МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
Конспект урока на тему «Знатоки природы»
Подготовила: воспитатель Н. И. Прокопенко
ст. Ленинградская
Программные задачи:
— проверить и углубить природоведческие знания детей;
— развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию;
— помочь детям учиться работать в команде.
— воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Два листа с зашифрованными названиями животных
Ключ к расшифровке – алфавит
Два мольберта
Маркеры
Наборы разрезных картинок (2)
Ноутбук
Эмблемы игрокам
Медали «Знаток природы» (по количеству детей)
Художественное слово:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток.
Не оскверняй ее святынь.
– Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? Богата и разнообразна наша природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой — всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Много еще предстоит узнать Вам о тайнах и чудесах природы, но много Вы уже знаете. Сегодня я предлагаю провести викторину «Знатоки природы». Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Знаток природы».
Команды получили домашнее задание перед игрой. Они должны были придумать название своей команде и условие было такое: название команды должно быть связано с природой.
Соревноваться сегодня будут команда » Тигрята » и команда » Волчата»
Команды занимают свои места и сейчас капитаны представят свои команды.
Капитан команды «Тигрята» — Алейникова Вероника, капитан команды «Волчата» — Шумаков Артем.
После того, как мы познакомились с составом команд, можно начинать игру. А оценивать игру команд будет жюри, в составе которого…
Итак, мы начинаем!
Конкурс «Гонки»
Задаются по одному вопросу каждой команде по очереди.
Вопросы:
Какое животное самое большое на свете? ( Синий кит. Вес – 150 тонн, один синий кит может весить столько, сколько 150 легковых автомобилей )
Какое животное самое высокое ? ( Жираф. У него длинная шея, так что он без труда дотянется до крыши двухэтажного дома )
Если животное дышит воздухом через легкие и вскармливает своих детенышей молоком, то это…? ( Млекопитающее, тело большинства млекопитающих покрыто шерстью или волосками )
Если животное покрыто перьями и вылупляется из яйца, то это…? (Птица, у всех птиц есть крылья, и большинство из них умеют летать )
Если животное живет в воде, дышит жабрами и передвигается с помощью плавников, то это …? (Рыба, большинство рыб откладывает икринки, из которых потом вылупляются маленькие рыбки – мальки)
Если у животного шесть ног, а тело четко разделено на 3 части, то это…? (Насекомое, в мире бесчисленное количество видов насекомых – больше, чем всех остальных видов животных, вместе взятых)
Кто причиняет вред диким животным? (Браконьеры)
Где дикие животные чувствуют себя спокойно и имеют необходимую пищу? (В заповеднике, в зоопарке)
Почему некоторые виды растений, птиц и животных занесены в Красную книгу? (Их мало осталось на Земле, нуждаются в срочной помощи)
Посмотрите на экран и назовите животных, занесенных в Красную книгу.
Какого цвета нет на страницах Красной книги –желтого, черного, зеленого или синего? (Синего)
Какие животные побывали в космосе? (Собаки, обезьяны, черепахи и др.)
Зачем люди нужны животным? (Животные погибают и исчезают с лица Земли в основном из-за деятельности человека, животным нужно, чтобы люди прекратили губить природу. Им нужно, чтобы мы их защитили)
Зачем животные нужны людям? (Животные обеспечивают нас пищей, одеждой и другими жизненно важными вещами. Без животных мир станет не таким уж красивым и интересным. У всех животных есть такое же право на жизнь на Земле, как и у нас, людей)
Какие животные впадают в спячку? (медведь, еж, барсук, суслик, хомяк)
Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло и наша любовь)
Что случится с пчелой, после того, как она укусит? (умирает)
Название каких животных состоит из двух букв? (як, еж, уж)
Придумай кличку собаки.
Что произойдет, если медведь не нагуляет жир осенью? (он не впадет в спячку)
Что будет, если еж не уснет на зиму? (ему нечего будет есть)
Конкурс «Знатоки загадок»
Вопросы 1 команде:
На колючий шар похож,
Глубоко на дне живёт (Морской ёж)
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.(Облака)
На зеленом шнурочке, белые звоночки. (Ландыши)
4. Она в Австралии живёт
Эвкалипта лист жуёт (Коала)
Вопросы 2 команде:
1. Заря-заряница, красная девица —
По полю гуляла, ключи потеряла.
Месяц увидел – не поднял,
Солнце увидало-подобрало. (Звезды)
2. Грозный рык раздался вдруг,
Распугал всех птиц вокруг.
Ходит в клетке, озверев,
Царь зверей, короче — …(Лев)
У этой птицы
Клюв, как две спицы,
По воде она гуляет,
То и дело нос купает (Цапля)
4. Золотое решето черных домиков полно.
Сколько черных домков, столько беленьких жильцов. (Подсолнух)
Игра с карточками «Третий лишний»
На столе разложены карточки для каждой команды – кролик, еж, мышь (тело ежа покрыто иглами, остальных животных мехом), морская свинка, черепаха, хомяк(черепаха не относится к грызунам)
Конкурс «Сказочный»
Назовите недостающие имена животных — известных сказочных героев…
1. Муха…(Цокотуха) 6. Черепаха…(Тортилла)
2. Курочка…(Ряба) 7. Оленёнок…(Бемби)
З. Уточка…(Серая Шейка) 8. Медведюшка…(батюшка)
4. Лисичка…(сестричка) 9. Волчок…(серый бочок)
5. Коза…(дереза) 10. Мышка…(норущка)
Конкурс «Сложи картинку»
Конкурс «Закончите фразу»
Характер наш и братьев наших меньших
1. Смелый, как … (лев).
2. Коварная, как … (змея).
3. Трусливый, как … (заяц).
4. Хитрый, как … (лиса).
5. Злой, как … (собака).
6. Голодный, как … (волк).
7. Трудолюбивый, как … (муравей).
8. Верный, как … (пес).
9. Упрямый, как … (осел).
10. Бестолковый, как … (баран).
11. Тихий, как … (мышь).
12. Вольный, как … (Птица).
Конкурс капитанов
Капитан 1 команды – Назвать животных, которые обитают в Африке (Слон, бегемот, жираф, верблюд, крокодил, леопард, гепард, лев, гиена, зебра, скорпион, гриф)
Капитан 2 команды – Назвать животных, которые обитают в Антарктиде (синий кит, кашалот, сейвал, альбатрос, буревестник, тюлень, морской леопард, королевский пингвин, императорский пингвин)
Конкурс «Удивительный мир насекомых»
Вопросы обеим командам:
Кто такие насекомые? (Это животные, у которых есть 6 ножек и тело делится на 3 части: голову, грудь и брюшко)
А пауки насекомые или нет? (Нет, пауки – не насекомые, потому что у них не 6 ног, а 8. Тело пауков разделено не на 3 части, а всего на 2)
Как называются ученые, изучающие насекомых? (Энтомологи, они путешествуют по всему миру, наблюдают жизнь насекомых, защищают их)
Какое насекомое слышит ногами? (Кузнечик, уши располагаются в ногах)
Какие «профессии» есть у муравьев ? (Муравей-охранник, разведчик, охотник, нянька)
На примере какого насекомого люди построили самолет с большой скоростью? (Стрекоза)
Конкурс » Знакомые незнакомцы»
Каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке — алфавит.
1-а 9-з 17-п 25-ч
2-6 10-и 18-р 26-ш
3-в 11-й 19-с 27-щ
4-г 12-к 20-т 28-ъ
5-д 13-л 21-у 29-ы
6-е 14-м 22-ф 30 — ь
7-ё 15-н 23-х 31-э
8-ж 16-о 24-ц 32-ю
33-я
Задание 1 команде:
18 16 14 1 26 12 1 (ромашка)
Задание 2 команде:
13 33 4 21 26 12 1 (лягушка)
Конкурс со зрителями
1.Кто непрошенные «гости» на грядке? (Сорняки: осот, пырей, одуванчик, лебеда …)
2. Какая ягода содержит много витамина С? (Черная смородина)
3. Что является приманкой для птиц? (Запах цветов)
4. Как называется сладкий цветочный мед? (Нектар)
5. Какие грибы нельзя употреблять в пищу? (Ядовитые: мухомор, поганка…)
6. Для кого ядовитые грибы – лекарство? (Для животных леса, они лечатся ядовитыми грибами; лось – мухоморами)
На этом наша викторина подошла к концу. Слово предоставляется членам жюри.
Подведение итогов, награждение команд.
Каждый участник награждается медалью «Знаток природы».
Молодцы, ребята, вы показали очень хорошие знания о природе! Надеюсь, что после нашей викторины вы будете бережнее относиться к нашей природе, станете внимательнее наблюдать за миром, который вас окружает и будете его оберегать.
«Любите родную природу – озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, живем мы с тобою на ней.
Так будем же, дети, все вместе мы к ней относиться добрей!»
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой.
Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет. Т. М. Бондаренко