Внеклассное мероприятие «Иван Сусанин – великая страница истории»


Внеклассное мероприятие

«Иван Сусанин – великая страница истории»



Триединая дидактическая цель мероприятия:


Познавательная:


-гармонизовать знания о музыке и знание самой музыки как фактора развития эмоционально- ценностного отношения обучающихся к музыкальному искусству;

— представление о формах музыки;

— специфика развертывания «музыкальной истории» в опере;


Развивающая :


-опыт участия в публичном эскизном исполнении , инсценировок фрагментов, пластических интерпретаций частей оперного произведения;

— пение , вокализация, пластическое интонирование, определение на слух тем-образов и их развития в изученных произведениях;

-опыт моделирования оперной музыки как идейно-образного обобщения музыкально-сценического произведения;


Воспитательная:


-формировать музыкальный опыт обучающихся на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих высшие духовные ценности человечества;

-формирование у школьников чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.


Средства обучения:


Музыкальный центр;

-телевизор , видео проигрыватель DVD;

-репродукции, фотографии;

-сценические костюмы;


Виды деятельности:


— анализ оперы;

— эскизное исполнение арий, дуэтов, хоров, ансамблей из оперы;

— хореографическая постановка;

-просмотр видео фрагментов;

— закрепление ключевых понятий;

-работа с музыкальными терминами;

-постановка сценического образа из музыкального произведения;









Сегодня мы посмотрим и послушаем прекрасную оперу о костромском крестьянине Иване Сусанине.

У: Кто написал эту оперу? Великий русский композитор М.И.Глинка

Путь композитора к своей первой опере «Иван Сусанин» продолжался около 100 лет. Сюжет оперы подсказал Василий Андреевич Жуковский .Он посоветовал обратился к подлинному факту русской истории.

Посвящено событиям 1610г.,когда на Русь напали полчища поляков.1610 г.-трудные дни наступили для русского государства во времена смуты. Польские отряды захватывали города и монастыри , грабили и убивали население. Шведские отряды захватили Новгород и всё русское побережье Финского залива и добивались признания шведского принца русским царём.

Под угрозу была поставлена независимость страны. Тогда и поднялся русский народ под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Нижегородского старосты Кузьмы Минина на борьбу за освобождение Отечества.

Местные ополчения с помощью воинов Пожарского истребляли и изгоняли иноземные отряды. Героический подвиг совершил Костромской крестьянин Иван Сусанин. Он завёл польский отряд в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки не смогли выбраться из болот и погибли.

Этому событию и посвящена опера «Иван Сусанин».

У: А есть ли памятник Ивану Сусанину? Да он находиться на главной площади г.Костромы.

У: Кто возглавил русское народное ополчение?

Герои — полководцы Минин и Пожарский.В Москве на Красной площади поставлен памятник им посвященный.


Итак, начинаем оперу.


Девушки встречают отряд ополченцев. Сам Глинка писал так об этом хоре:»Он должен выражать силу и неустрашимость русского народа»

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие на тему "По экологическим тропинкам"

Звучит интродукция.


У: На сцене остаётся одна девушка, кто она? Антонида.


Это была страничка в истории нашей страны, когда в Россию вторглись полчища поляков. После династии Рюриковичей Русь осталась без царя, русские люди воевали вразброд, отдельными отрядами ,в одном из отрядов и воевал Богдан.


У: Кто эта Антонида и почему она осталась , ведь все разошлись?

Антонида невеста Богдана, она ждёт его.

Звучит тема «Солнце тучи не закроет» (ансамбль девочек).


У: Чьи эти слова? «Что гадать о свадьбе, горю нет конца..»

Это отец и все его мысли как спасти Русь.


И вдруг издалека мы слышим пение звучит тема «Хороша у нас река, ей зелёных трав шелка..»( показ видео фрагмента из оперы.)

Это войско Богдана.


У: Какую новость привёз Богдан?

Разогнал вражью шайку и рассказал что объявились ратные воеводы, которые возглавили русское войско Минин и Пожарский.


У: О чем просит Богдан отца?

О свадьбе.

У: Разрешил отец свадьбу?

Нет, он хочет отложить свадьбу, нам не до свадеб, идёт война, Русь изошла в слезах.

И расстроенный Богдан поёт песню, а его успокаивает Антонида:

Звучит тема « Не томи родимый».


У: А может ли музыка закончится на такой грустной ноте? Нет.

У: О чём мечтают дети, взрослые, старики? О победе.

Звучит тема «Не впервые русским людям»


2 действие.


У: Где будет проходить 2 действие?

На балу у поляков.

У: Итак мы попадаем на бал к полякам , звучит Полонез.

Дети танцуют Полонез.


У: Какие танцы звучали на балу?

Краковяк, Па де катр, Мазурка.

У: Да, это названия польских танцев, танцы красивые, блестящие, великолепные.

У: О чем мечтают поляки? Что они хотят? Ответы детей.

Вот какие хвастливые, хищные и воинственные слова .

У: Давайте посмотрим и послушаем Мазурку, чтоб ещё раз почувствовать польский колорит и обратите внимание кто появляется на балу?

Просмотр видео фрагмента из оперы.


У: О чем говорят поляки?

Поляки думают , а может нам увести войска? Одно польское войско сидит в осаде в Кремле, германское бежит.


У: Что они решают?

Они решают ввести ещё одно войско

Звучит хор рыцарей.


3 действие.


У: 3 действие было большим камнем преткновения, ребята не знали , где мы находимся, чья эта тема?

Звучит тема «Как мать убили»…

У Ивана Сусанина, поёт его сын Ваня.

У: т.к опера произведение для взрослых , а Ваня маленький и голос у него слабенький , поэтому в опере звучит женский голос .

Свежие документы:  Технологическая карта по Музыке "Русская духовная музыка" 6 класс

пение темы «Ты в семью взял птенца»

Поддавшись уговорам крестьян, Антониды, Богдана отец разрешает свадьбу. Иван Сусанин рад тому, что в семью входит новый человек. Богдан уезжает звать родню. Вечером отец, Ваня, Антонида остаются одни и вдруг Ваня говорит: запись «Я слышу конский топот…»

У: Кто же это появляется?

Поляки.

Звучит сцена –поляки и Сусанин.


У: Сказал отец где Минин?

Нет

У: О чем просят поляки?

Довести кратчайшей дорогой до Москвы. Отец очень мудрый и он говорит полякам , что мы справляем к нам гости должны приехать и приглашают поляков отведать русских пирогов и мужицкой браги.

У: Поляки злятся, не знают как подступить к хозяину, видя. Что он не боится их угроз, что решают поляки?

Убить или подкупить.

У: Иван Сусанин соглашается?

Да он делает вид, что согласен и начинает с ними торговаться «Пойду, а деньги после я возьму».. А сам потихоньку говорит Ване: звучит запись «Сейчас их всех я в лес веду…»


У: Сусанин уже решился на подвиг и Ваня сообщает, что заводит врагов в лес, а а куда посылает Ваню?

Предупредить своих.


У: Плачет и рыдает Антонида, понимая, что отец так просто не пойдёт. Антонида пытается остановить отца: «Велят идти , повиноваться надо…»

У: А к Антониде приходят подруги и поют свадебную песню. Увидев подругу в слезах, они успокаивают её и Антонида рассказывает им о своей беде. Сейчас мы послушаем сцену , в которой звучит величальная песня девушек и ария Антониды.

звучит сцена девушек.


4 сцена


Наигрывается на фортепиано вступление к 4 действию

У: Развязка оперы наступает в 4 действии. Сусанин поляков водит в лесу. Измученные шляхтичи еле бредут по глубокому снегу, спотыкаясь по русским снегам. Так музыка передаёт настроение охватившее шляхтичей. Давайте вместе споём: «Устали мы, продрогли мы…»

У: Поляки в изнеможении ложатся спать, а Иван Сусанин видя, что восходит солнце исполняет свою прощальную арию.

Глинка с глубокой правдой воплотил в ней чувства человека, полного уверенности в себя.

Дети исполняют арию Сусанина.


У: Сусанин знает, что пути назад нет, но он понимает, что восходящая заря станет последней для него и для поляков и это укрепляет его силы в последний час. В музыке не слышно ноток раскаянья. Он полон мыслей , что поступает правильно , спасая Русскую землю. Кроме того он знает, что посланный им сын Ваня сейчас скачет через тёмный лес предупредить войско Минина, выполняя волю отца и свой долг.

Свежие документы:  Конспект урока музыки "Музыкальные превращения" 1 класс

Звучит тема: « Бедный конь в поле пал…»

У: Поднимается буря, поляки просыпаются. Они догадываются о намерении Сусанина. показ видео фрагмента

У: Погиб главный герой На этом завершилась опера?

Нет

У: Прошу всех участников выйди на сцену.

Заканчивается опера на Красной площади в Москве.

У ворот ведущих на Красную площадь собирается нарядно одетый народ. Здесь же дети Сусанина- Ваня, Антонида, Богдан.

Мимо проходят русские воины, заметив печальную группу. Останавливаются и прислушиваются.

Антонида- Бедный отец ушел от нас!

Ваня — Бедный отец, погиб.

Воин — О чем грустите , чем? Поет Москва, вся Русь поет! А вы в слезах?

Богдан — Как же не плакать ?В сердце горе, печаль…

Воин — Какое горе постигло вас?

Антонида -Горе в семье, тяжкое горе

Ваня — Страшною смертью погиб , в муках помер наш отец

Воин — А кто ваш отец?

Ваня -Сусанин

Воин -Сусанин? За Русь на верную смерть без страха он шёл!

Ваня -Да, он пал за Русь! Он вглубь лесов завёл врагов. Меня послал позвать войска. Мы на конях неслись впотьмах туда, где враг… Схватились насмерть с лихим врагом и смяли.

Воин- А Сусанин?

Ваня- Ах, не мне бедному, ветру буйному довелось принять вздох, последний его!

В мучениях погиб он! Нам достался только труп растерзанный…

Воин- Он за Родину пал! Вовек у нас в сердцах будет жить он, дорогой отец!


Народ утешает их и провозглашает славу героям воинам Минину , Пожарскому и бесстрашному герою Сусанину.

Заканчивается опера хором, когда поёт весь народ.

Звучит хор «Славься»


У: опера «Иван Сусанин» первая русская опера написанная Глинкой. Своей оперой «Иван Сусанин» Глинка заложил героико- патриотическое и историческое направление русской музыки. Мы обязательно познакомимся с другими произведениями Глинки и музыкой других композиторов. Но не забудьте , что композиторы Бородин , Мусоргский , Прокофьев и др. композиторы охотно использовали находки , которые придумал Глинка.

Творчество Глинки сравнивают с творчеством нашего великого поэта А.С.Пушкина. Пушкин создал наш сегодняшний литературный язык, а Глинка сделал столько открытий в музыке, что по праву считается основателем русской композиторской школы.

Он за Родину пал!иях погиб он! Нам достался только труп растерзаный.дний его!ть войско Минина, выполняя волю отца и с











скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: