Урок музыки в 5 классе «Мир композитора»


Белгородская область

Администрация города Белгорода

Управление образования



Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Лицей № 32











Открытый урок «Мир композитора» в 5 классе

учителя музыки Прохоровой Татьяны Григорьевны























23 декабря 2010 г.

Урок музыки в 5 классе


Тема: «Мир композитора»

Тип урока: обобщающий

Цель урока: обобщить и закрепить знания по творчеству русских композиторов, расширить круг чтения учащихся, продолжить работу по анализу музыкальных, лирических и прозаических произведений.

Задачи урока:

  1. обучающие: анализ музыкального и поэтического образов, развитие чувства художественного слова, умение делать самостоятельные выводы, изучать произведения искусства;

  2. развивающие: формирование эстетического вкуса учащихся, умение вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения, развитие исследовательских способностей (умение сравнивать);

  3. воспитательные: привлечение внимания учащихся к творчеству русских и зарубежных композиторов и писателей, к роли музыки в жизни человека, воспитание чувства любви к Родине.

Технология: личностно-ориентированная.

Оборудование: музыкальный центр, телевизор, фортепиано.


Ход урока

Подготовка к восприятию

Звучит «Зима» из цикла А. Вивальди «Времена года»

Музыка какого композитора прозвучала?

— Как называется эта часть?


Кружат в медленном танце снежинки,

Опускаясь и тая у ног.

Мы бежим по знакомой тропинке

На урок, на волшебный урок.


— Ребята, как вы думаете, почему я урок музыки начинаю со стихотворения?

Тема полугодия «Музыка и литература»


Ждёт нас мир, полный звуков и света,

Мир познаний, фантазии взлёт.

И откроется в нём вся планета.

Всё, что нас окружает, поёт!


На уроках 1 и 2 четверть мы увидели, как дружны музыка и литература.(Примеры)

Каждое искусство самоценно, оно говорит на своём языке, но в мире всё взаимосвязано.

Поэта может вдохновить прекрасная музыка, а композитора?


Итак, давайте отправимся по зимней дороге в мир композитора.

Слушание: «Зимняя дорога» В Шебалина

— Стихотворение какого поэта вдохновило В. Шебалина на создание этого произведения?

— А какое стихотворение Пушкина, положенное на музыку, вы ещё помните?

(Зимний вечер.)

А помните у Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…»

Причудливый и фантастический мир сказок по-разному находит своё выражение в музыке. Сказка может стать основой для балета, оперы, инструментального произведения.

Зимняя дорога привела нас в мир композитора, которого вдохновила сказка на создание прекрасного балета, шедевра мировой музыки. Это — …?


Просмотр эпизода балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.


— Как называется эпизод? Какой инструмент солирует, придаёт музыке ледяное звучание? (флейта)


— Сейчас в новогодней рекламе часто используют музыку какого фрагмента? (Танец Феи Драже)

— Какой инструмент впервые ввёл Чайковский в оркестр в этом балете? (Челеста)

Многие известные сказки обогатились музыкальным звучанием. Мы услышали не только музыку, но и увидели снежинки за окном. Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к сказке – и она сразу ожила, наполнилась очарованием новогоднего праздника.


Исполнение песни «Спор Маши и Вити» из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити»


— Устали бежать по зимней дорожке? Тогда садимся в сани и помчимся на тройке! Которую сочинил П.И Чайковский.


Слушание «На тройке» П.И Чайковского.

Разбор по таблице.

— Что вы увидели? Сани с колокольчиком. Карета.

— Автор увидел тройку со стороны или сам в ней едет?


А теперь обратимся к музыкальным произведениям, написанным к кинофильмам. Очень непросто во второй половине 20 века создать кинофильм по повести А.С. Пушкина «Метель» об интересной, загадочной судьбе героев, о чувствах, которые трудно выразить словами. Эту задачу не решить без музыки. Она звучит с первых кадров, своей волшебной силой перенося нас в пушкинское время.

Вслушайтесь, с какой музыкальной интонацией начинает свою повесть Пушкин.

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот, в сторонке белый храм

Виден одинокий.


Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Чёрный вран, свистя крылом,

Вьётся над санями.


Слушание «Тройка» Г.Свиридова.

Разбор по таблице.

— Удалось композитору почувствовать поэтическую интонацию и передать её в музыке?

— Если бы вы были кинооператоры, какие бы кадры вы сняли к этой музыке?

— Что преобладает в музыкальном образе: душевное состояние или показ тройки?


Исполнение песни «Ты – человек» Е. Крылатова на стихи Ю. Энтина.


— Для чего нужна песня в кинофильмах?

Песня не только характеризует героя, помогает лучше понять его, создаёт настроение картины, насыщает её красотой, звуковой многозвучностью. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым.


Музыкальные фильмы

Фильм «Звуки музыки»


Зима – самое сказочное, удивительное и таинственное время года. Наверно, не случайно с этим временем года связано столько праздников и обычаев.

— Какой обряд в праздновании Рождества дошёл до нашего времени? (Колядование)

Представьте себе занесённую снегом деревню, по улице идут парни и девушки, смеются, играют, поют.


Слушание «Коляда» Г.Свиридова на слова народные

Слушание «Коляда» Л.Фадеевой-Москалёвой на слова Н.Кнушевицкой.


Исполнение «Падают снежинки» А. Ермолова


Итог


Свежие документы:  Методическая работа по теме: «Певческое дыхание»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: