Конспект урока по природоведению в 5-м классе «сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе»


Конспект урока по природоведению в 5-м классе

«сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе»

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с разнообразием растительного мира леса.

  • Научить распознавать виды деревьев.

  • Умение использовать в работе раннее полученные знания на основе личных наблюдений.

Развивающие:

  • Развитие познавательной и творческой активности, умение наблюдать

  • Развитие умения выражать свои мысли, работать с дополнительной литературой.

  • Коррекция зрительного, слухового восприятия.

Воспитательные: воспитание мотивации к учению.

Учебно-наглядное пособие:

  • картинки предметов, картинки листьев, картинки климатических зон.

  • индивидуальные карточки- задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Упражнение с опорой на несколько анализаторов.

Подберите ключ к загадке и разгадайте её. Если правильно воспользуетесь ключом, то прочитаете зашифрованное слово. (природа )

https://festival.1september.ru/articles/588481/img1.gif

II. Актуализация опорных знаний.

1. Определение понятия «природа».

1. «Какие предметы лишние?» (картинка птицы, машины, цветов, мебели, гриба, травы)

— Почему лишние предметы «машина», «мебель»? (Сделаны руками человека.)

— Как назвать одним словом остальные предметы? (Природа)

2. Выберите правильное определение «природы».

Природа –

  • это все то, что окружает человека

  • это все то, что сделано руками человека

  • это все то, что окружает человека и не сделано его руками

— Назовите предметы живой и неживой природы.

Рост — один из признаков живой природы. Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются и умирают.

3. Работа по карточкам. ( Приложение1)

 Назовите те предметы «живой» природы, которые вы отметили.

— Почему эти объекты относим к живой природе?

4. Уточнение и систематизация знаний учащихся о природных климатических зонах.

– Представьте, что вас попросили рассказать о природе нашей страны. О чем бы вы рассказали в первую очередь?

Природа России разнообразна. (Карта РФ)

Это обусловлено огромными размерами территории и многообразием форм поверхности.

— Давайте вспомним какие климатические зоны расположены на территории нашей страны.

(Картинка Арктических пустынь)

Это царство снега и льда. Средняя температура самого теплого месяца около 0 С. Животные с белой окраской, с густым мехом и оперением.

(Картинка тундры)

Это холодная, безлесная природная зона с многолетней мерзлотой, низкорослыми растениями, стелющимися по земле.

(Картинка пустыни )

Эта природная зона в России занимает небольшую площадь, отличается очень жарким летом и малым количеством осадков. Растения здесь имеют длинные корни, а животные часто ведут ночной образ жизни.

(Картинка леса)

В этой природной зоне достаточно тепла и влаги для роста деревьев. Она занимает большую часть территории нашей страны.

III. Изучение нового материала.

1. Введение в тему.

— Ребята! Есть у нас с вами хороший друг, отгадайте загадку и поймёте, кого я имею в виду. Это и будет тема сегодняшнего урока.

Дом со всех сторон открыт, 
Он резною крышей крыт .
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. 
(
Лес)

2.Объяснительная беседа + информация на компьютере.

— Какие условия необходимы для произрастания леса? (Достаточно тепла и влаги.)

— Мы отправимся в мир леса по страницам учебной книги, а помогать нам в этом будет большой знаток лесных тайн старичок-Лесовичок. (Картинка первой страницы книги)

— Как вы думаете, нужен ли человеку лес?

— Что дает лес человеку?

— Какое значение имеет лес для природы?

3. Физминутка.

Если показываю картинку с предметом неживой природы – хлопаем в ладоши, если живой – шагаем.

4. Рассказы учащихся.

Сообщения детей о лесе.

5. Упражнение по коррекции внимания.

— Чтобы узнать о чем пойдет речь на следующей страничке нашей учебной книги, необходимо выполнить задание. ( Приложение2)

— В образовании леса участвуют разные растения. Это деревья, кустарники, мхи и травы.

Однако подлинными хозяевами леса являются деревья. (Картинка деревьев)

6. Работа со словарем.

— Прочитайте как истолковывается в словаре слово «деревья».

7. Задание на коррекцию слухового восприятия.

 О каком дереве пойдет речь на страничке книги?

Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего что плод мой мелок. 
(
Дуб)

Дуб живет 400-500 лет, а иногда и до двух тысяч лет. Плоды – желуди — окружены особой «шапочкой». Часто дубы растут целой рощей. Она называется дубрава.

8. Программированное задание. (Приложение3)

— Чтобы перейти на следующую страничку нашей учебной книги и узнать название дерева, выполните задание.

— Березу называют русской красавицей лесов. Стройная, белокорая, с тонкими поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость.

9. Разгадывание кроссворда.

— Старичок-лесовичок приготовил вам кроссворд

— Листья деревьев (рябины, берёзы, ели, клёна) вписать в кроссворд.

— Какое растение в кроссворде лишнее? (Ель)

— Почему лишнее? (Хвойное)

— Какие деревья мы относим к хвойным?

— Почему они относятся к хвойным? (Имеют плотные, похожие на иголки листья – хвоинки).

В густом еловом лесу всегда сумрачно, прохладно. Крона ели почти не пропускает света. Обычно в ельнике влажно. Каждая хвоинка у ели живет долго – от пяти до семи лет, а потом сухая падает на землю. Ежегодно на дереве появляется новая хвоя. Замена хвои на дереве происходит постепенно. Поэтому мы видим ель всегда зеленой.

В сосновом лесу светло и сухо. Высота ствола сосны достигает 30 метров и более, наверху дерева расположена пирамидальная крона.

Лес можно сравнить с пирамидой. На верхушке пирамиды растут деревья. Им для жизни нужно много света и тепла.

Следующий ярус – это кустарники.

Последний нижний ярус – кустарнички и травы.

IV. Обобщающая беседа.

1. Охрана природы.

— Лес для человека служит местом отдыха.

— Как мы должны вести себя в лесу?

— Выберите из предложенных вариантов правильные:

  • Ветки не ломайте, деревья не калечьте, травинку и лист зря не рвите.

  • В лесу можно поиграть: листьями побросаться, букеты цветов нарвать.

  • Подумаешь, много зелени – еще вырастет!

  • Наконец-то можно пошуметь, покричать и, главное, никому не помешаешь!

  • Старайтесь не шуметь в лесу, а то он «испугается, затаится», и вы не узнаете ни одной тайны.

  • Пучеглазую лягушку, ползущего ужа, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их вообще не было.

  • Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них нужен природе.

V. Итог урока.

1. Оценка работ учащихся.

Свежие документы:  Конспект урока экологической культуры "Красная книга"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Природоведение: