УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ «Мир русской песни»


УРОК  МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ

(Программа «Музыка. 5-8 кл.» авт. Т.И. Науменко, В.В. Алеев)

Тема урока: Мир русской песни

Цель:  изучить жанры и особенности русской народной песни

Задачи:

1.Обучающая – научить выделять особенности русской народной песни, определять жанры русских народных песен.

2.Развивающая – развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух, вокальные навыки при исполнении музыки в народном  стиле.

3. Воспитывающая – формировать эстетический вкус на примерах  народных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству, воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.

Оснащение урока: мультимедийный проектор, медиапрезентация по теме урока, фортепьяно, учебник.


Ход урока:


Организационный момент:


Звучит песня: «Ах, ты степь широкая»



 Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

«Ничего нет на свете чудесней
И прекраснее нет ничего,
Чем простая народная песня,
Что в душе разливалась его.»
(С. Широбоков)


Ответы детей


Знакомство с темой урока


Как вы думаете, откуда появилась песня, и кто первый сочинил песню?

(народ)

Сейчас я попрошу вас прочитать вслух стихотворение Г. Серебрякова

«Ты откуда, русская, зародилась музыка?»






Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты звучала?
Пролетели утки – 
Урони ли дудки.
Пролетели гуси – 
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней
На Руси родились.


В каждой стране люди сочиняли песни, но не просто для публики или для хита, как это сейчас называется, а как вы думаете для чего?


Ответы детей

Раньше песни были очень важны для народа, потому, что они были значимы, в их жизни они помогали им в труде, развлекали их на русских праздниках, погружали их в историю и многое другое.

Русские народные песни имеют очень разнообразные жанры, давайте сейчас откроем тетради и запишем их в виде схемы:









Жанры русских народных песен










Посмотрите какое большое разнообразие жанров в русской народной песне:

Давайте сейчас послушаем с вами одну из русских народных песен и попробуем с вами догадаться, к какому жанру она относится:

Свежие документы:  Конспект внеклассного мероприятия для 5 класса "Золотая осень"


Звучит песня: «Калинка-малинка».


И так, скажите пожалуйста к какому жанру она будет относиться?

Правильно, плясовая.


Давайте мы сейчас с вами встанем, я вам покажу русские народные танцевальные движения, и мы с вами под музыку их повторим:


Одиночные движения: «Полочка», «Хлопучки», «дроби», «Пружинка», «ковырялочка»

Движения в парах: руки в положении – Окошечка, корзинка


Дети под музыку, по отдельности и в парах повторяют упражнения.


Молодцы, садитесь.


Раньше ребята, в старину, было очень много разных праздников, и каждый праздник сопровождался песнями и плясками, очень жалко, что в наше современное время эти традиции не сохранились, потому, что это было очень интересно и весело, собирались толпы народу, играли в различные русские игры, пели песни, водили хороводы, но в некоторых деревнях все же соблюдаются эти традиции!


Давайте сейчас посмотрим фрагмент одного из народных праздников:

Просмотр видео-материала.


Ведь правда весело, расскажите о своих впечатлениях!


Русские народные песни на самом дели очень сложны по своему исполнению потому что имеют свои определённые особенности, давайте их с вами запишем: (Дети записывают, учитель объясняет и приводит примеры)

1. многоголосие;

2. пение a’capella;

3. наличие подголосков;

4. наличие междометий;
5. обрывы слов;

6. напевность;

7. наличие распевов.


Закрепление пройдённого материала:


Итак, сейчас мы с вами разделимся на группы, и каждой группе я раздам нотный пример песни, и вы попробуете определить жанр и особенности песен.


Дети делятся на 4 группы, раздаётся нотные примеры песен:

1. «Во кузнице», «Во поле берёза стояла», «Эй, ухнем», «Тонкая рябина»

После того, как дети ответили на поставленную задачу, поставить на прослушивание фрагменты каждой песни.


Молодцы, вот видите ребята сколько нового вы сегодня узнали о русской народной песне.

Песня – это один из самых главных жанров музыки, она может быть разной: весёлой, грустной, тревожной, озорной, торжественной и т.д. Наверное у каждого из вас есть своя любимая песня, и эта песня наверняка с чем то связана, мы пожжем слушать песню когда нам грустно, когда нам весело и посмотрите ведь не один праздник не обходится без песни, и сегодня я хочу познакомит вас с новой песней которую мы с вами разучим и споём

называется «Если другом стала песня».


Разучивание песни


Итог урока.

 Что нового вы узнали на уроке?

Какие жанры русской народной песни теперь знаете?
Какие особенности вы узнали?


Домашнее задание: выучить жанры и особенности русской народной песни.


Спасибо за внимание, урок окончен.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: