Тематическое планирование уроков музыки
Дата | Тема урока | Содержание темы | Характеристика дечтельности учащихся | Формирование УУД | |
Часть 1. Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость |
| ||||
1 |
| Открываем для себя новые качества музыки | Идея четверти: осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки. Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки.
| — Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке. -Анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности. -Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). — Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов). -Создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности
| Личностные УУД -развитие художественного восприятия, умения оценивать произведения разных видов искусств; -формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности; -реализация творческого потенциала учащихся Познавательные УУД -осознание музыки в жизни человека, формирование общего представления о музыкальной картине мира; -освоение знаний об основных закономерностях и языке музыкального искусства; — приобретение умений и навыков в различных видах музыкально-творческой деятельности Коммуникативные УУД -приобщение школьников к сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового, индивидуального музицирования; -развитие способности к продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, формирование доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение |
2 |
| Мелодичность – значит песенность? | |||
3 |
| Песенность в вокальной и инструментальной музыке. | |||
4 |
| Танцевальность бывает не только в танцах | |||
5 |
| Отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. | |||
6 |
| Где слышится маршевость? | |||
7 |
| Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой | |||
8 |
| Обобщение по теме «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» | |||
Часть 2. Интонация |
| ||||
9 |
| Сравниваем разговорную и музыкальную речь | Идея четверти: осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства. Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи по высоте и по длительности музыкальной речи; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация – основа музыки | — Импровизировать на заданную и свободную темы. — Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. — Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. — Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. — Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций. — Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. — Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. — Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.
| |
10 |
| Сравниваем разговорную и музыкальную речь | |||
11 |
| Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. | |||
12 |
| Зерно-интонация в музыке | |||
13 |
| Интонационная выразительность исполнения | |||
14 |
| Выразительные и изобразительные интонации | |||
15 |
| Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? | |||
16 |
| Обобщение по теме «Интонация – основа музыки»
| |||
Часть 3. Развитие музыки |
| ||||
17 |
| Почему развивается музыка? | Идея четверти: осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени. Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке – динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное
| — Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл. — Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. — Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров. — Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений. — Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. — Воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие
| |
18 |
| Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? | |||
19 |
| Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. | |||
20 |
| Что такое исполнительское развитие музыки? | |||
21 |
| Исполнительское развитие, характерное для куплетной формы. | |||
22 |
| Развитие, заложенное в самой музыке | |||
23 |
| Развитие, заложенное в самой музыке | |||
24 |
| Что нового мы услышим в сказке «Петя и волк»? | |||
25 |
| Что нового мы услышим в сказке «Петя и волк»? | |||
26 |
| Обобщение по теме «Развитие музыки» | |||
Часть 4. Построение (формы) музыки |
| ||||
27 |
| Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части | Идея четверти: осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения. Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, период. Содержательно-образные основы построения музыки. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.
| — Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования. — Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение. — Перечислять простые музыкальные формы. — Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.). — Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия. — Исследовать и определять форму построения музыкального произведения. — Сольмизировать и сольфеджировать мелодии. — Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации
| |
28 |
| Почему музыкальные произведения бывают одночастными? | |||
29 |
| Когда музыкальные произведения имеют две или три части? | |||
30 |
| Рондо – интересная музыкальная форма | |||
31 |
| Как строятся вариации? | |||
32 |
| О важнейших средствах построения музыки | |||
33 |
| Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки. | |||
34 |
| Обобщение по теме «Построение музыки» |