Урок музыки «Музыкальный образ» 7 класс


+

Урок музыки в 7 классе


Тема полугодия «Музыкальный образ»

Тема II четверти «Музыкальный образ»

Тип урока- расширенный

Тема урока «Вальс»

Произведения для слушания и исполнения (Вальсы Ф.Шуберта, Вальс до-диез минор Ф.Шопена, Сентиментальный вальс П.И.Чайковского, Вальс Г.Свиридова из иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель», «Случайный вальс» М.Фрадкина, «Ленинградский вальс» А.Дольского)

Цель урока – познакомить учащихся с историей возникновения и развития вальса, раскрыть образное содержание произведений Ф.Шуберта, Ф.Шопена, П.И.Чайковского, Г.Свиридова, познакомить учащихся с песнями М.Фрадкина «Случайный вальс» и А.Дольского «Ленинградский вальс»

Образовательная задача:

-продолжать формировать у учащихся умение раскрыть содержание музыкального образа через смысловое значение музыки

Воспитательные задачи:

-способствовать воспитанию у учащихся чувства понимания прекрасного, формировать в сознании и душе учащихся способности сопереживать

Развивающие задачи:

-осознанное слушание вальсов Ф.Шуберта, Ф.Шопена, П.И.Чайковского, Г.Свиридова с точки зрения раскрытия образного содержания

-прививать интерес к жизни и творчеству известных композиторов, прививать интерес к классической музыке

Раздаточный материал: карточки (прилагаются)

Урок проводится с использованием компьютерной презентации


Ход урока


У. Я хочу пригласить вас на праздник в чешской деревне 18 века. Сельские музыканты играют танцевальные мелодии. Молодёжь пустилась в пляс, один танец сменяет другой. Какие чешские танцы этого периода вы знаете?

Д. Отвечают.

У. Верно. Танцуют польку, скочну, фуриант. Фуриант- танец юмористического характера: юноша, пародируя франтоватого богача, танцует, упирая руки в бока и топая ногами, скидывает во время танца кафтан, чтобы показать свою дорогую полотняную рубаху, затем устремляется за девушкой, кружащейся в лёгком танце и старающейся упорхнуть от назойливого кавалера. Вот он обнял её за талию и они начинают кружиться в весёлом танце под одобрительные притоптывания остальных.

Теперь приглашаю вас на гулянье во французской деревне. Здесь свои танцы, и самый популярный из них- вольт. Танцуют вольт парами, с вращениями на месте, с различными поворотами одного из танцующих вокруг другого (вольтаре- «поворачивать»).

А теперь мы с вами наблюдаем австрийский танец области Ландль в исполнении современного австрийского танцевального ансамбля. Примерно также танцевали в австрийской деревне 18 века танец сватовства- степенный и сдержанный «лендлер». Со временем лендлер утратил своё обрядовое значение и превратился в быстрый и весёлый танец. Кавалер, выбрав понравившуюся девушку, выводил её на круг, вращал партнёршу вокруг себя, и оба постепенно передвигались по кругу за другими парами. Итак,- фуриант, вольт, лендлер. Что объединяло эти три танца?

Д. 1) Высказываются.

У. И из этих и подобных танцев разных народов Европы родился другой танец, в котором упростились все движения и осталось только кружение, вращение. Этот танец- …

Д. Вальс.

У. И тема нашего сегодняшнего урока- вальс. Наступила новая танцевальная эпоха. Во второй половине 18 века вальс уже вышел за пределы сельских кабачков, деревенских свадеб, и, пройдя по дорогам всей Европы, переступил пороги аристократических танцевальных залов и дворцов. Однако путь вальса ко всеобщему признанию был нелёгок. Аристократической и буржуазной среде многое в новом танце казалось неприемлемым. Против вальса были официальные и неофициальные выступления. В Вене в первое десятилетие 19 века запрещалось танцевать вальс больше 10 минут. На балах, которые давались во дворцах немецких кайзеров, вальс был под запретом на протяжении почти всего 19 века. Запрет снял лишь кайзер Вильгельм Второй при вступлении на престол в 1888 году. Как вы думаете, почему вальс подвергался запретам?

Д. Высказываются.

У. Репутация вальса- «чувственный и непристойный танец». Близость танцующих способствовала интимности, а соприкосновение рук позволяло передавать записочки. В Англии вальс поначалу вызвал серьёзную оппозицию, матери запрещали его танцевать своим дочкам, каждая бальная зала становилась полем битвы. Джордж Байрон написал в 1813 году шуточную поэму «Вальс», сатирические стрелы которой направил против принца-регента и его министров, мимоходом английский поэт высмеивает и вальс, в ту пору входивший в моду. Послушаем, что же писал поэт:

О милый Вальс! Склонились пред тобою

И джига, и фанданго огневое,

Свежие документы:  Конспект урока по Музыке "Куда ведет нас марш?"

Шотландский рил, виргинская кадриль:

Где правит Вальс, их надо сдать в утиль.

Лишь Вальсу руки надобны и ноги:

Но коль для ног законы очень строги,

То руки там лежат, где с древних лет

Их не было. Ой, уберите свет!

Мне кажется, слепящие шандалы

Чрезмерно освещают нашу залу.

Сам Вальс шепнул: «Не нужно нам огней:

Ведь эти па во тьме всего верней…»

У. Как пишет мемуарист, капитан Р.Гроноу, лишь «когда русский царь Александр Первый, туго затянутый в мундир, украшенный множеством орденов, без стеснения станцевал вальс в клубе «Альмак», предубеждение против вальса испарилось, и он стал стандартным, общепринятым танцем». В России вальс тоже подвергся гонениям, его невзлюбила Екатерина II, а при Павле I опубликовали полицейское предписание, запрещающее «употребление пляски, вальсеном именуемой». Но запреты не помогали, и вальс распространялся по Европе, как было сказано в одном трактате- «наподобие эпидемии насморка».

Один путешественник по Баварии 18 века вспоминает:

«Люди здесь необычайно любят танцевать. Стоит им услышать музыку вальса, как они начинают кружиться, где бы ни находились. Общественные танцевальные залы посещаются всеми сословиями, здесь отметается аристократическая спесь и забываются предки и звания. Здесь мы видим ремесленников, художников, купцов, советников, баронов, графов и прочую знать танцующими с горничными, женщинами третьего сословия и дамами. Каждый чужестранец, который пробудет здесь некоторое время, заражается этой танцевальной болезнью».

В первые десятилетия 19 века вальс и лендлер ещё бытуют, как равноправные танцы. Ах, эти знаменитые в Вене вечера, эти «шубертиады», где собирались друзья Шуберта- художники, поэты, музыканты. Друзья любили танцевать, и Шуберт импровизировал лендлеры, экосезы, контрдансы, вальсы. Один из участников «шубертиад» вспоминает:

«Сам он никогда не танцевал, но всегда готов был сесть за инструмент и часами

импровизировать прелестнейшие вальсы. Понравившиеся ему вальсы он повторял по нескольку раз, чтобы запомнить и позднее записать»

Учитель исполняет вальсы Ф.Шуберта

У. Как вы думаете, если кто-то из друзей или гостей Ф.Шуберта не любил танцевать так же, как и сам Шуберт, они могли просто слушать вальсы?

Д. Отвечают.

У. А по продолжительности звучания это были большие или коротенькие вальсы?

Д. Отвечают.

У. Совершенно верно. Лендлеры и вальсы Шуберта были маленькими, это- лирические миниатюры. Но венцы хотели танцевать. Большие вальсы, целые «гирлянды», «цепочки вальсов». И издатели выпускали сборники вальсов Шуберта и др. композиторов, объединяя их по 5 в каждой «гирлянде». Так зародилась форма «венского вальса», родоначальником которой стал Иоганн Штраус-отец. Если в первой половине 19 века вальсы господствовали в танцевальных залах, то к середине 50-х годов они чаще звучат на концертной эстраде. И в творчестве «короля вальсов» Иоганна Штрауса-сына вальс вырос в самостоятельный жанр. Из письма Фридерика Шопена:

«Венцы теперь — поклонники вальса. Он звучит везде; музыкальными кумирами стали молодой Иоганн Штраус и Ланнер. Среди множества венских развлечений славятся вечера в гостиницах, где за ужином Штраус и Ланнер разыгрывают вальсы. После каждого вальса получают шумные аплодисменты…»

Сам Фридерик обращался к вальсу на протяжении всей своей жизни. Всего он написал 17 вальсов. Один из поздних вальсов- знаменитый Седьмой до-диез минорный. Есть предположение, что этот вальс был навеян мыслями о сестре его лицейского друга Марии Водзинской. Прелестная Мария вызвала в душе Шопена забытые чувства, давно его сердце не знало такого волнения:

«Ты мелькнула, ты предстала,

Снова сердце задрожало,

Под чарующие звуки

То же счастье, те же муки,

Слышу трепетные руки-

Ты ещё со мной!


Час блаженный, час печальный,

Час последний, час прощальный,

Те же лёгкие одежды,
Ты стоишь, склоняя вежды,-

И не нужно мне надежды:

Этот час- он мой!


Ты руки моей коснулась,.

Разом сердце встрепенулось;

Не туда, в то горе злое,

Я несусь в моё былое,

Я на всё, на всё иное

Отпылал, потух!



Этой песне чудотворной

Свежие документы:  Конспект урока по музыке в 4 классе "Этот удивительный Китай"

Так покорен мир упорный.

Пусть же сердце, полно муки,

Торжествует час разлуки,

И когда загаснут звуки-

Разорвётся вдруг!

(А.Фет «Шопену»)

Учитель исполняет Вальс до-диез минор

У. Как вы считаете, вальсы Фридерика Шопена предназначались для исполнения в танцевальных залах или для концертного исполнения7

Д. Отвечают.

У. Да, под музыку этих вальсов не танцевали, они создавались только для того, чтобы их слушали. Уже позже под музыку шопеновских вальсов стали танцевать на сценах балетных театров или в музыкальных хореографических концертах.

19 век прошёл под символом вальса, его танцевали везде, во всех кругах общества, он проник в другие жанры профессиональной музыки- оперу, балет, симфонию, сюиту. Его музыка приобрела самостоятельное концертное значение.

В высшей степени привлекательный и очень своеобразный тип вальса был создан в России. В «Литературной газете» от 1841 года вальсу пелись такие дифирамбы:

« Что такое вальс? Это музыкальная поэма в сладостных формах или лучше поэма, которая может принимать всевозможные формы. Вальс бывает живой или меланхолический, огневой или нежный, пастушеский или военный, его такт свободен и решителен и способен принимать всевозможные изменения как калейдоскоп. Первое условие в нём- мелодия, богатство гармонических звуков его украшение. Он независим и как каприз не подчиняется правилам, не стесняется границами».


«Наверно, я б не вспомнила о вас,

Но у Чайковского в то утро воскресенья

В усадьбе, под «Сентиментальный вальс»

Застенчиво кружился снег весенний.

Внимая вальсу, в стороне от всех,

Я думала, бродя пустой аллеей:
Он с вами схож, весенний этот снег,

Что тронуть ветви нежностью не смеет.

И снова стынь откуда-то взялась,

И грусть, что время вёсен пролетело…

Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,
Задумчивый, весь от снежинок белый»

(Ирина Волобуева «Сентиментальный вальс»)

Учитель исполняет Сентиментальный вальс П.И.Чайковского


У. Вальс, символ романтической любви, тесно связан в русской литературе с офицерством и армией: не было на Руси более пылких влюблённых, лихих игроков и танцоров, чем гвардейские офицеры от лермонтовского Печорина до купринского Ромашова. Персонаж пушкинской «Метели» Бурмин тоже военный, герой 1812 года. Давайте вспомним, о чём же рассказ Пушкина «Метель»?

Д. Высказываются

У. Это маленькая поэма о риске, ода гусарской браваде и лихости, поэма о милости его величия Случая, который благоволит смельчакам и безумцам. Вальс Георгия Свиридова из иллюстраций к рассказу звучит естественно как вальс на балу в уездном городе N , в котором расположился гусарский полк: на таких балах и в столицах, и в провинции разбивались сердца и происходили судьбоносные встречи. В соседней с танцующими комнате, где играли в карты и сражались в биллиард, офицеры за один вечер могли пустить по ветру или выиграть целое состояние. Давайте послушаем Вальс

Звучит вальс Г.Свиридова

У. : «И песня, и стих- это бомба и знамя» эти слова В.Маяковского , возможно, никогда не были так справедливы, как в период Великой Отечественной войны. В те грозовые годы советские композиторы создали сотни и тысячи песен, которые сыграли значительную роль в борьбе с фашистскими захватчиками и содействовали победе русского народа. Лирических песен было создано в годы войны много самых различных жанров. Не обошли композиторы своим вниманием и жанр вальса, небольшой вальсовой песенки. Начало положил Василий Павлович Соловьёв-Седой песней «Играй, мой баян». Это – песни К.Листова «В землянке», М. Блантера «Моя любимая», «В лесу прифронтовом».Широко бытовала в воинской среде песня «Случайный вальс» Марка Фрадкина. В основу этой песни была положена действительная история о случайной встрече в клубе молодого лейтенанта и молоденькой девушки. Не успели они протанцевать круг вальса, как лейтенанту пришлось срочно уехать на фронт. Он продолжал помнить об этом вальсе и об этой милой девушке, имени которой он так и не успел спросить. Узнав об этой истории, Марк Фрадкин с Евгением Долматовским написали «Случайный вальс»:

Ночь коротка, спят облака,

Свежие документы:  "Права человека в современном мире" 10 класс

И лежит у меня на ладони

Незнакомая ваша рука…

У. «Случайный вальс» на фронте часто называли «Офицерский вальс». В ту пору слово «офицер» только приобретало право на существование, только проникало в обиход. Давайте исполним с вами эту песню.

(Исполняется «Случайный вальс»)

У. Вальс может рассказать нам о многом. О чём же?

Д. Высказываются

У. Любовь, разлука, радость, горе, одиночество, расставания, встречи, вера, надежда — вот о чём может рассказать вальс. Давайте исполним «Ленинградский вальс» Александра Дольского и попробуем потом ответить на вопрос: какие ещё чувства может выразить вальс?.

(Исполняется «Ленинградский вальс» А. Дольского)

Ведётся разговор о «Ленинградском вальсе» (в вальсе говорится о городе, о прошлом и истории города, о современной жизни. Вальс людей, вальс жизни).

У.Давайте с вами попробуем оглянуться назад и вспомнить, какие танцы были в моде в прошлые десятилетия 20 века.

Д. В начале 20 века- фокстрот, в 20-е годы- танго, чарльстон В 40-е годы- рок-н-ролл, буги-вуги, затем- твист, шейк. Сейчас- танцуют брейк, реп.

У.Каждый танец уступает место новому. Почему же вальс не уступает своего места вот уже на протяжении 200 лет?

Д. Высказываются.

У. Вальс, вальсовый размер может выражать различные человеческие чувства. Вальсовый размер сообщает музыке движение, причём движение не напряжённое, а лёгкое, полётное. Это вальсовое движение ассоциируется в нашем представлении с чем-то радостным или взволнованным, таинственным или ласковым, сентиментальным или романтическим. И поэтому вальс живёт, и танцуют его и взрослые и дети, танцуют от простого школьного вечера до парадного дипломатического приёма.


РАЗДАТОЧНЫЕ КАРТОЧКИ


КАРТОЧКА №1


Джордж Байрон Отрывок из поэмы «Вальс»


О милый Вальс! Склонились пред тобою

И джига, и фанданго огневое,

Шотландский рил, виргинская кадриль:

Где правит Вальс, их надо сдать в утиль.

Лишь Вальсу руки надобны и ноги:

Но коль для ног законы очень строги,

То руки там лежат, где с древних лет

Их не было. Ой, уберите свет!

Мне кажется, слепящие шандалы

Чрезмерно освещают нашу залу.

Сам Вальс шепнул: «Не нужно нам огней:

Ведь эти па во тьме всего верней…»










КАРТОЧКА №2


Один из участников «шубертиад» вспоминает:


«Сам он никогда не танцевал, но всегда готов был сесть за инструмент и часами импровизировать прелестнейшие вальсы. Понравившиеся ему вальсы он повторял по нескольку раз, чтобы запомнить и позднее записать»






КАРТОЧКА №3


Из письма Фридерика Шопена:


«Венцы теперь — поклонники вальса. Он звучит везде; музыкальными кумирами стали молодой Иоганн Штраус и Ланнер. Среди множества венских развлечений славятся вечера в гостиницах, где за ужином Штраус и Ланнер разыгрывают вальсы. После каждого вальса получают шумные аплодисменты…»



КАРТОЧКА №4


В «Литературной газете» от 1841 года вальсу пелись такие дифирамбы:

« Что такое вальс? Это музыкальная поэма в сладостных формах или лучше поэма, которая может принимать всевозможные формы. Вальс бывает живой или меланхолический, огневой или нежный, пастушеский или военный, его такт свободен и решителен и способен принимать всевозможные изменения как калейдоскоп. Первое условие в нём- мелодия, богатство гармонических звуков его украшение. Он независим и как каприз не подчиняется правилам, не стесняется границами».





КАРТОЧКА №5



Один путешественник по Баварии 18 века вспоминает:

«Люди здесь необычайно любят танцевать. Стоит им услышать музыку вальса, как они начинают кружиться, где бы ни находились. Общественные танцевальные залы посещаются всеми сословиями, здесь отметается аристократическая спесь и забываются предки и звания. Здесь мы видим ремесленников, художников, купцов, советников, баронов, графов и прочую знать танцующими с горничными, женщинами третьего сословия и дамами. Каждый чужестранец, который пробудет здесь некоторое время, заражается этой танцевальной болезнью».


Экспресс-диагностика урока






1. Эта тема для меня новая

2. Всё это я знал

3. Узнал много нового и интересного

4. Это меня заинтересовало

5. Хочу подробнее знать о творчестве Ф.Шуберта, Ф.Шопена, И.Штрауса, П.И.Чайковского, Г.Свиридова




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: