Ярмарка
Праздничные народные обряды
Аннотация:
Мероприятие можно использовать как в виде обобщающего урока, так и во внеклассной работе в 5-6 классах.
Форма проведения: воспитательное мероприятие, интеграция предметов ИЗО и музыка.
Цель: обобщить знания и навыки по теме «Древние корни народного искусства», дать представление о народных праздничных гуляниях как о синтезе устного, музыкального и художественного фольклора.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, иллюстрации по декоративно-прикладному искусству поделки, рисунки учащихся, самовар. предметы народного промысла, народные костюмы.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображениями народного костюма, предметов жилья.
Ярмарка
Праздничные народные обряды
Организационный момент.
Учитель музыки:
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час-
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.
Учитель ИЗО:
Дорогих гостей встречаем
пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим!
Учитель музыки:
Мы с вами совершим путешествие в прошлое, перенесемся в те далекие когда люди жили в деревянных избах и ездили на лошадях.
Учитель ИЗО:
— Все люди любят праздники. Праздник — это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. Каждый праздник — это определенный итог, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода — сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды .корзин. тканых изделий. Иногда итог трудового сезона совмещался с весельем в широкой ярмарке, где люди обменивались товаром и сбывали излишки продукции. Там людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, зимой — горки, веселые молодецкие забавы.
Учитель музыки:
-Вот и мы с вами встали рано-рано, чтобы поехать в город на ярмарку первыми, занять хорошее, выгодное место. Едем, едем, подъезжаем, а города-то и нет!
Учитель ИЗО: (звучит «Калинка»)
— В старину строителя называли..,., зодчий.
Что нам стоит дом построить. Ну-ка, ребята, постройте нам деревню.
(Дети прикрепляют свои рисунки).
-Презентация «Русская изба» (Комментирует ученик)
Звучит песня «Горница узорная»
Учитель ИЗО:
-Худо тому, у кого пусто в дому (Презентация «Внутренний мир избы»)
— А вот и хозяева избы.
Хозяйка(учащаяся):
-Здравствуйте мальчики и девочки! Нравится у меня? Ваши квартиры современные,на мою светёлку не похожи. Всё здесь сделано руками хозяев, А какие красивые, прочные, удобные вещицы получились! И из чего бы вы думали?
Конечно, из дерева. Дерево для русского крестьянина в старину — главный попутчик.
Хозяин (ученик):
Оно и грело, и обувало, и кормило. А как вы думаете, чтобы смастерить такие замечательные вещи из дерева, прежде всего чему надо научиться? Нет, не только топоро и резцом владеть. Прежде этого надо научиться деревья понимать. Я вот вам сейчас буду называть особенности какого-нибудь дерева, а вы мне, будьте добры,само назовите.
Есть дерево гибкое, податливое; из него можно корзины и даже мебель плести. Это… ива. Верно. Красивые, правда? (Демонстрация слайдов) Есть дерево мягкое, из него ложки хорошо резать. Это… липа. (Демонстрация слайдов)
А вот дерево, которое холодит. Из него хороши сосуды для напитков. Это…берёза. ( Показывает туесок из берёзы.) А теперь вспомним, что дерево в старину ещё и обувало. Как? Во что? Правильно в лапти.
Учитель ИЗО:
-Не изба, а загляденье, всем гостям на удивленье!
Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Утварь- это предметы, необходимые человеку в его обиходе.
Ребята угадайте загадку.
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт.
а сам на отдых идёт
(Ухват.)
Ухват-устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с его помощью можно было вынуть их. (Показывает слайд) Была примета: чтобы при уходе хозяина из дома не пёл домовой, необходимо загородить печь ухватом.
Учитель музыки:
А вот ещё одна загадка.
Чёрный конь
Скачет в огонь
( сковородохватка) (показывает)
Это короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укреплённый на деревянной ручке. Им размешивали угли в печи.
Учитель музыки:
Выну изо рта ягодку,
оближу и опять положу
(ложка)
Или
Деревянная подружка,
Без неё мы как без рук.
На досуге — веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт.
(Деревянная ложка.)
Молодцы, угадали. А то, что ложка — на досуге ещё и веселушка, мы сейчас с вами
убедимся
Учитель музыки:
Ударили ложки,
Как звонкие ладошки!
Ой, жги- говори-
Заиграли ложкари!
Не дождик, не град,
А брызги летят!
(Ансамбль народных инструментов исполняют песню…)
«Коробейники»
Учитель ИЗО:
Купите чудо девицу, русскую жар-птицу!
Алый шёлковый платочек.
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская..
(матрёшка.)
(После возгласов «матрёшка» коробейник достаёт игрушку, расставляет их.)
Учитель музыки:
У дядюшки Якова
Полно товару всякого,
Куклы хорошие,
Нарядные, дешёвые. (Показывает дымковскую игрушку.)
Учитель ИЗО:
С переливами поёт,
Утром будит весь народ,
Золотистый гребешок
Гордо носит …
(петушок.)
Учитель музыки:
Делу время — потехе час
Приглашаем всех в танцевальный ручеёк.
Учитель ИЗО:
Пословица — всем делам помощница!
А играли в старину в такую игру:
Кто последний назовёт пословицу о веселье и гуляньях.
Тот и заберёт корзинку с гостинцем.
У наших ворот всегда хоровод.
Из песни слова не выбросишь.
Гуляй, да не загуливайся.
Шутку любишь над Фомой — так люби и над собой.
Всякий пляшет, да не как скоморох. У всякого скомороха свои погудки.
Ребята передают друг другу корзинку с карамелью, кто последний — тот и победил
Учитель ИЗО:
На Руси уж так идёт, —
Что талантливый народ.
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
Учитель музыки:
А теперь позвольте, гости дорогие,
Отдать вам наше нижайшее почтение,
Учитель ИЗО:
Поблагодарить за посещение.
Принимать мы вас готовы,
Будьте счастливы, здоровы.
В конце праздника все гости танцуют «Весёлая кадриль»
6