Урок Музыки «Опера»


Конспект урока по музыкальной литературе

Опера

(1 год обучения)

Цель: воспитание музыкальной культуры учащихся как часть духовно-нравственного развития человека.

Задачи:

Обучающие:
-знакомство с понятием жанра оперы, ее характерных особенностей;

-знакомство с историей возникновения жанра, ее структуры и основных форм;

-знакомство с оперными голосами, ведущими мировыми оперными театрами.

Развивающие:

-развитие  способности размышлять о музыке и произведениях композиторов разных эпох;

-развитие способности воспринимать и анализировать музыку средствами музыкальной выразительности;

-развитие способности к личному отношению к прослушанным произведениям;

-развитие художественного и эстетического вкуса.

Воспитательные: 

-пробудить у учащихся интерес к жанру оперы;

-пробудить желание слушать музыку и размышлять о ней.

Тип урока — урок-беседа

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный центр и CD-диски.



    1. Истоки оперы. Опера родилась в Италии. Чарующий климат, прозрачное синее небо, райская природа-все это погружает каждого итальянца в благостное состояние и заставляет выражать свой восторг перед совершенством мироздания в сладком и мелодичном пении. Действительно, большинство великих певцов, имена которых сохранила история, родились под небом Италии. В большинстве европейских стран в это время происходили важные перемены в музыкальной жизни. Активно развивалась светская музыка, которая предназначалась для концертов во дворцах знати и для исполнения простыми любителями музыки ,появились новые музыкальные инструменты и сочинения для них, возродился интерес к танцевальному искусству. Такое музыкальное разнообразие требовало появление нового крупного музыкального жанра, который смог бы объединить новые музыкальные средства с достижениями других видов искусства- таких, как литература, живопись, театр. Эта задача была решена в Италии- в конце 16 века родилась опера.



Шел 1600 год. Празднично разукрашенная Флоренция принимала все новых и новых гостей. Со всех концов Италии и из разных стран съезжались сюда знатные люди. Предстояли пышные торжества: свадьба французского короля Генриха IV и дочери правителя Флоренции герцога Медичи – Марии.

Слайд2

Семья Медичи славилась своим пристрастием к искусству, особенно любовью к театру и музыке, и все предвкушают, что на свадьбе смогут увидеть и услышать нечто совершенно необычное. Дворец уже полон гостей. Здесь собрался цвет итальянского искусства: поэты и музыканты, композиторы, актеры. Среди них известный литератор Оттавио Ринуччини, певцы-композиторы Пери и Каччини, Винченцо Галилей – композитор, ученый-музыкант и исполнитель на лютне, отец великого астронома Галилео Галилея. Граф Барди, ведавший всей художественной жизнью дворца Медичи, подводит к этой группе и представляет неизвестного пока музыканта Клаудио Монтеверди.



Основной частью торжеств, поразившей всех присутствующих, была разыгранная певцами, поэтами и музыкантами драма о древнегреческом певце Орфее.

Учащимся предлагается вспомнить легенду об Орфее и поразмышлять, почему именно к данному сюжету обратились авторы одной из первых опер.

слайд3

 Якопо Пери и его либреттист Оттавио Ринуччини изложили историю Орфея и Эвридики речитативом, который поддерживался аккордами маленького оркестра, скорее ансамбля из семи инструментов, и представили пьесу во флорентийском Палаццо Питти. Это была вторая опера “Камераты”; партитура первой, “Дафны” Пери (1598), не сохранилась. Их произведение стало не просто возрождением древнегреческой трагедии. Оно принесло нечто большее – родился новый жизнеспособный театральный жанр.

слайд4

Фрагмент оперы Я. Пери «Эвридика»

(после прослушивания музыкального материала учащимся предлагается побеседовать с педагогом, отвечая на вопросы:

-в чем заключается необычность прослушанного фрагмента с точки зрения современного слушателя ?

-какие средства музыкальной выразительности помогли созданию данного образа?



Но первым полноценным произведением жанра оперы стал «Орфей» Клаудио Монтеверди. Написана в 1607 году для представления при дворе в Мантуе во время традиционного ежегодного карнавала. «Орфей» относится к числу тех ранних опер, которые регулярно ставятся в настоящее время на мировой музыкальной сцене.

Слайд5

Фрагмент оперы «Орфей» дуэт Орфея и Аполлона из 5 акта.

Зародившись в атмосфере аристократического салона, опера со временем становится доступной для более широких слоев населения. В 1637 году в Венеции был открыт первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано», впоследствии крупнейшими центрами оперного искусства стали еще Рим и Неаполь.

Очень скоро опера стала достоянием других стран и приобрела в 17 веке огромную популярность в европейской музыке.



    1. Основные оперные формы.

Опера-сериа (ит. «серьезная опера»). Стиль итальянской оперы, сложившийся в Неаполе в конце 17 века. Сюжет такой оперы- мифологический или легендарно-сказочный. Опера-сериа была масштабна по размерам, несколько статична и даже монотонна. На первый план выдвигалось виртуозное исполнительское искусство певца, эмоции и переживания героев получили претворение в виртуозных ариях, где певец на свой вкус мог ввести «украшения» в мелодию. Драматической идее и сюжету почти не отводилось внимания, поэтому со временем такие оперы превратились в «Концерты в костюмах».

Слайд 6

Опера-буффа (ит. «комическая опера»). В противовес условности оперы –сериа, опера-буффа-живое активное искусство, прочно связанное с традициями народного творчества. Для этого жанра характерны небольшие масштабы, сюжеты из бытовой современной жизни, небольшое количество действующих лиц, подвижность действия, веселая буффонада. Ее истоки-в комедийных операх, комические интермедии между актами опере-сериа. Родоначальником оперы-буффа принято считать Джованни Перголези с его прославленной оперой «Служанка-госпожа».

Фрагмент оперы «Служанка-госпожа» Дуэт Уберто и Серпины.

(после прослушивания учащимся предлагается рассказать о музыке, опираясь на анализ средств музыкальной выразительности).

Слайд 7

Опера-семисериа (ит. «полусерьезная опера). Жанровая разновидность оперы, занимающая промежуточное положение между оперой-сериа и оперой –буффа. Характерные черты оперы-семисериа — проникновение комического элемента в серьезную оперу и наоборот. Среди известных опер — «Дон-Жуан» В.А. Моцарта, которую композитор обозначил как «веселая драма».

слайд8





    1. Структура оперы

Опера – это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

Опера делится на самостоятельные части-действия или акты. Каждое действие представляет собой более или менее законченный отрывок оперы, в котором описывается одно или несколько связанных между собою событий. Следующее действие переносит слушателей обычно в другую обстановку. Действия (акты) делятся на отдельные самостоятельные большие части-картины, между которыми опускается занавес и меняются декорации, но больших перерывов нет. Внутри действий и картин различаются сцены-более короткие эпизоды, сменяющие друг друга вместе с изменением сценической ситуации и состава действующих лиц, находящихся на сцене.



Формы оркестровой оперной музыки.

Увертюра— оркестровое вступление к опере, настраивает, подготавливает слушателя на определенный лад, вводит в круг настроений оперы.

Музыкальный фрагмент. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки

(после прослушивания –беседа с педагогом о характере музыки)

Нередко композиторы предпосылают операм вместо большой увертюры сравнительно небольшие симфонические вступления, или интродукции. Такие вступления являются чаще всего музыкальным введением в 1 действие.

Кроме увертюры или вступления, оркестру поручается исполнение самостоятельных музыкальных отрывков между действиями или картинами. Такие отрывки называются музыкальными антрактами.

Формы вокальной оперной музыки.

Наиболее известной и популярной формой музыки является ария. Ария-речь одного из действующих лиц, в ней раскрывается душевное состояние героя, его отношение к происходящим на сцене событиям, а также это важнейшее средство для создания индивидуального образа, характера героя. По форме ария представляет собой самостоятельный отрывок из оперы, довольно крупную и развитую по форме музыкальную пьесу, которой часто предшествует вступительный речитатив.

Музыкальный фрагмент. Г. Перселл. Опера «Дидона и Эней». Ария Дидоны из 3 действия.

(После прослушивания учащимся предлагается рассказать о том, какими средствами композитору удалось создать трагический образ главной героини).

Небольшая ария сжатой и менее сложной формы носит название ариозо. В отличие от арии не имеет четко обозначенного начала и также естественно переходит в следующую музыкальную сцену.

Каватиной называют арию, несложную по музыкальному содержанию, лирическую по характеру, обычно песенного склада.

Сольными вокальными номерами в операх являются также песня, романс, ариетта, канцонетта, серенада, баркарола, баллада и др.

Ансамблевые номера — самостоятельные музыкальные отрывки, в которых участвует несколько действующих лиц. В зависимости от количества исполнителей, ансамбли делятся на дуэты, терцеты, квартеты, квинтеты… Ансамбль может передавать общность мыслей, настроений, переживаний действующих лиц.

Речитатив. Различные функции в опере имеет речитатив – музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно – в диалогах.

музыкальный фрагмент. Дж. Россини. Севильский цирюльник. Речитатив Фигаро.



Хор — музыкальный номер в опере, предназначенный для хорового исполнения.

    1. Певческие голоса

В соответствии с диапазоном голосов оперные певцы делятся обычно на шесть типов. Три женских типа голосов, от высоких к низким – сопрано, меццо-сопрано, контральто (последнее в наши дни встречается редко); три мужских – тенор, баритон, бас. Внутри каждого типа может быть несколько подвидов в зависимости от качества голоса и стиля пения. Лирико-колоратурное сопрано отличается легким и исключительно подвижным голосом, такие певицы умеют исполнять виртуозные пассажи, быстрые гаммы, трели и другие украшения. Лирико-драматическое сопрано – голос большой яркости и красоты.

Тембр драматического сопрано – насыщенный, сильный. Различие между лирическими и драматическими голосами относится также к тенорам. У басов выделяются два главных типа: “певческий бас” (basso cantante) для “серьезных” партий и комический (basso buffo).

Учащимся предлагается определить голоса на материале музыкальных примеров:

В.А. Моцарт. Волшебная флейта. Ария Царицы Ночи.

Римский –Корсаков. Садко. Песня Варяжского гостя.

В.А. Моцарт. Свадьба Фигаро. Ария Фигаро.

П. И. Чайковский. Ария Ленского.

Ж.Бизе. Кармен. Хабанера.

В конце урока закрепляем и обобщаем материал об опере:

Опера – (итал. opera “дело, труд, работа; опера”, из лат. opera “труд, изделие, произведение”) – крупное музыкальное произведение, в котором объединены различные виды искусства: опера, драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых интерлюдий (вступлений, заключений, антрактов и т.д.) и сюжетных перерывов, заполняемых балетными сценами. Опера родилась как аристократическая забава, но вскоре стала развлечением для широкой публики. Первый общедоступный оперный театр был открыт в Венеции в 1673, спустя всего лишь четыре десятилетия после появления на свет самого жанра. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. Как публичное развлечение она достигла наивысшего развития в 19 – начале 20 вв.

.



























    1. Оперные театры

















Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "История России XIX века"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: