Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме: «Друзья и враги растений огорода»


МКОУ С(К)ШИ VIII вида пгт Арбаж










Открытый урок

по природоведению в 5 классе


по теме:

Друзья и враги растений огорода


Учитель олигофренопедагог

Мамаева Валентина Геннадьевна

Высшая категория















2014год

Цели:


  1. Образовательные


    • познакомить учащихся с различными животными, которые встречаются в огороде, и рассказать об их значении

    • формировать умение составлять простые пищевые связи


  1. Коррекционно-развивающие


    • развитие произвольного внимания через разнообразные приёмы изучения материала, используемую наглядность

    • развитие и корригирование речи обучающихся через обогащение словарного запаса

    • развитие и коррекция произвольной памяти через выступления перед аудиторией с сообщениями


  1. Воспитательные


    • воспитание доброго отношения к природе

    • воспитание коммуникативных умений (внимательно слушать учителя и друг друга) через организацию беседы и игровые ситуации


Оборудование:


учебная коллекция «Вредители садов и огородов», муляжи овощей и фруктов, картинки с изображениями овощей и животных, кроссворд «животные огорода», дидактические карточки, словарь, учебник.















Ход урока:

  1. Организационный момент и сообщение целей урока


— Прозвенел звонок, начинаем наш урок природоведения

Мы за парты тихо сели, на меня все посмотрели.


Сегодня на уроке мы будем изучать животных, которых мы можем встретить летом на нашем школьном огороде, узнаем чем они питаются и как живут.


  1. Проверка домашнего задания


    • работа по карточкам

(закончи предложения; задание 41 из тетради; выбрать овощные культуры).

  • назовите овощи, в каком виде их используют в пищу (муляжи)

    • на примере одной овощной культуры рассказать как правильно её выращивать

    • назвать какие основные овощные культуры выращиваются на нашем школьном огороде

  1. Работа по теме урока


Беседа:

— Ребята, у вас есть друзья? Какой он друг? (полезный).

— А враги есть? (поссорились, значит враг. – вредный).

— У растений, растущих на огороде, тоже есть и друзья и враги.

Тема урока: Друзья и враги растений огорода.

(Запись темы урока в тетрадь)


— Что это за красивый, полосатый жук летает над картофелем?

КОЛОРАДСКИЙ ЖУК (повторяем хором название)

Родина Америка, назван так потому, что вред от него впервые был отмечен в США, штате Колорадо. Колорадский жук был завезён в Европу через французские порты во время второй мировой войны. В нашей стране появился в 1958г. Сколько уже лет прошло? (50лет). А в Арбажском районе – вначале 70-х гг. (рассматриваем окраску, размеры колорадского жука): сильно выпуклое, округлое желтое тело, на голове и груди с тёмными пятнами, с продольными полосками на каждом крыле. Длина жука достигает 1 см. Жуки плодовиты: 1 самка откладывает до 2400 яиц на нижнюю сторону листа картофеля. Примерно через неделю появляются личинки – (красные гусеницы), они прожорливы: едят и днём и ночью, быстро растут, уничтожая полностью листву картофеля. Через 2 – 3 недели личинки падают на землю, углубляются и окукливаются. Проходит ещё несколько дней и из земли выбираются молодые жуки. К концу лета потомство 1 самки может достигнуть 30 млн. жуков. Люди усердно собирают и уничтожают колорадских жуков и их личинок. Против них используют различные ядовитые вещества.

— К друзьям или врагам растений отнесем колорадского жука?


Про БОЖЬЮ КОРОВКУ расскажет ученик. ТЛЯ

(Название «божья» идёт от того, что этот жучок не вредное, трогательное создание, а коровка – при малейшей опасности выпускает оранжевую жидкость – молочко, эта жидкость отпугивает врагов. Эти насекомые очень полезны: они поедают в больших количествах ТЛЮ – крошечных насекомых, которые обсыпают молодые растения и высасывают из них соки.)

— К каким насекомым отнесём божью коровку? А тлю?


МЕДВЕДКА (рассматриваем из коллекции и с рисунка).

— Почему так названо насекомое?

Крупное насекомое, имеющее характерный облик главным образом потому, что его передние конечности преобразовались в органы копания почвы и внешне напоминают крота ( точный перевод с латинского названия – сверчок-крот). Медведки роют систему ходов в верхних слоях почвы, при рытье повреждают корни растений, вызывая их гибель. На огородах медведки – серьёзные вредители. Могут летать, так как имеют крылья.


ФИЗКУЛЬТЗАГАДКА:

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел,

Встрепенулся, потянулся,

Взвился вверх и улетел. (БАБОЧКА)


— Какая красивая бабочка летает над капустной грядкой. Это………….

БАБОЧКА – КАПУСТНИЦА названа так потому, что её жизнь связана с капустой. Сама бабочка питается нектаром цветков. Самки откладывают яйца на листья капусты от 20 до 200 штук. Молодые гусеницы питаются, соскабливая мякоть листа, затем расползаются и поедают все части растения. За лето развивается 2 поколения.

— К каким насекомым отнесём бабочку – капустницу?


— Растениям огорода сильно вредят СЛИЗНИ , а бороться с ними помогают человеку ЖАБЫ , питающиеся слизнями.

— В какое время суток жабы охотятся, мы узнаем после прочтения рубрики «Окно в природу» на стр.155.

(отвечаем на поставленный вопрос)


Загадка: Протрудился я всё лето

рыл в земле ходы хитро

И длиной в 2 километра

для себя провёл метро КРОТ

Роют свои жилища под землёй, проделывая ходы в почве кроты повреждают корни растений, этим приносят вред, а питаясь насекомыми вредителями растений – они приносят пользу.


ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВИ (рассказ учащегося)

Пришло письмо.

Угадай, кто я?

У меня головка в чёрной шапочке. Спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой в бескормицу ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, но особенно люблю несолёное сало. Кто я? СИНИЦА


МУХОЛОВКА ЛАСТОЧКА


  1. Первичное закрепление


  1. Как будет выглядеть эта гусеница, когда станет взрослой? (карточка)

  2. Составить цепь питания: тля, божья коровка, огурец.

  3. Составить цепь питания: ………. ……….. крот.

  4. Встать в группы полезные животные и вредители растений, назвать чем полезны или чем вредны.


  1. Закрепление


— О чём говорили на уроке?

— Назови, каких вредителей растений огорода запомнили.

— Назови, каких полезных животных для растений огорода запомнили.

— Есть ли в природе только полезные или только вредные животные?


  1. Итог урока


  1. Д/З прочитать стр.155-156, разгадать кроссворд, выписать из кроссворда в 2 столбика полезных животных и вредителей.












СЛОВАРЬ:



























































































КРОССВОРД







Свежие документы:  План – конспект урока по природоведению «Урок – практикум Горные породы Ульяновской области»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Природоведение: