Сценарий «Ярмарка Праздничные народные обряды»







Ярмарка

Праздничные народные обряды





































Аннотация:

Мероприятие можно использовать как в виде обобщающего урока, так и во внеклассной работе в 5-6 классах.

Форма проведения: воспитательное мероприятие, интеграция предметов ИЗО и музыка.

Цель: обобщить знания и навыки по теме «Древние корни народного искусства», дать представление о народных праздничных гуляниях как о синтезе устного, музыкального и художественного фольклора.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, иллюстрации по декоративно-прикладному искусству поделки, рисунки учащихся, самовар. предметы народного промысла, народные костюмы.

Зрительный ряд: иллюстрации с изображениями народного костюма, предметов жилья.
































Ярмарка

Праздничные народные обряды



Организационный момент.


Учитель музыки:

Мир вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час-

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

Учитель ИЗО:

Дорогих гостей встречаем

пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим!

Учитель музыки:

Мы с вами совершим путешествие в прошлое, перенесемся в те далекие когда люди жили в деревянных избах и ездили на лошадях.

Учитель ИЗО:

— Все люди любят праздники. Праздник — это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. Каждый праздник — это определенный итог, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода — сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды .корзин. тканых изделий. Иногда итог трудового сезона совмещался с весельем в широкой ярмарке, где люди обменивались товаром и сбывали излишки продукции. Там людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, зимой — горки, веселые молодецкие забавы.

Учитель музыки:

-Вот и мы с вами встали рано-рано, чтобы поехать в город на ярмарку первыми, занять хорошее, выгодное место. Едем, едем, подъезжаем, а города-то и нет!

Учитель ИЗО: (звучит «Калинка»)

— В старину строителя называли..,., зодчий.

Что нам стоит дом построить. Ну-ка, ребята, постройте нам деревню.

(Дети прикрепляют свои рисунки).

-Презентация «Русская изба» (Комментирует ученик)


Звучит песня «Горница узорная»


Учитель ИЗО:

-Худо тому, у кого пусто в дому (Презентация «Внутренний мир избы»)

— А вот и хозяева избы.



Хозяйка(учащаяся):

-Здравствуйте мальчики и девочки! Нравится у меня? Ваши квартиры современные,на мою светёлку не похожи. Всё здесь сделано руками хозяев, А какие красивые, прочные, удобные вещицы получились! И из чего бы вы думали?


Конечно, из дерева. Дерево для русского крестьянина в старину — главный попутчик.


Хозяин (ученик):

Оно и грело, и обувало, и кормило. А как вы думаете, чтобы смастерить такие замечательные вещи из дерева, прежде всего чему надо научиться? Нет, не только топоро и резцом владеть. Прежде этого надо научиться деревья понимать. Я вот вам сейчас буду называть особенности какого-нибудь дерева, а вы мне, будьте добры,само назовите.

Свежие документы:  ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Пермский край - моя Родина» для детей старшего дошкольного возраста

Есть дерево гибкое, податливое; из него можно корзины и даже мебель плести. Это… ива. Верно. Красивые, правда? (Демонстрация слайдов) Есть дерево мягкое, из него ложки хорошо резать. Это… липа. (Демонстрация слайдов)

А вот дерево, которое холодит. Из него хороши сосуды для напитков. Это…берёза. ( Показывает туесок из берёзы.) А теперь вспомним, что дерево в старину ещё и обувало. Как? Во что? Правильно в лапти.

Учитель ИЗО:

-Не изба, а загляденье, всем гостям на удивленье!

Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Утварь- это предметы, необходимые человеку в его обиходе.

Ребята угадайте загадку.


Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт.

а сам на отдых идёт

(Ухват.)

Ухват-устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с его помощью можно было вынуть их. (Показывает слайд) Была примета: чтобы при уходе хозяина из дома не пёл домовой, необходимо загородить печь ухватом.

Учитель музыки:

А вот ещё одна загадка.


Чёрный конь

Скачет в огонь

( сковородохватка) (показывает)

Это короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укреплённый на деревянной ручке. Им размешивали угли в печи.


Учитель музыки:

Выну изо рта ягодку,

оближу и опять положу

(ложка)

Или

Деревянная подружка,

Без неё мы как без рук.

На досуге — веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не даёт.

(Деревянная ложка.)

Молодцы, угадали. А то, что ложка — на досуге ещё и веселушка, мы сейчас с вами

убедимся


Учитель музыки:

Ударили ложки,

Как звонкие ладошки!

Ой, жги- говори-

Заиграли ложкари!

Не дождик, не град,

А брызги летят!


(Ансамбль народных инструментов исполняют песню…)

«Коробейники»


Учитель ИЗО:

Купите чудо девицу, русскую жар-птицу!

Алый шёлковый платочек.

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть

Может, три, а, может, шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская..

(матрёшка.)

(После возгласов «матрёшка» коробейник достаёт игрушку, расставляет их.)

Учитель музыки:

У дядюшки Якова

Полно товару всякого,

Куклы хорошие,

Нарядные, дешёвые. (Показывает дымковскую игрушку.)

Учитель ИЗО:

С переливами поёт,

Утром будит весь народ,

Золотистый гребешок

Гордо носит …

(петушок.)




Учитель музыки:

Делу время — потехе час

Приглашаем всех в танцевальный ручеёк.


Учитель ИЗО:

Пословица — всем делам помощница!

А играли в старину в такую игру:

Кто последний назовёт пословицу о веселье и гуляньях.

Свежие документы:  Сценарий праздника для 4 класса «Посвящение первоклассников в гимназисты»

Тот и заберёт корзинку с гостинцем.



У наших ворот всегда хоровод.

Из песни слова не выбросишь.

Гуляй, да не загуливайся.

Шутку любишь над Фомой — так люби и над собой.

Всякий пляшет, да не как скоморох. У всякого скомороха свои погудки.


Ребята передают друг другу корзинку с карамелью, кто последний — тот и победил



Учитель ИЗО:

На Руси уж так идёт, —

Что талантливый народ.

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

Учитель музыки:

А теперь позвольте, гости дорогие,

Отдать вам наше нижайшее почтение,

Учитель ИЗО:

Поблагодарить за посещение.

Принимать мы вас готовы,

Будьте счастливы, здоровы.




В конце праздника все гости танцуют «Весёлая кадриль»




6

Каржень Наталья Александровна

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: