Статья «Школьные блоги — новые образовательные возможности» (из опыта работы учителя музыки)


Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №604

с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла

Фрунзенского Административного района

Санкт-Петербурга







Статья

Школьные блоги — новые образовательные возможности

(из опыта работы учителя музыки)




Учитель музыки

Изотова Светлана Владимировна














Санкт-Петербург

2011



Формирование творческой личности, одна из главных задач, поставленных перед современной школой. Её реализация диктует необходи­мость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Сегодня роль знаний меняется. Знания полностью подчиняются умениям.

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться, развивать его мышление и активизировать познавательную и творческую деятельность — наша главная задача.

Деятельностное содержание образования отражается в учебных программах, ориентированных на способы деятельности, умения, навыки, которые необходимо сформировать, на опыт деятельности. Опыт должен быть накоплен и осмыслен учащимися, а учебные достижения продемонстрированы.

В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся. Наша задача научить ребят при необходимости быстро и безошибочно пользоваться всеми этими источниками информации для разрешения определенных задач.

Самостоятельно найденный ответ – всегда маленькая победа ребенка, которая придает уверенность, создает положительные эмоции, устраняет неосознанное сопротивление процессу обучения. Благодаря самостоятельным открытиям ученик самоутверждается как личность. Возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания – мотивация к знаниям.

Современ­ный ребёнок живёт в мире электронной культуры и компьютерных технологий. Дети активно используют различную цифровую технику, и это накладывает отпечаток на развитие их личности . Поэтому сегодня в традиционную схему «учитель — ученик — учебник» активно вводится новое звено — ком­пьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Основа информатизации образования — использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Это необходимость, продиктованная сегодняшним уровнем развития общества.

Компьютерные (информационные) технологии обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых являются компьютер и продукты мультимедиа. Использование информационных технологий в образовании не должно противоречить его целям и основным дидактическим принципам отбора учебного материала: систематичности, последовательности, доступности, дифференцированного подхода и др.

Меняется и роль учителя в информационной культуре. Учителю необходимо стать координатором информационного потока, а, следовательно, хорошо владеть новыми образовательными технологиями и современными методиками.

Одним из средств развития творческого потенциала и познавательного интереса учащихся, я считаю создание и ведение мной и моими учениками сетевых дневников — блогов.

Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).

Сетевые дневники — блоги известны с середины 90-х годов. Тогда у создателей блогов появилась возможность публичного самовыражения. Современное развитие ИКТ позволяет использовать более широкие технологические возможности. Сейчас в блоге можно размещать любую информацию в произвольном виде и разных форматах, главное, чтобы она соответствовала законодательным и правовым нормам.

Главное отличие блога от сайта — интерактивность. У педагога появляется воз­можность через блог вне уроков проводить опросы, анкетирования, голосования, вести диалог в чатах, встроенных на страницах блога, проводить консультации, ор­ганизовывать совместную сетевую работу над проектом или исследованием. Читатели блога (т.е. ученики, их родители, коллеги) могут оставлять комментарии на каждое сообщение, которое педагог разместит на своих страницах.

Учитель на собственных веб-страницах имеет возможность разместить свои коллекции учебных материалов (аудио- и видеоматериалы, ссылки на нужные и интересные сайты, текстовые материалы и прочее). Технология создания блога позволяет это сделать достаточно быстро, легко, красиво и почти профессионально.

Использование блогов в образовательном процессе может преследовать различные цели.

  1. Блог для методической поддержки одного урока или темы может содержать основной и дополнитель­ный текстовый, аудио- или видеоматериал, подобранный учителем в сети. Учащимся на уроке или дома не придется столкнуться с рекламой или информацией нежелательного содержания. На основе материалов блога может быть построено домашнее задание, домашняя практическая работа, опубликован тест, пройти который ученики смогут дома в удобное время.

  2. Блог предмета — коллекция учебного материала, тематическая коллекция — своеобразное электронное портфолио педагога, включающее авторские разработки, методические рекомендации, тесты и задания, наработанные за многие годы, ссылки на полезные учебные материалы из Интернета. Опубликованный в блоге материал будет структурирован и никогда не потеряется. Воспользоваться этим материалом педагог сможет и на уроке, и на родительском собрании, и на выступлении перед коллегами.

  3. Блог для информационной поддержки — блог класса, блог классного руководителя, блог школьного творческого коллектива, который станет доской информации для учеников и их родителей. Такой блог может содержать фотоальбомы мероприятий, обсуждения различных тем, планы работы, полезные ссыпки.

  4. Блог — учебный проект может быть полезен ученикам в проектной или исследовательской работе для размещения инструкций, плана и основных этапов работы над проектом, подбора ссылок на полезные ресурсы и приложения, необходимые в работе над проектом. На страницах блога можно опубликовать результаты работы, организовать обсуждение или оставлять свои комментарии.

  5. Блог ученика или электронная тетрадь ученика — своеобразное электронное пространство учащегося, созданное для размещения собственных материалов: презентаций, рисунков, творческих заданий. Такая работа предоставляет новые возможности и для учащихся, и для педагогов:

  • возможность для ученика опубликовать свою работу в электронном виде,

  • расширение количества форматов, в которых может быть выполнена работа,

  • возможность для творческого самовыражения,

  • отсутствие дополнительных электронных носителей,

  • доступ вне школы в любое время.

Такой блог может стать электронным портфолио учащегося, где будут представлены не только выполненные задания, но и все достижения ребенка, его интересы, его друзья.

В блоге «Подберу музыку к тебе» https://musiclessons2010.blogspot.com/, созданном для учащихся и для всех кто любит музыку, я размещаю свои коллекции учебных материалов по предмету, ссылки на нужные и интересные сайты и качественные интернет — ресурсы, тестовые задания для старшеклассников, коллекции необходимого аудио и видео материала.

Для учеников данный блог является безопасной точкой выхода в Internet, где можно найти необходимую информацию для подготовки к урокам, узнать много нового и интересного из мира музыки, расширить свой кругозор. Учащиеся начальной школы посещают on line концерты «Академии юных театралов» Мариинского театра.

На страницах блога собран справочный материал по истории стилей, есть страница о музыкальном театре и инструментальной музыке, звучащей в концертных залах, подготовлены материалы к урокам, представлены лучшие работы учащихся, фотографии и архив наших достижений.


В блоге «Музыкальная гостиная» https://svetlana-musiclessons.blogspot.com/

собран материал об истории музыкальных инструментов, даны ссылки на коллекции фильмов — рассказов о музыке и музыкантах, музыкальных мультфильмов, оперетт и мюзиклов. Этот материал особенно необходим при подготовке к олимпиадам по слушанию музыки, где необходимо показать углубленные знания.

Блоги помогают мне координировать самостоятельную работу учащихся, связанную с поиском дополнительной информации для выполнения учащимися творческих работ и исследовательских проектов. Сегодня особый интерес учащихся вызывает проектная деятельность, связанная с использованием ИКТ (подкасты, мультимедийные проекты, таймлайны, презентации, сценарии online концертов). Учащиеся 7 — 9 классов ведут работу над долгосрочными творческими и исследовательскими проектами в блогах. Некоторые блоги ребят постепенно становятся их электронными портфолио.

Примеры блогов, созданных учащимися:

История АРФЫ – https://arfitolimp.beon.ru/

В. А. Моцарт – https://mozart2011.blogspot.com/

Роберт Шуман – https://robert-schuman.blogspot.com/

Русские сезоны – https://russian-seasons.blogspot.com/

Классическая музыка на мобильных телефонах – https://tianastepanova.blogspot.com/

Есть ли у симфонии будущее – https://anutalovemusic-anuta2151.blogspot.com/

Камерная музыка: стили, жанры, исполнители – https://julia604.blogspot.com/

История музыкальных стилей – https://poletaeva-s.blogspot.com/

Музыка – универсальный язык человечества – https://music-tin.blogspot.com/


Мне думается, что использование блогов в учебном процессе оправдывает себя, так как способствует повышению качества знаний, продвижению ребенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, вносит радость творчества в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для сотрудничества и общего взаимопонимания учителя и учащихся, поднимает авторитет учителя в глазах учеников.



















Использованные Интернет-ресурсы:

https://www.school.edu.ru/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Blog

https://blognauroke.blogspot.com/

https://rcokoit.ru/

https://iteach-2008.blogspot.com/



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: