Урок музыки в 3 классе «Русский сарафан в музыке и живописи»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 34 г. Томска






Сценарий

урока музыки

3 класс



Тема урока: «Русский сарафан

в музыке и живописи»






Подготовила


учитель музыки:

Лиманова Елена Фёдоровна







Томск-2012


ЗАДАЧИ:

— в процессе исследования познакомить учащихся с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов.

— обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедевров.

— закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: Варламов «Красный сарафан»; р.н.п. «Во кузнице», «Ах, вы, сени, мои», «Во поле береза стояла».


ХОД УРОКА: 1.Организационный момент.


2. Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок мы начинаем непривычно для вас. Итак, что вы видите на иллюстрации?

(Слайд №1)

Хорошо! Молодцы! Сегодня тема нашего урока

(Слайд №2,3)

Мы начинаем урок, и все на этом уроке будет у нас необычным, интересным . Вы узнаете много нового , узнаете, как появился сарафан и какой след он оставил в русской душе. А поможет нам в этом музыка и живопись, а также гости, которых мы ждем с минуты на минуту. Да вот и они! ( Звучит фонограмма «Ах,вы,сени»)

1-й скоморох: Представление начинается, Сюда, сюда все приглашаются

Билетик купите, к нам заходите.


2-й скоморох: Кто к нам зайдет, тот в рай попадет.

А кто не зайдет, со скуки пропадет.


1-й скоморох: Давай, давай , места занимай!


2-й скоморох: Такое узрите, что в Америку не захотите.


1-й скоморох: У нас гуляний немало,

а такого шуму и гаму еще не бывало.

А посему пора урок начинать…


2-й скоморох: А кто ж будет начинать?


1-й скоморох: Надо выбрать хозяйку . самую красивую!


2-й скоморох: Да вот же она! (Выводит девочку в костюме царевны — лягушки. Голова накрыта шубой наизнанку)

1-й скоморох: Ой! Что за страсти? Это ты у нас хозяйкой будешь?


Царевна- лягушка: Я ! ( Сбрасывает шубу)

Нам не время скучать, пора урок начинать.


2-й скоморох: Ой, царевна, какая ты красивая, видно и правда на праздник собиралась, в самое лучшее наряжалась. Только я забыл, как твоя одежда называется? (Показывает на сарафан)


1-й скоморох: Верно. А что представляет собой сарафан? (Длинное, прямое платье без рукавов)

Царевна- лягушка: Правильно. Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина.. теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут величают красавиц? (Василиса Прекрасная, Марья Моревна)

Свежие документы:  Урок музыки в 6 классе «Инструментальная баллада. Ночной пейзаж»

А еще лебедушка, утушка — голубушка — так ласково называют в народе русских женщин.


Учитель: Давайте с вами посмотрим иллюстрацию хоровода, где девушки одеты в сарафаны. Обратите внимание, как они грациозны, неторопливо движутся в танце


(Слайд №4 звучит музыка р.н.п. «Во поле береза стояла»)


Учитель: Не зря А.С.Пушкин в своей сказке «О царе — Салтане» написал следующие строки:

А сама- то величава, выступает, словно пава.

Вы , наверное , заметили, что и музыка у хоровода особенная. Попробуйте описать эти особенности. ( Плавность, непрерывность мелодической линии, четкие границы фраз, многократные повторы.)

Правильно. Мелодия напоминает орнамент, который вьется по подолу сарафана и по рукавам рубашки

.(СЛАЙД №5)

Давайте с вами посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.


(звучит фонограмма р.н.п .Как во поле пыль летит») (Слайд № 6-13)

6 слайд -А.Г.Венецианов «На пашне»;

7 слайд — М.Шибанов. «Празднество свадебного договора».

8 слайд — К.А.Коровин. «Северная идиллия»

9 слайд — В.М.Васнецов «Три царевны подземного царства»

10 слайд — А.Г.Венецианов. «Жнецы»

11 слайд — В.М.Васнецов. «Аленушка»

12 слайд — А.П.Рябушкин. «Затесался парень в хоровод»


Учитель: Посмотрите внимательно и подумайте: на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству? (На праздничные и повседневные)

— Найдите общие черты для обеих групп. (Одинаковый покрой сарафанов), одинаковое размещение орнамента)

— Теперь отличия. ( Цвет, материал, количество и богатство украшений)

— Как вы думаете одеждой какого сословия был сарафан, когда он появился на свет? (Одеждой для крестьян)

(Слайд №14)

Нет. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из заморских тканей — шелка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаменте в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты — обереги.


В конце 17 века сарафан еще не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь стрижет боярам бороды, вводит европейскую одежду, прорубает «окно в Европу», строит корабли. В России появляются фабрики, на которых ткут шелковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего «европейского платья» — они предпочитают выписывать материю из — за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?

(Слайд№ 15)

«Нет»- решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! – носить «старо — боярскую» одежду, в том числе и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой.

Свежие документы:  Конспект урока по истории "РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ" 11 класс


Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого (Красный)


Действительно, «красна девица», «красно солнышко»,- так называли в народе что- то красивое. Вы уже поняли, что цвета нарядов — это своеобразный язык, который был понятен всем. Во многих песнях можно было по цвету одежды догадаться о сюжете песни, например, назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты? (Красный)

Верно. А о каком событии речь, если первая строчка песни звучит так:


— Не шей ты мне, матушка, красный сарафан.


Конечно, о свадьбе. Давайте послушаем эту песню. ( Звучит фрагмент Р.н.п. «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан»


— Вы убедились, что цвет наряда играл довольно важную роль. А теперь попробуйте по литературным описаниям нарядов сказочных героинь отгадать имя красавиц.


( На доске в столбик написаны: Царевна — лягушка, Снегурочка, старикова дочь из сказки «Морозко.»


  1. «Под большою елью сидит его дочь, веселая , румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками».


  1. « Как снежинка белая, глазки , что голубые бусины; русая коса до пояса. Только румяна нет, как нет да в губах ни кровиночки».


  1. « Уж она плясала- плясала, вертелась – вертелась – всем на диво. Махнула левым рукавом – вдруг озеро сделалось, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди».



А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, на готовых заготовках. Попробуйте кисточкой передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы, вышивки.


(Звучит фонограмма песни « Посею лебеду»)


О сарафане говорили не только всерьез, но и в шутку. Давайте разучим шуточную русскую народную песню «Во кузнице». (Слайд № 16)


( Во время разучивания песни раскрашенные сарафаны наклеиваются на лист ватмана)


— Как вы думаете, почему я назвала эту песню шуточной? ( У не задорная мелодия, быстрый темп и смешные слова: Из лопуха)


Молодцы, очень внимательны. Итак, сарафан мы сшили. Теперь скажите, что вдохновляло вас на работу? ( Картины, музыка, загадки)


А что было центром, что объединяло и музыку, и картины и ваши работы? ( САРАФАН)


Тогда можно смело сказать о том, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа, а чтобы вы иногда вспоминали о нашем уроке, я предлагаю разместить нашу картину в классе, и пусть она поднимает вам настроение своими яркими красками.


Урок закончен. До свидания.













































Использовались ресурсы:

https://www.otvoyna.ru/pesni.htm

https://wsongs.narod.ru/








Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Народы, населяющие Россию"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: