Урок музыкального искусства в 8 классе «Музыкальное искусство и современность. Кумиры ХХ века»


Урок музыкального искусства в 8 классе

Тема: Музыкальное искусство и современность.
Кумиры ХХ века.

Цели и задачи урока :
— формировать умение высказывать личное мнение о творчестве поп- и рок- музыкантов, навыки оценки рок-музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций;
— через сопоставление с произведениями классической музыки уметь анализировать современные музыкальные явления, интерпретировать современную музыку с позиции музыкальных традиций, преемственности музыки прошлых веков и современности, умение отличать высокохудожественные примеры и настоящие шедевры массовой культуры от малосодержательных произведений с низким художественным качеством;
— закрепить значение понятий : лёгкая (развлекательная, эстрадная) и популярная музыка; рок-н-ролл; хит парад и др. через образовательную игру;
— развивать критическое мышление учащихся в процессе анализа современной музыки; вокально-хоровые навыки в процессе работы над песней.




Форма урока: урок-размышление

Тип урока: Закрепление и углубление знаний.

Музыкальный материал: видео: ”The Beatles”-“Yesterday”, видео: “Queen”- “The Show Must Go On”, В. Иванов, сл. В. Некляева –« Друг для друга».
Оборудование:

-фортепиано; телевизор; DVD; диски;
Дидактический материал:
— эпиграфы к теме урока;

— плакат — образовательная игра;

— словарь музыкальных эмоций;

— иллюстрации, фотографии рок- групп;

— раздаточный материал(нотная запись и текст песни; буклетики с
текстом стихотворенияТ.Снежиной)

— учебники.



Ход урока


1.Организационный момент. Приветствие.

-Ребята! Сегодня на уроке мы с вами попробуем решить проблему: утвердить или опровергнуть 2 высказывания: (эпиграф на доске)

«Музыка всегда бездонна.

Это значит — хвалят, иль порочат,

Каждый в ней находит то , что хочет».

Л.Мартынов


« Покуда стрелкам ходить по кругу,

Давайте будем любить друг друга…»


-Как вы думаете ,о чём пойдёт речь на уроке?

-О любви. О любви друг к другу, к ближнему, к окружающему нас миру, к музыке.

— Тема нашего урока -Рок-музыка. Кумиры ХХ века. Мы знакомимся с творчеством британских групп ‘ The Beatles’ и Queen”.

2.БЕСЕДА

-Мы уже говорили на уроках о развитии рок- музыки, поп-музыки , вы знаете звёзд эстрады. Скажите, произведения ,исполняемые этими музыкантами, современны? Почему? (Музыка интересна, доступна ,легко воспринимается)

-А как же тогда произведения Баха , Бетховена, Моцарта, Чайковского? Что? Старые, ненужные, отжившие?

Учитель играет фрагмент из «Лунной сонаты» Л.Бетховена

— Какие чувства вызывает эта музыка? О чём она?
(Предполагаемые ответы детей : о любви, нежности, надежде…)

— Эти чувства вам знакомы? Ведь « Лунную сонату » Бетховен написал 200 лет назад? Эта музыка современна? Почему?
(ответы детей)

— Значит, современной мы можем назвать и классическую музыку, если чувства, выраженные в ней, мы способны переживать сегодня.

— А какую музыку мы можем назвать современной?
(Предполагаемые ответы : которая исполняется на электронных инструментах и др.)
— Давайте вспомним, что же вы знаете о современной музыке. Предлагаю вам

3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ИГРУ, с помощью которой мы закрепим знания, полученные на предыдущих уроках.

/-См. Приложение./ После правильных ответов открывается картинка, связанная с джазом (или любая другая, по выбору учителя)

4.Знаете ли вы, что профессор Юсфин в книге «Музыка и интеллект» говорит о влиянии музыки на человека.

Свежие документы:  Районная олимпиада по предмету «музыка» 4 класс

Джаз, блюз — для поднятия настроения, даёт выход радости, помогает рассеять печаль. Посмотрите на картинку — к джазу как нельзя лучше подходят полотна красочные, страстные.

Популярная музыка, народные мелодии — дают ощущение благополучия.

Рок-музыка – способна как создать напряжение, вызвать стресс,

так и пробудить положительные эмоции.

5. Вот о кумирах рок-музыки ХХ века, которые действительно заряжали людей положительными эмоциями, мы и продолжим разговор

-Кто же такой кумир?

-По словарю: КУМИР- идол, языческий божок. В переносном смысле — предмет восхищения, преклонения.
— Всегда ли были кумиры? Конечно, во все времена и эпохи. У каждой творческой личности свой стиль, направление….. Это великие классики, перед которыми до сих пор преклоняется человечество…
Но слушая некоторые произведения таких композиторов, как И.С. Бах, Р.Вагнер, С. Рахманинов, М.Мусоргский, невольно ловишь себя на мысли, что происхождение рок- музыки уходит корнями именно в классическую музыку. Иначе чем объяснить схожесть жёсткого ритма «Токкаты и фуги» Баха, «Полёта Валькирий» Вагнера, совершенство «дьявольской» игры (как называли церковники) Н.Паганини или страстное, виртуозное исполнение произведений Ф. Шопеном и Ф.Листом и классических композиций таких рок-групп, как “
Deep Purple”, “The Beatles”, “Queen”.

Рок-музыка возникла в начале 50-х годов ХХ века, как противовес существующей музыкальной культуре. Проблема «Молодёжь и музыка» заострилась как никогда. Ни одна другая эпоха не знала столько воинственного противопоставления рок-музыки (как молодёжной музыки) всему другому музыкальному миру.

Музыкальным символом рока стала песня «Стань в стороне, Бетховен»-которую написал один из первых американских рокеров Чак Бери.

Вопрос детям: Что отличает рок-музыку от других стилей? (Наличие электроинструментов, а также специфика их звучания).

Главным инструментом рока стала электрогитара, которая раньше использовалась в джазе и ритм энд блюзе. В рок-музыке она стала визитной карточкой.

50-е годы ХХ века — эпоха Элвиса Пресли — о нём мы говорили на предыдущих уроках. /фотография певца на доске/

На первом месте у Элвиса был самобытный талант, высокий профессионализм, искренность чувств. Лучшие песни кумира ХХ века напоминают жемчужины.

60-е годы- эпоха Beatles”./фотография группы/

Всемирное признание группы началось с 1964 года. В США, Британии, уже существовало такое понятие, как «битломания». Многотысячные толпы бушевали на улицах городов, в аэропортах, в концертных залах — везде, где появлялись музыканты. Иногда полиция не в силах была это остановить.

В ХХ1 веке мифа о «Битлз» уже не существует, но осталось лучшее, что ими сочинено. Это лучшее отличается мелодичностью, ритмической энергией, глубоким содержанием песенной лирики до песен протеста против зла и насилия. Это содержание актуально и сейчас, так как затрагивает струны человеческой души.

Видеофрагмент выступления «Beatles” с песней “Yesterday

6. Творческая деятельность британской группы “Queen”(в переводе с англ. — «Королева» — произносится – куин)- очень редкостное явление в рок- музыке: более 20 лет она была на вершине мировой популярности. Это поясняется и личной неповторимой индивидуальностью, и широким охватом разных стилей и направлений — от хард-рока до диско.

Свежие документы:  Примерный словарь музыкально-образного содержания музыки

В своих песнях «Queen» выходили за пределы традиционной рок-музыки. Например, одну из известнейших песен «Барселона» — исполнили со знаменитой оперной певицей Испании Монсеррат Кабалье.

В 1980 г. ансамбль первым использовал звучание синтезатора, а также были первыми, кто начал записывать видео — клипы. Эта идея принадлежит солисту Фредди Меркьюри. Видео -клипы, созданные им в 80-х годах ХХв, и сегодня не имеют аналогов в мире по своей красоте, интеллектуальности, образности, режиссуре и силой сценических приёмов. Больше 30 идей Меркьюри используются в наше время при создании видео -клипов.

Состав группы:

— Меркьюри — (Фарух Балсара) — художник-график по образованию (вокал, клавишные).

— Брайян Мей – физик (гитара)

— Роджер Тейлор – биолог (ударные)

— Джон Дикон — инженер-электрик (бас-гитара)

Первый альбом группы вышел в 1973 г., последний — в 1991.Фредди Меркьюри смог достичь совершенства как композитор, поэт, блистательно исполнял и оперные партии, и рок -н -ролл. Своим голосом он умел выразить самые тонкие оттенки человеческих эмоций. Его песни остаются в сердцах людей, как народная или классическая музыка, которые живут вечно. А ведь истоки такой музыки уходят корнями в далёкое прошлое…

-Вспомните скоморохов. В старину они – везде почётные гости, сочетали в своём искусстве мастерство исполнения со злободневным репертуаром, который включал в себя шуточные песни, драматические сценки, социальную сатиру. Скоморохи непосредственно общались со зрителем, с уличной игрой, вовлекали в игру…

Их песни наполнены экспрессией, они пронзительны и лиричны по мелодике, глубоки и содержательны по тематике. Есть что-то общее с лучшими песнями рок- музыкантов, не правда ли?

Песня «Шоу должно продолжаться»- вошла в сотню лучших песен ХХ века. В ней лирический герой задаётся вопросом о смысле существования и выражает надежду на обретение физической и душевной свободы после смерти. Дословный перевод песни конечно, не совершенен, но главный смысл, по моему мнению, такой: человек- капля в океане всеобщего бытия…..

Бесконечные пустые пространства-

Чего ради мы живём ?

Покинутые места, мы знаем, на что идём.

Это никогда не кончится, кто-нибудь знает-

Что мы ищем?

Уже совсем скоро

Я покину этот мир,

Снаружи разгорается заря,

А из глубины души, из кромешной тьмы

Я вернусь к свободе…

Припев:

Шоу должно продолжаться,

Мой грим осыпается,

Но моя улыбка остаётся….


-Сейчас мы послушаем песню и посмотрим выступление Фредди Меркьюри со своей группой. После прослушивания мне хотелось бы услышать от вас отзывы — как вы восприняли эту песню, ваши впечатления. Обратите внимание на многотысячную толпу зрителей и слушателей, «колышущуюся», как море….

7. ВИДЕО-4 мин.
После просмотра клипа небольшое обсуждении о характере, настроении музыки. Подчёркиваем, что отличительная черта рок-музыки – неизменный ритм, поддерживаемый ритмической секцией, богатое, почти «симфоническое» звучание гитары, мощный вокал Фреди Меркьюри…

— Предлагаю творческое задание : составить сенкан (синквейн) о прослушанной песне.
Один из вариантов ответа:
«Песня
эмоциональная, яркая,
восхищает, окрыляет,
жить в нашем мире помогает.
Музыка свежего воздуха»

Свежие документы:  Классный час в 4 классе «Береги здоровье смолоду»

ВЫВОД: Современной мы можем назвать ту музыку, которая исполняется на электроинструментах. Чувства, заложенные в истинных шедеврах музыкального искусства — вечны.
И… «Покуда стрелкам ходить по кругу,
Давайте будем любить друг друга…»

9. Это слова из песни белорусских авторов -В. Некляева и В .Иванова, которую мы сейчас будем разучивать.

Исполнение песни учителем

-В чём идея песни?
Предположительные ответы ребят: Пока существует мир, нужно жить достойно, любить, радоваться жизни, не обижать друг друга….
10. Голос, как любой музыкальный инструмент, требует правильной настройки . Давайте настроим свой голос для красивого исполнения песни. Для этого: 1) принимаем певческую установку, слушаем тонику, выстраиваем унисон ; 2) поём гамму по полутонам на слоги- у ма у ма ум сначала а капелла ,затем с бэк — вокалом; 3) 4 ноты вверх и вниз с бэк — вокалом; 4) предлагаю нотную запись песни:
— прослушиваем 1 фразу, следим по нотам за движением мелодической лини
— прохлопываем ритмический рисунок с проговариванием слов;
— повторяем за учителем мелодию(следить за правильностью звуковысотного интонирования мелодии)
— выучиваем следующие фразы и соединяем;
— исполняем 1 куплет;
— так же идёт работа над припевом;
— выразительное исполнение 1 куплета и припева;
5) 2-й куплет с припевом- по тексту песни
Учитель:

— И.С.Бах говорил: «Задача музыки – трогать сердца».

Вы согласны с ним? Давайте исполним песню так, чтобы она затронула сердце каждого из вас, и осталась с вами надолго.

«Концертное» исполнение песни

Вывод урока:

Какую бы музыку мы не слушали классическую, поп — или рок-, — главное, чтобы мы понимали её, чтобы умели отличать настоящие шедевры массовой музыкальной культуры от малосодержательных произведений с низким художественным качеством.

11.Запись в тетрадях:

«Музыка всегда бездонна.

Это значит-

хвалят, иль порочат,

Каждый в ней находит то, что хочет».
12. Домашнее задание :
— Что вы хотите найти в СВОЕЙ музыке?
Обсудите эпиграфы нашего урока с родителями, спросите, нравились ли им песни, услышанные вами сегодня (ведь это песни их молодости) Послушайте любимую вами классическую музыку ,и на память о сегодняшнем уроке я дарю вам стихотворение(в виде буклетиков) Т.Снежиной «Современность»



Современность

Грудцова Ульяна

 «…Современность сегодня — 

был и не стал.»


ТАТЬЯНА СНЕЖИНА 


А что такое современность:
Душе, мечтам своим — изменность?
И частая одежды смена?
Доказанная теорема?

Со временем шагаем в ногу.
Куда ведёт сия дорога?
Становимся крупицей массы.
Все одинаковы. Нет разных.

Истории не помним славной.
Довольствуемся только малым.
Открыты — веяньям порочным,
Закрыты — для бессмертных строчек.

Нет истины, есть правда — чья-то,
И не пустует «место свято.»
Равняемся на чуждый Запад.
Свои он жадно тянет лапы.

А что такое современность — 
Слов неминуемая тленность?
И инкубаторская мода?
Теплица — вместо огорода?

Со временем шагаем в ногу?!!
Но заведёт куда дорога?..



Спасибо за работу на уроке!

До свидания!



Учитель музыки высшей категории

Нижнегорского УВК « школа-лицей» №1

Андрейчук Светлана Викторовна
п. Нижнегорский,

Республика Крым


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: