Взаимосвязь зрительного и художественного образа посредством музыкального произведения


5






Взаимосвязь зрительного и

художественного образа

посредством музыкального произведения





Методическая разработка

преподавателя ЖДШИ №2 г. Жуковский

Гладышевой Н.В.





















2014г.

Взаимосвязь зрительного и

художественного образа

посредством музыкального произведения




Искусство представляет образную модель человеческой жизнедеятельности. Следовательно, ребёнок, общаясь с произведениями искусства, раскрывает для себя представленные в них образы и взаимосвязи, что вызывает определённые эмоциональные переживания.

Живопись изображает окружающий нас мир. Её специфические средства — цвет, колорит — служат цели образного выражения действительности, они отражают красоту мира. Предметы живописи не существуют иначе, как в зримой форме. Эта зримая форма и является тем свойством предмета, посредством которого живопись воздействует на нас (И.Гердер). Сочетание красок, игра оттенков, волшебство светотеней создают не только простую копию внешних объектов, но и раскрывают внутренний мир художника, способствуют возникновению различного рода ассоциаций.

Музыка же переносит нас в мир иной. Из сферы видимости в сферу чувств, из области предметных образов в область бесплотных звуков, из царства зрения — в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души»,интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключённый в них жизненный смысл. Музыка может вызывать пространственные и цвето — световые ассоциации. Отличая целостность в музыке, Н.А.Римский-Корсаков говорил, что если в живописи непосредственно дан образ и по нему надо воссоздать эмоции и мысль, то в музыке непосредственно дана эмоция и по ней надо воссоздать образ и мысль.


Понятие ритма, композиции в равной степени существенны для музыки и для живописи, но в одном случае это явление пространственное, а в другом — временного характера.

В педагогике школы воздействие искусства в процессе обучения и воспитания детей приносит большую пользу. Как добиться у детей осознанного понимания содержания музыкального произведения? Восприятие музыки у детей синкретично: в органичном единстве переплетены явления жизни и искусства, зрительные, слуховые, моторно-пластические впечатления. Специально подобранный для учеников музыкальный репертуар отвечает двум принципам: высокой художественности и доступности. Учитывая особенности младших школьников, предпочтение отдано произведениям небольшим с яркой запоминающейся интонацией, которые носят наглядно-действенный и наглядно-образный характер, заключают в себе конкретные явления, понятные детям по их жизненному опыту. Целесообразно привлекать при работе над музыкальным произведением произведения художественной литературы, живопись. Это создаёт необходимое настроение и помогает ребёнку постичь замысел композитора.

В процессе изучения музыкального произведения полезно попросить ребёнка нарисовать на бумаге образ, который он видит в этом произведении. Например, «Сказочка» С.Прокофьева. Произведение написано в тональности amoll и художественные образы у детей получаются мрачными: ночь, дремучий лес, волки, Баба-Яга.

Свежие документы:  Урок Музыки "Песни, проникающие в душу"

У многих учеников возникают технические трудности при исполнении мелодической линии в левой руке. Одинаковые ритмические группы должны исполняться связно и текуче, но постоянно есть угроза отскакивания и прерывания мелодии. Можно спросить ребёнка, какой образ при этом ему представляется? Монотонность мелодической линии рисует образ старой бабушки, которая рассказывает сказку своим внукам и при этом безостановочно прядёт пряжу. Таким образом, ученику становится более понятным исполнение произведения и создание в нём музыкально-художественного образа.

Приведу другой пример: “Пушкинский вальс” А. Николаева. В 1-й части этого произведения изображена композитором обыденная повседневность светского бала. Спокойная, тихая мелодия вальса только изредка прерывается внезапным стаккато, что говорит нам о том, что эта безмятежность лишь призрачна. Во 2-й части произведения композитор, подобно художнику, продолжает рисовать нам картину шумного и многолюдного бала, но в конце опять внезапное форте и акценты. И это звучит как вызов на дуэль. З-я часть (реприза) звучит на рр. И снова мы слышим внезапное и тревожное стаккато на общем фоне медленного вальса. Внезапная кода рисует нам сразу несколько картин. Это и дуэль, и смерть поэта.

Таким образом, разобрав с учеником художественный образ произведения, приведя понятные ему художественные примеры, достигается более точное и логичное исполнение произведения. Если ребёнок понял художественный замысел композитора, то он донесёт его и до слушателей. А задача преподавателя помочь ему в этом.

Часто бывает, что художественный образ приходится создавать самим в исполняемом музыкальном произведении. Я призываю преподавателей не навязывать свою точку зрения ученику, а работать в тесном сотрудничестве, находя единство мнений. Это не только усилит интерес ученика к музыкальным занятиям, но и подвигнет его в дальнейшем вдумчиво и осмысленно исполнять музыкальные произведения, внимательнее относиться к таким средствам музыкальной выразительности, как штрихи, динамика.

Музыкальное искусство не может быть плодотворно без поддержки со стороны других видов искусств, так как только в их органическом единстве можно познать целостность и единство мира, многообразие звуков, ощущений.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: