространстве музея, с его художественной коллекцией и окончательно определиться с темой будущих проектов.

Знакомясь с экспозицией музея, дети получили опыт соприкосновения с подлинником, который дал возможность вступить в диалог с самим произведением, обратиться к его изначальным смыслам, значениям. Картины наполнились собственными ассоциациями ребенка, его мыслями, переживаниями.

И конечно всех вдохновили идеи ИЗО — анимации, с которой мы познакомились в одном из кинозалов музея. Этот синтез видео-арта и изобразительного искусства – одно из изобретений «Эрарты». Небольшие видео либо мультипликационные ролики, в основе которых лежат картины из коллекции музея, знакомят зрителей с вариантом интерпретации живописного произведения художником видео-арта.

Во втором туре, участникам было предложено создать собственные вариации на тему выбранного произведения: «оживить» картину – создать динамическое изображение совершить «Путешествие по картине» с помощью соответствующего программного обеспечения и обязательно наполнить «живую» картину звуками – т.е. создать саундтрек в виде звукового коллажа, с включением в него фрагмента музыкального произведения, которое послужило основой для выбора картины на экспозиции музея «Эрарта». В небольшом эссе участникам предлагалось пояснить свой творческий замысел.

Работая в программе FotoMorph, мы освоили новую для нас технологию морфинга, создающую особый эффект плавной трансформации одного объекта в другой, совершенствовали навыки работы в программах MS PowerPoint, Movie Maker, PhotoScape, Audacity.

В оригинальных «Путешествиях по картине» школьники стремились раскрыть личный взгляд на произведения современного искусства, наполненный их чувствами, мыслями ассоциациями.

Свежие документы:  Обмен опытом на заседании районного МО учителей по курсу преподавания ОРКСЭ. Формы и методы взаимодействия с родителями в курсе ОРКСЭ

В третьем туре участников поделили на группы, в которых они самостоятельно должны были наладить систему интернет-взаимодействия для выполнения совместного задания. Для комфортной работы в музее школьники могли пользоваться компьютером (или другим мобильным устройством) с подключением к сети Интернет.

По предложенным «подсказкам» участники выбрали одну картину из коллекции музея современного искусства, придумали собственную вариацию на тему этой картины и разыграли ее в зале музея. Музей стал для них настоящим пространством для творчества.

Дети совместно разрабатывали сценарий вариации, обсуждали, какой материал необходим: музыка, поэтические тексты, детали костюмов. Распределяли роли и обязанности. В этой работе школьникам помогал театральный педагог.

После завершения олимпиады участники продолжили творческое общение со своими новыми друзьями, делясь интересными идеями и планами на будущее.

Олимпиадные задания 2012-2013 года побудили детей совершить настоящее «Путешествие с подлинником». Ребята познакомились с мультфильмами и фильмами, в которых звучит классическая музыка. Выбрав одно музыкальное произведение, участники отправились в виртуальное путешествие, осваивая нюансы работы с Google— картами. На каждой карте работало сразу несколько «путешественников».

Итоговой точкой путешествия стало создание творческого проекта – музыкального коллажа, с использованием выбранного произведения. Ребята совершенствовали свои навыки и умения работы в аудиоредакторе Audacity и создали видеоряд с помощью редактора видео Киностудии Windows Live.

Лучшие работы моих учеников – призеров и победителей дистанционной олимпиады я размещаю на страницах блогов «Подберу музыку к тебе…» и «Портфолио учителя музыки».

На мой взгляд, главное достоинство этой олимпиады – создание особой атмосферы сотворчества, которая создает благоприятные условия для личностного роста школьников, позволяя использовать, проявлять и развивать индивидуальные способности и таланты, расширяет их кругозор и стимулирует интерес к предметам художественно-эстетического цикла. Участвуя в олимпиаде, школьники и педагоги приобретают необходимый опыт творческой деятельности с использованием новейших технологий.

Использованные Интернет-ресурсы:

  1. https://artolymp21vek.narod.ru/index.html

  2. https://www.erarta.com/

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: