Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Барано-Оренбургская средняя общеобразовательная школа»
Пограничного района Приморского края
Урок музыки
в 3 классе
«Природа и музыка»
подготовила
учитель музыки
Пешкова Надежда Михайловна
Тема урока: Природа и музыка.
Цель: воспитание музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры.
Задачи: воспитание любви и уважение к музыке, к песенному жанру; познакомить детей с понятием «романс», «песня», «солист», «мелодия»; с творчеством П. И. Чайковского, Н. А. Римского- Корсакова, Г. Свиридова; развитие певческих и слушательских навыков.
Музыкальный материал: 1. П. И. Чайковский «Благословляю, вас леса»
2. Н. А. Римский- Корсаков «Звонче жаворонка пенье»
3. Г. Свиридов «Романс»
4. «Росиночка- Россия»
Оборудование: портрет, диск с музыкальным материалом, аппаратура.
ХОД УРОКА
1 этап. Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Опрос прошлой темы.
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что мелодия- это душа музыки и без нее нет музыкальных произведений.
Вспомним:
— что такое мелодия? (это то, что можно спеть, сыграть и насвистеть)
-что такое нота? (это знак для записи музыкальных звуков)
— какое произведение мы слушали? (Симфония)
— кто автор? (П. И. Чайковский)
— что такое симфония? (музыкальное произведение для симфонического оркестра)
2 этап. Изучение новой темы.
На доске записаны 2 четверостишья, ваша задача сочинить к ним мелодию.
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
Скажите, можно ли назвать это простой песней?
Это ребята слова известных романсов композитора П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое романс. Тема нашего урока РОМАНС. (запись в тетрадь)
Романс- это слово испанское, и раньше оно обозначало песню, исполняемую по-романски (т.е по – испански). В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, позднее- в сопровождении фортепиано. В ХIХ веке одним из ведущих жанров стал романс.
Романс очень похож на песню.
Но романс ни когда не поют хором, его исполняет один певец. У него всегда музыкальное сопровождение. В нем мелодия все время развивается, видоизменяется.
Запишем в тетрадь РОМАНС- сольная песня с музыкальным сопровождением.
Разберемся в записи: — СОЛЬНАЯ- значит один исполнитель
— МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ- значит всегда есть инструмент, который исполняет аккомпанемент.
Запишем в тетрадь СОЛИСТ- один исполнитель
Послушайте романс П. И. Чайковского на слова А. К. Толстого «Благословляю вас, леса»
СЛУШАНИЕ П. И. Чайковского на слова А. К. Толстого «Благословляю вас, леса»
О чем она?
Какая мелодия?
запись в тетрадь название произведения
Послушайте романс Н. А. Римского- Корсакова на слова А. К. Толстого «Звонче жаворонка пенье»
СЛУШАНИЕ Н. А. Римского- Корсакова на слова А. К. Толстого «Звонче жаворонка пенье»
О чем она?
Какая мелодия?
запись в тетрадь название произведения
Послушайте произведение композитора Г. Свиридова и скажите какая музыка?
СЛУШАНИЕ Г. Свиридов «Романс» муз иллюст в повести А.С. Пушкина «Метель»
О чем она?
Какая мелодия?
Какая картина природы рисуется?
Какое настроение?
Как бы вы назвали это произведение?
Это произведение Г. Свиридов назвал «Романс»
запись в тетрадь название произведения
Мы говорили, что «романс»- это песня, но романсами называют также и инструментальные пьесы с выразительной мелодией
3 этап. Разучивание и исполнение песни.
Сегодня на уроке мы разучим песню, которая называется «Росиночка-Россия»
1.Много разных танцев есть,
Но от русской пляски
Никому ни лечь, ни сесть,
Пляшут без опаски
Голубые небеса,
Голубые небеса,
Где во поле роса.
ПРИПЕВ:
Росиночка-Россия —
Похожие слова.
Росиночка-Россия —
Высокая трава,
Росиночка-Россия —
Широкие края.
Росиночка-Россия —
Родная ты моя.
2. Много разных песен есть,
Но от русской песни
В небо хочется залезть
И плясать, хоть тресни.
Пляшет девичья коса,
Пляшет девичья коса,
Где во поле роса.
ПРИПЕВ.
4 этап. Итог.
В романсе особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношения к жизни, к природе.
С чем познакомились?
Что такое романс?
Солист?
Назовите произведения и их авторов, прозвучавшие на уроке.
5 этап. Д/З
Записи в тетради
Список использованной литературы
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. «Методика работы с учебником «Музыка» 1- 4 классы». – М. «Просвещение», 2002 г.
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Учебник «Музыка» 3 класс. – М. «Просвещение», 2002 г.
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Хрестоматия «Музыка» 3 класс. – М. «Просвещение», 2002 г.
Использованные материалы
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Фонохрестоматия музыкального материала «Музыка» 3 класс. – М. «Просвещение» (1 СD MP3 )
«Росиночка- Россия» (сл. И. Шевчук, муз. Е. Зарицкая)