5
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ 11-13 ЛЕТ (5-9 КЛАССЫ)
Тема внеклассного мероприятия:
“Фредерик Шопен – величайший мелодист мира” (200 – летию польского композитора и музыканта посвящается).
Цели:
Популяризация творческого наследия Ф. Шопена среди учащихся.
Знакомство с Ф. Шопеном, как величайшим мелодистом мира.
Осмысление шопеновской романтической экспрессии через любимые жанры композитора.
Повышать уровень музыкальной культуры учащихся.
Продолжать нравственное воспитание учащихся на примере музыки Ф. Шопена.
Сопровождение внеклассного мероприятия:
мультимедийная презентация «Ф. Шопен – величайший мелодист мира» из 14 анимированных слайдов с речевым и музыкальным оформлением
экран, проектор
кабинет (зал) оформлен в виде музыкальной гостинной
танцевальная композиция под «Прощальный вальс» Ф. Шопена
песня в исполнении учащихся «Письмо к Шопену» (П.Бояджиев — В.Максимкин, И.Кохановский)
Словарь: ноктюрн, полонез, вальс, мазурка.
Тип занятия: комбинированное внеклассное мероприятие в форме музыкальной гостиной
Ход мероприятия
Слайд № 2. Вступление. Звучит фрагмент Прощального вальса Ф. Шопена
Учитель:
— Это дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом.
— Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы.
— Он ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки.
— Он классик польской музыки.
Слайд № 3. Стихотворение Марсель Пруст «Шопен»(перевод Нат.Корди)
Шопен, ты словно море выплаканных слёз,
Круженье, виражи и игры над волной
Воздушных бабочек, стремительных стрекоз.
Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой.
Мятежный страстный звук внезапно оборвёт
Поток страданий – твой немыслимый каприз,
Так бабочка легко исполнит перелёт,
С фиалки скромной на причудливый нарцисс,
Но пламенный восторг всё ж полон горьких нот.
Вода озёрная и бледный лунный свет,
Твой благородный лик оправили в печаль,
Но на рассвете вновь ты призываешь даль,
И солнце разольётся радостно в ответ.
Оно сквозь слёзы улыбается как прежде,
Даруя светлый луч утраченной Надежде!
— Когда Шопена спросили, каким словом можно определить основное настроение его музыки, он ответил “жаль” zal, “жалость”.
Слайды № 4-5. «Штрихи биографии»
Звуковая анимация по плану:
детство
отрочество и юность
переезд в Париж
встреча с Жорж Санд
последние годы жизни
Слайд № 6. «Величайший мелодист мира»
ноктюрны
слушание ноктюрн № 2
Слайды № 7-8. «Танцевальность музыки Шопена»
полонезы
слушание Полонеза ля мажор
мазурки
слушание Мазурки № 5 до мажор
вальсы
слушание Вальс фа минор № 2, «Вальс — минутка»
(после просмотра слайда танцевальный коллектив исполняет «Прощальный вальс» Ф. Шопена)
Слайд № 9. «Траурный марш» фортепьянная соната № 2, 3-я часть
слушание траурного марша
Слайд № 10. «Письмо к Шопену»
слушание 1 куплета «Письмо к Шопену» (П.Бояджиев — В.Максимкин, И. Кохановский) в исполнении Анны Герман
2 куплет исполняет дуэт учащихся под фонограмму
Слайд № 11 – 13. РЕФЛЕКСИЯ
Ответы на вопросы
Решение кроссворда «Шопен»
Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне “Вечерняя звезда”.
Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?
Любимый инструмент Шопена.
О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”?
Музыка какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?
Слайд № 14. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На фоне слайда «Руки Шопена» под музыку Прелюдии № 7 ученики декламируют стихотворение Василия Фёдорова «Руки Шопена»
Чуткие руки,
Бывало, взлетят,
Вскинутся с легкостью птичьей,—
Мнится, два кречета рядом парят
Над присмиревшей добычей.
Миг —
И на клавиши,
Точно на луг,
Мчится за кречетом кречет…
Миг — и стремительно пойманный звук
Плачет в тоске
И трепещет…
Так ему жить,
И терзаться в веках.
Это в мучениях плена,
Сетует горько,
В его же руках
Скорбное сердце Шопена.