Сценарий урока музыки, интеллектуальная игра «Умники и умницы» по теме: «Бородин»


Сценарий

проведения интеллектуальной игры

«Умники и умницы»

по теме: «Бородин»

Ковардаев Николай Борисович, учитель музыки МОУ «Романовская СОШ Романовского района Саратовской области»


1.    Цели и задачи конкурса

1.      Создание условий, обеспечивающих предметное, интеллектуальное,

       творческое и личностное развитие одаренных детей.

2.      Повышение интереса учащихся к дисциплинам курса полного среднего образования.

3.      Создание условий, мотивирующих и активизирующих процессы самопознания, самоопределения и саморазвития личности каждого участника.

4.      Раскрытие творческих способностей учащихся путем освоения различных видов творческой деятельности, выявление знаний учащихся по истории мировой художественной культуры.

5.      Стимулировать творческую деятельность одаренных детей.



Ход игры


  1. Вступительное слово о композиторе и напоминание правил игры.


  1. Отборочный этап


Сколько опер написал? (Богатыри (1868) Млада (совместно с другими композиторами, 1872) Князь Игорь (1869—1887) Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачены)

Сколько написал симфоний? (3)


Дата рождения? (31 октября [12 ноября1833)


Во сколько лет написал первое произведение? (в 9 лет написал первое произведение — польку «Helen»)


На каких языках говорил свободно? (свободно владел французским и немецким, английским и итальянским языками)


Какое высшее учебное заведение закончил? (В 1850 году семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года)


В марте 1857 года молодой медик был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя

В 1858 году Бородин получил степень доктора медицины.

В 1859–1862 годах Бородин совершенствовал свои познания в области медицины и химии за границей — в Германии (Гейдельбергский университет), Италии и Франции, по возвращении получив должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии.

С 1863 года — профессор кафедры химии Лесной академии.

С 1864 года — ординарный профессор, с 1874 года — руководитель химической лаборатории, а с 1877 года — … (академик Медико-хирургической академии.)



Почему Бородин не мог учиться в гимназии? (из-за происхождения)


Сколько лет прошло со дня рождения Бородина? (в 2014 – 181 год)


  1. Основной этап: учащиеся, выигравшие отборочный этап, играют на дорожках.


Вопросы основного этапа:


Дело

В Гейдельберге Бородин сочиняет, в основном камерно-инструментальные ансамбли, фортепианное трио, секстет, струнный квинтет. Они сразу же охотно исполняются на музыкальных вечерах. Но, несмотря на сильное влечение к музыке и на успех его сочинений, он относится к музыкальным занятиям как к второстепенному делу, — назовите первостепенное дело (химия).


Дружба

Особенно теплые отношения связывали ученых-химиков. Почти сразу же по приезде в немецкий город Гейдельберг Бородин подружился с талантливыми молодыми химиками В. Савичем, В. Олевинским, и … кто был третьим, дружбу с которым Бородин пронёс через всю жизнь (Д. Менделеев.)


Срок

Бородин отличался серьёзным отношением к любому делу, и эта основательность приводила к тому, что произведения создавались медленно. Например, это произведение Бородин начал в 1869 году и создавалось восемнадцать лет. (Опера «Князь Игорь»)


Деньги

Отвлекали от основных занятий и материальные проблемы. Немалая часть жалованья уходила на помощь родственникам, нуждающимся студентам, на содержание воспитанниц. Что за воспитанницы? (Женские врачебные курсы — первое и единственное в России учебное заведение, где женщины могли получить высшее образование. Своим открытием и существованием, пусть недолгим, они обязаны неусыпным хлопотам Бородина.)

Премьера Это произведение впервые прозвучало в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре (опера «Князь Игорь»)

Жанр

Назовите жанр произведения «В Средней Азии» (Симфоническая картина)


Конкурс

В юности Бородин написал «Концерт для флейты с фортепиано». Почему композитор выбрал именно эти инструменты? (Он на них играл – сочинил в 14 лет)


Фраза

Вечный труженик Бородин любил часто повторять:
— Всем тем, чего мы не имеем, мы обязаны… (только себе!)


Сюжет

На сюжет какого литературного произведения составлено либретто оперы «Князь Игорь»? («Слово о полку Игореве»)



Общение

После первого же месяца общения с ………. Александр Порфирьевич окончательно переродился музыкально, — вспоминала Протопопова, — вырос на две головы, приобрел то в высшей степени оригинально-бородинское, чему неизменно приходилось удивляться и восхищаться, слушая с этих пор его музыку». (Балакиревым)


Города

  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске

  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в ……. (Москве)

  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в …….. (Санкт-Петербурге)


Поклонник

Все чаще звучат произведения Бородина — в России и за рубежом Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию ………, с которым Бородин поддерживал личное знакомство. (Лист)


Поэт

Романсы Бородина написаны на стихи Гейне, Некрасова, Пушкина, Алексея Толстого.

Но больше всего – 6 романсов написаны на стихи …….. (самого Бородина) звучит «Спящая княжна»


Часть 1 часть 2 симфонии


1880 В Средней Азии


Номер Половецкая пляска с хором


Просьба Ария Игоря


Второй Ноктюрн из Квартета № 2



  1. Эпилог: оставшиеся вопросы задаются участникам, за правильный ответ ответивший награждается орденом.


  1. Подведение итогов и награждение.


Свежие документы:  Сценарий военно-спортивной эстафеты среди юношей 9-11 классов "Адреналин"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: