Конспект урока для 5 класса «Природа. Неживая и живая»









Департамент образования Вологодской области

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Вологодский институт развития образования»









ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

по курсу «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения»







Исполнитель: Никитенко Яна Валерьевна,

учитель биологии .

МБОУ «СОШ №13″ г. Череповца.














Череповец

2013


Технологическая карта урока


Предмет Природоведение Класс 5

Базовый учебник В. М. Пакулова, Н. В. Иванова «Природа. Неживая и живая».

Тема урока: Электризация тел. Электрические заряды.

Цель урока: формирование первоначальных представлений об электрических явлениях, электризации тел путем трения, электрических зарядах.

Задачи урока:

‒ формировать понятия электризация, электричество, электрические заряды;

‒ опытным путем сформировать представления о взаимодействии электрических зарядов;

‒ закрепить умение распознавать электрические заряды;

‒сформировать знания о проводниках электрических зарядов и изоляторах, о мерах предосторожности при обращении с проводниками электрических зарядов.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Необходимое оборудование: пластмассовая линейка, воздушные шары, стеклянная палочка, шерстяная ткань.

Тема

Электризация тел. Электрические заряды.

Цели


Образовательные: -сформировать первоначальные представления об электрических явлениях. электризации тел путем трения, электрических зарядах; обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные УУД:

1. Соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

2. Действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

3. Умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

Регулятивные УУД:

1. Прогнозирование –предвосхищение результата и уровня усвоения.

2. Оценка –выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

3. Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.

Коммуникативные УУД:

1. Планирование учебного сотрудничества.

2. Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

3. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

4. Умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

5.Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Познавательные УУД:

1.Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.

2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять схемы, для получения информации; презентовать подготовленную информацию.

3. Заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст.

4. Смысловое чтение, поиск информации.

5.Установление причинно-следственных связей.

Планируемый результат


Предметные:

Знают: понятия заряженные тела, электрическая сила, электрические заряды (положительные, отрицательные), проводники, изоляторы.

Умеют: давать определение терминам; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу; различать электрические заряды; работать со схемами; ставить цель и планировать свои действия.

Личностные:
1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2.Знание основных принципов и правил обращения с проводниками и изоляторами.

Метапредметные:

1.Самостоятельно определяют цели своего обучения.

2.Умеют работать с разными источниками биологической информации; находят биологическую информацию в тексте учебника, анализируют и оценивают информацию.

Основные

понятия

Электрический заряд, электрическая сила, проводник, изолятор.

Межпредметные связи

«Окружающий мир», «Физика».

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

1. В. М. Пакулова, Н. В. Иванова Природа. Неживая и живая. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа.

2. В качестве ЭОР на этом уроке можно предложить различные фотографии, на которых представлены проводники и изоляторы.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.



Технология

проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.

Принять рапорт от старосты класса, проверить присутствующих. Проверить готовность к занятию.


Подготовить все необходимое к уроку. Учитель: «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира?


Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

2. Формулирование темы урока, постановка цели

(10 мин)

Цели: Актуализация опорных знаний и умений.


Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы. Проделывают опыты. Записывают тему урока в тетрадь для записей. Формулируют цель урока.

Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений. Записывает тему урока на доске.

Учитель в процессе беседы актуализирует знания обучающихся о явлениях природы.

-Что такое явления природы?

-Приведите примеры природных явлений.

-Какие группы природных явлений вам знакомы и чем они различаются?

Сегодня мы познакомимся с еще одной группой природных явлений.

Проведем опыт с пластмассовой линей кой и опыт с воздушным шариком.

-Вы увидели новое интересное явление. Что это за явление? Объясните его.

Запишите тему урока.

-Какова цель нашего урока? Где пригодятся нам полученные знания?


Знает явления природы, делит их на группы, приводит примеры.

Умеет планировать свои действия.


Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

3. Изучение нового (15 мин)

Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Ввести понятия:

1.Наэлектризованные тела.

2.Электрическая сила.

3.Полжительный и отрицательный электрический заряд.

4.Проводник.

5.Изолятор.

Слушают историю возникновения понятия электричество, проделывают опыты по электризации тел, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы. Делают выводы по изученному материалу.


Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.

Помогает проводить опыты.


Учитель: -Как можно назвать тела, которые после натирания притягивают легкие предметы?

-А силу, которая притягивает легкие предметы?

-Молодцы! А теперь послушайте историю изучения электрических явлений и возникновения понятия электричество.

-Приведите примеры электризации тел, которые вы наблюдали сами.

-Сколько тел участвуют в электризации?

-Сколько тел электризуются?

-Докажем. Проведем опыт с шариком и волосами.

-Что значит тела электризуются?

-Чтобы узнать какими бывают заряды и как они взаимодействуют проведем опыт с шариками, которые получают различные заряды.

-Почему в одном случае шарики оттолкнулись, а в другом притянулись?

Составьте схему какими могут быть электрические заряды и как они взаимодействуют.

-Среди веществ есть 2 вида материалов, которые отличаются по отношению к электрическим зарядам: одни проводят электрические заряды, а другие препятствуют их проведению.

-Составьте таблицу проводников и изоляторов, приведите примеры таких тел (работа с учебником (стр. 64) в парах). Проверим, что у вас получилось (взаимопроверка в парах).

Если тело человека-проводник, то какие меры предосторожности необходимо соблюдать при работе с электрическими приборами? (составление памятки).

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Знают основные понятия темы.

Умеют использовать полученные знания на практике, приводить примеры, проводить самостоятельно опыты; давать определения терминам.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

4. Закрепление нового (5 мин)

Цели: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.

Самостоятельная работа с учебником, с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя.


Постановка вопросов. Помощь, при формулировке ответов на них.

Учитель: «Ребята, вы большие молодцы! Отлично поработали на уроке! А теперь проверим, как вы усвоили материал. Ответьте на вопросы:

1.Какие тела называются наэлектризованными?

2.Какую силу называют электрической?

3.Какими бывают электрические заряды и как они взаимодействуют?

4.Чем отличаются проводники от изоляторов?

5.Как правильно работать с электрическими приборами?

Физкультминутка.


Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

Знают основные понятия и термины.

Умеют различать электрические заряды и материалы, приводить примеры; давать определения терминам;

Коммуникативные: умения работать с текстом; отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

5. Контролирующее задание

(5 мин)

Цели: Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации.

Самостоятельно выполняют задания предложенные в рабочей тетради, используя текст учебника.

Контроль над выполнением поставленного задания.

 


Учитель: «Используя полученные знания, выполните задания 41, 42 в рабочей тетради»

-Проверим, что у вас получилось.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой измененной ситуации.

Знать: что такое электрическая сила, как взаимодействуют заряды.

Уметь: различать электрические заряды; применять полученные знания в новой ситуации.

Познавательные: заполнять пропущенные слова в предложении с опорой на полученные знания или прочитанный текст (для слабоуспевающих), классифицировать электрические заряды.

Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения знаний; оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умения работать с текстом, отвечать на вопросы, заполнять пропуски слов в предложении.

Личностные: мотивировать свои действия.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(2 мин)

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно.

Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.

Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке — что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?»


Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Коммуникативные: понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Регулятивные:

выделять моменты своей и чужой деятельности как единого целого.

Личностные: умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

7. Информация о домашнем задании (1 мин)

Фиксируют домашнее задание.

Объясняет, что следует выучить дома. Дает краткие рекомендации.

Вот несколько вариантов домашнего задания, каждый из вас выбирает один из них и выполняет его.

  1. Параграф 16 учебника (выучить параграф и уметь кратко пересказать самые главные пункты).

  2. Ответить на вопросы в конце параграфа письменно, в тетради для записей.

  3. Выполнить задание к параграфу учебника, в тетради на печатной основе (задание № 40).

 



ЛИСТ анализа УРОКА БИОЛОГИИ

Класс 5 Учитель НИКИТЕНКО Яна Валерьевна

Тема: Электризация тел. Электрические заряды.

Цель урока: формирование первоначальных представлений об электрических явлениях, электризации тел путем трения, электрических зарядах.

ПАРАМЕТРЫ

Баллы

УУД

Соот.пр.с.

1

Целеполагание:

-преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию;

-групповое обсуждение значения темы и цели урока для решения жизненных задач ребенка

— групповое обсуждение значения темы и цели урока для изучения предмета;

-организация сопоставления индивидуальных целей с вариантом, предложенным педагогом (учебником)

-групповое обсуждение того, что знают и что хотели бы узнать о теме урока;

-определение учителем значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету;


3


2,5


2



1,5


1


0,5


П, К, Л, Р


« + »

2

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ

-формулировка целей, учебных задач;

-выбор целей, учебных задач;

-выбор количества и уровня трудности заданий;

-выбор способа выполнения и формы организации деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности)

-рассмотрение разных вариантов ответов;

-оценка детьми своей работы; анализ детьми ответов других учащихся


0,5

0,5

0,5



0,5

0,5

0,5



Р, П, Л

Р, Л

Р, Л



П, Р, Л

П, Л

Р, Л


« + »

« + »

« — »



« — »

« + »

« +, — »

3

ФОРМИРОВАНИЕ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ

-выделение учащимися проблем, постановка задач;

-построение гипотез и планов их проверки;

-выполнение обучающимися заданий, имеющих множество решений;

-поиск информации, дающего представление о происхождении явления (понятия);

-поиск способа решения (он не может быть задан);

-участие обучающихся в дискуссии


0,5

0,5

0,5



0,5

0,5

0,5


П, Р

П, Р

П, Р



П. Р


« + »

« — »

« — »



« + »

« + »

« + »

4

РЕАКЦИЯ НА ОШИБКИ УЧЕНИКОВ

-использование ошибки для углубления знаний

-предоставление возможности ученику самому исправить ошибку

-провокация ошибки учителем

-предупреждение ошибки учителем

-исправление ошибки другими учащимися

-исправление ошибки учителем


0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5


П, Л

П, Л



Р, К



« + »

« +,- »


« — »

« — »

« + »

« — »

5

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА

-помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося

-выражает свое отношение к ситуации взаимодействия на уроке

-уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей

-подбадривает неактивных, привлекает их к работе

-инструктирует, советует

-прибегает к внушению, убеждению учащихся


0,5


0,5


0,5


0,5

0,5

0,5


П, Л, Р, К

Л, К


Л, К


П, К, Л

Л, К, П

Р, Л, К


« + »


« + »


« + »


« + »

« + »

« + »

6

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

-побуждает к самооценке в форме описания продвижения, переформулирования «недостатков» в позитивные цели;

-организует обсуждение критериев выполнения задания

-отмечает продвижение, переформулирует «недостатки» в позитивные цели

-проводит ознакомление обучающихся с листом критериального оценивания до выполнения задания

-приводит собственный вариант оценки по листу критериального оценивания, обсуждает варианты сходства или различия с данными обучающегося

-организует оценку в обобщенном виде: правильно-неправильно


0,5



0,5

0,5


0,5


0,5



0,5


Л, Р, П



Л, Р, П

Л, Р, П


Л, Р, П


Л, Р, П



Л, Р, П


« — »



« — »

« — »


« — »


« — »



« + »

7

ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ

-осмысление продвижения в направлении поставленных целей и задач

-выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе;

-задания, в которых не срабатывает известный способ решения;

-задания «как научить другого решать такие задачи»;

— прогностическая оценка учащимися своих возможностей;

-работа с картой знаний (составление карты, определение своего места в процессе изучения учебного материала, итоговая рефлексия).


0,5



0,5


0,5

0,5

0,5


0,5


Р, П, Л, К


« + »



« +, — »


« — »

« — »

« — »


« — »

*

ГРУППОВАЯ РАБОТА

-предлагаются учебная задача, для решения которой необходима коллективно-распределенная деятельность

-учитель высказывает предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени и т.д.);

-учитель контролирует соблюдение групповых норм;

-учитель включается по запросу группы;

-учитель периодически проясняет ситуацию решения;

-проясняет, конкретизирует удовлетворенность учащихся результатом и участием в групповой работе.


0,5


0,5



0,5

0,5

0,5

0,5



К, П, Р


« + »


« + »



« + »

« + »

« + »

« + »

*

ОБУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯМ

-вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся;

-термины, непонятные слова и выражения объясняются;

-вводятся задачи, содержащие существенные и несущественные признаки, и объекты, не относящиеся к усваиваемым понятиям;

-существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются;

-выясняется место нового понятия в системе других понятий;

-ученики поощряются к объяснению понятий своими словами.


0,5

0,5


0,5


0,5


0,5


0,5


П, Л

П


П


П


П


П


« + »

« + »


« — »


« + »


« — »


« + »


Самоанализ урока с позиций требований ФГОС.

Урок по теме «Электризация тел. Электрические заряды» открывает изучение главы «Электрические явления». Поэтому тип урока-урок первичного предъявления новых знаний.

Урок проведен в 5 классе. При подготовке были учтены умения обучающихся анализировать материал, ставить цели, формулировать обобщающие выводы.

Основной используемый подход к реализации цели — личностно-ориентированный, предполагающий создание условий для развития обучающегося с учетом биологических возможностей и социальных условий.

На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный; опыты проводились учащимися самостоятельно.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и обучающихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.

Темп урока достаточно высокий. Объясняется насыщенностью изучаемого материала, его разнообразием, работоспособностью и активностью обучающихся.

Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения темы.

Целеполагание.

Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.

Содержание.

Содержание соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, органично включает ценностный (воспитывающий) и развивающий компоненты.

Логика организации УД (учебной деятельности).

Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью логических переходов-связок. Организация учебной деятельности оптимальная.

Методы организации УД.

Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична.

Формы организации УД.

Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (индивидуальную и групповую). Проявление деловой и творческой активности.

Организация контрольно-оценочной деятельности.

Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но учащиеся не включены в ситуацию самооценки.

Результаты проведенного урока

Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД. Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.

Считаю, что в ходе урока удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их активную работу по добыванию новых знаний (самостоятельно), достичь решения поставленных целей и задач. На мой взгляд, урок достиг цели.

Свежие документы:  Конспект урока по Алгебре "Решение задач на нахождение дроби и процента от числа" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Природоведение: