Конспект урока на тему «Дикие животные нашего края. Медведь»


Ирина Валентиновна Бобкова,

учитель высшей КК

ГКОУ СО «Богдановичская СКОШИ»


Тема. Дикие животные нашего края. Медведь


Задачи:

  • уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные», закрепление в речи учащихся обобщающего понятия дикие животные, отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовательного типов на основе анализа особенностей диких животных;

  • коррекция зрительной памяти на основе упражнений в развитии непроизвольного запоминания, развитие речевого дыхания, умения отвечать на вопросы полными ответами;

  • воспитание базовых эмоций личности, бережного отношения к природе.

Ход урока

  1. Организационный момент


  1. Эмоциональный настрой

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

  1. Упражнение по развитию памяти «Запомни ряд картинок»

  • Запомните 5 картинок с изображением животных. Что изменилось? (Картинки перевёрнуты и с обратной стороны пронумерованы.)

  • Назовите цифры, которыми пронумерованы картинки. Что было изображено под №5? И т. д.

  1. Повторение изученного материала. Обобщающая беседа о диких животных

  1. Отгадывание загадок (Презентация)

  • Выберите картинки, о которых вы прочитаете. (Ученики по очереди читают вслух загадки.)

Рыжая, пушистая, бегает зимой, заметает след метлой. (Лиса) СЛАЙД 2

Зимой беленький, летом серенький,

Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц) СЛАЙД 3


В дупле на старом дубе

Живу в густом лесу,

Хожу в пушистой шубе,

Орешки я грызу. (Белка) СЛАЙД 4

Зимой спит,

Летом улья ворошит! (Медведь) СЛАЙД 5


Не портной, а всю жизнь

С иголками ходит. (Ёж) СЛАЙД 6

Серый, зубастый, по полям рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк) СЛАЙД 7

Травы копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось) СЛАЙД 8

  • О каких животных вы прочитали? Что значит «дикие животные»?

  1. Дыхательная гимнастика «Что у кого внутри?»

У медведя – сопелка. (Глубокий вдох, короткие выдохи через нос.)

У ёжика – пыхтелка. (Вдох через нос, короткие выдохи через сомкнутые   зубы: ф-ф-ф.)     

У волка – урчалка. (Вдох черед нос, выдох через рот, длительный: у – у – у…)


  1. «Кто где живет». Составление предложений по схеме: существительное + глагол + существительное в предложном падеже

  • Дома диких животных называются по-разному: нора, бер­лога, дупло, гнездо, логово.

  • Составьте предложения с дан­ными словами: нора (Лиса живет в норе); берлога (Медведь спит в берлоге); дупло (Белка живет в дупле); куст (Заяц спит под кустом).

  • Выделяйте предлоги.



  1. Образование притяжательных прилагательных от названий животных

Нора лисы – лисья нора,

лапы лисы – лисьи лапы,

хвост лисы – лисий хвост,

шуба из лисы – …,

уши лисы – …,

нос лисы – …;

шкурка белки – беличья шкурка,

лапы белки – …,

хвост белки – …

уши белки – …;

берлога медведя – медвежья берлога,

хвост медведя – …,

уши медведя – …,

лапы медведя – …



  1. «Кто чем питается». Составление предложений по схеме: существительное в именительном падеже + глагол + существительное в вини­тельном падеже

  • Лось жуёт мох, кору.

  • Белка грызёт орехи, жёлуди,  грибы, шишки.

  • Заяц грызёт морковку, капусту,  кору осины.

  • Медведь ест малину, мёд.

  • Лиса ест рыбу, мышей, зайцев, ворон.

  • Ёжик ест букашек, жуков, лягушек, мышей.



  1. Детёныши диких животных. Употребление названий в единственном и множе­ственном числе. Составление предложений с предлогом «у»

  • У белки бельчонок, бельчата.

  • У зайца зайчонок, зайчата.

  • У медведя? (У волка? У лисы? У ежа? У лося?)





  1. Игра «Доскажи словечко». Образование уменьшительной формы существительного

  • Лесные звери отправились на прогулку по лесу.

  • За мамой лисицей крался …лисёнок.

  • За мамой волчихой топал …волчонок.

  • За мамой медведицей шёл … медвежонок.

  • За мамой кабанихой бежал … поросёнок.

  • За мамой зайчихой скакал… зайчонок.

  • За мамой ежихой бежал… ежонок.

  • За мамой лосихой шёл …лосёнок.

  • За мамой белкой прыгал…бельчонок.

  1. Узнавание и характеристика ежа (тема предыдущего урока)

  • Поднимите руки, когда услышите фразу о еже:

«Он живёт в доме у человека. Вот иголки и булавки выползают из-за куста. Питается он мёдом, вареньем. Он любит молоко, грибы, жёлуди. У него есть два крыла. Если он свернётся в клубок, нет ни головы, ни ног».

  • Выберите из предложенных шаблонов тот, который напоминает ежа; подберите из предложенных цветовых полосок ту, которая напоминает цвет его иголок; выберите картинки с изображением пищи, которую он ест.


  1. Физминутка

По тропинке мы пошли

Шишку нашли,

Подняли,

В корзину положили

Дальше пошли.

Шли, шли, белкин гриб нашли,

Подняли,

Белке бросили в дупло,

Опять пошли.

Заячьи следы нашли,

Присели, посмотрели

Дальше пошли.

Шли, шли ёжика нашли

Ёж свернулся в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

  1. Изучение нового материала

  1. Вводная беседа «Угадай, кто это?»

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проспавшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной…(медведь). СЛАЙД 9


  1. Сообщение темы урока

  • Найдите картинку, контур тела из шаблонов, подберите окраску (белый и бурый медведь). Какие у него тело, шерсть, лапы, повадки, привычки? И т.д.



  1. Рассказ учителя о медведе

Медведя знают все. Он – «хозяин леса». Это очень крупное, сильное, мощное и хищное (особенно весной) животное. В высоту он может достигать 2-3 метров.

Бывают белые медведи, которые живут в снегах (СЛАЙД 10), и бурые, которые живут в лесах (СЛАЙД 11).

Зимой медведь спит в берлоге; у него в это время появляется потомство. (СЛАЙД 12)

Как называют детей медведя? Они появляются в берлоге и за весну подрастают, питаясь молоком медведицы. Весной медведь с медвежатами выходит из берлоги.

Это опасный хищник, пожирающий всё – от маленьких мышей до лосей, овец, коз. Однако любит он и растительную пищу: травы, корешки, ягоды, фрукты. Медведь – большой лакомка. В малиннике он может просидеть весь день. А мёд любит так, что даже имя своё получил из-за мёда: мед – ведь (ведает, где мёд).


  1. Физминутка

Три медведя шли домой, (Дети идут по кругу)

Папа был большой-большой, (Руки – вверх)

Мама – чуть поменьше ростом, (Руки на уровне груди)

А сынок – малютка просто, (Присели)

Очень маленький он был, (Покачивание в приседе)

С погремушками ходил. («Звенят» погремушками)


  1. Составление описательного рассказа о диком живот­ном по плану

        • Как называется животное? Какое оно?

        • Где живет? Как проводит зиму?

        • Как передвигается?

        • Назвать части туловища, используя прилагательные (короткий, маленький, кругленький, пушистый).

        • Чем питается?

        • Как называются его детеныши?

        • Какие эмоции вызывает у вас это животное? (испуг, страх, боязнь, осторожность.)


  1. Закрепление изученного материала

  1. «Догадайся, кто это?» Дополнение и воспроизведе­ние словосочетаний

Рыжая, пушистая, хитрая… (лиса).

Злой, серый, клыкастый… (волк).

Большой, мохнатый, косолапый … (медведь).

  1. «Путаница»

  • У лисы есть рога?

  • У лисы нет рогов.

  • У медведя большой хвост?

  • У медведя нет большого хвоста, у медведя малень­кий хвост. И т. д.


  1. Итог

  2. Домашнее задание

  • Составить описательный рассказ по своему рисунку. (Приложение 1)


Источники

  1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

  2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.

  3. Раскраски https://www.logoprog.ru/paintpict/

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Повторение.Маленькие полиглотики"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Природоведение: