Сценарий урока по кубановедению для 3 класса на тему «Ты и твоё имя»


Сценарий урока кубановедения по теме «Ты и твоё имя.»

Лукьянова Елена Григорьевна, учитель начальных классов



Продолжительность занятия: 40 минут.

Класс: третий.

Образовательное учреждение – МБОУ СОШ №10

Учебно-методическое обеспечение: «Кубановедение» 3 класс, автор – составитель Е.Н. Ерёменко, М.В. Мирук, Н. М. Зыгина, Г. В. Шевченко, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич; издательство « Перспективы образования» 2012 г.

Цели урока: дать ученикам необходимые знания, расширить их кругозор и тем самым повысить уровень интереса к предмету.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Объяснить основные понятия урока;

  • Дать представление о возникновении имен;

  • На доступном уровне показать влияние на этот процесс различных культур.

Развивающие:

  • Развивать навыки исследовательской деятельности;

  • Развивать навык работы в режиме создания слайдовой презентации.

Воспитательные:

  • Воспитание умения работать в коллективе;

  • Воспитывать чувство уважения и гордости к своему имени и менам окружающих людей.

Оборудование: презентация, таблицы, карточки, фотографии, учебник, мультимедийная доска.

Ход урока

I.Мотивация знаний. (Психологическая установка)

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал…
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

Вы верите в свои силы?

Дети: Да.

И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

II.Актуализация знаний затруднение в учебной деятельности.

1) Как называется наука, которая в переводе с греческого означает «родословная»? (генеалогия)

А что такое «родословная»? (это ряд поколений, происходящих от одного предка)

На протяжении 100 лет сколько живет поколений? (3-4)

А если пройдет 200 лет, сколько сменится поколений? (6-8)

А если 1000 лет? (до 40 поколений)

Кто рождается в начале века? (прадед)

А в конце века кто живет? (его правнук)

2) В классе есть дети, которые являются правнуками и праправнуками потомственных казаков. (перечисляются фамилии детей) Этот год объявлен годом чего? (семьи). Все вы ребята живете в семье, где вас очень любят. И домашнее задание у вас было связано с составлением родословной таблицы своей семьи (демонстрируются работы детей) (рис. 1).Слайд 3

C:Documents and SettingsAdminРабочий столдерево.jpg

Рисунок 1 – Генеалогическое древо ученика Кочетова И.


III.Выявление места и причины затруднения.

Исторически сложилось так, что современная Кубань стала домом для многих национальностей.

Сколько национальностей проживает в крае?( В крае проживает более 120 национальностей). Это русские, украинцы, белорусы, адыги, армяне, греки и многие другие. В каждой национальной семье обязательно есть дети, при рождении которым дают имя (открываю на доске рисунок с изображением детей и надписью имен всех национальностей) (рис. 2).


Слайд 4

DSC00304

Рисунок 2 – Имена детей разных национальностей


Слайд 5.

Онома – в переводе с греческого означает имя. А наука, изучающая имена людей, — антропонимика.

Откуда же пришли к нам имена?

Слайд 6 -7, 8 , 9, 10, 11. В истории выделяются три этапа возникновения имен:

а) дохристианский, когда использовались самобытные имена, называли людей по характерным признакам или внешним особенностям. Например: Светлая – беленькая, Чернава – черненькая, Пискун – пищал, Прыгун – очень подвижный.

-Ребята, как вы считаете, по каким чертам характера называли детей?

-(По чертам характера: Добр, Храб, Молчак, Умник, Несмеян).

Порядком рождения называли: Первой, Вторуня, Третьяк. Временами года: Весняна, Зимушка, явлениями природы: Метелица, Снежок.

б) христианский – в 988 г. Русь приняла христианство. Эта религия была заимствована из Византии. Поэтому на Русь попали многие византийские имена, которые произошли от древнегреческих, древнеримских и древнееврейских.

в) этап после Великой Октябрьской революции, 1917 г.

Имена в этот период были имятворческие, то есть придумывали и называли в связи с переменами и событиями, связанными в жизни.

По обычаям адыгов, мальчика называли именем дедушки или доблестного джигита, а девочку именем бабушки или счастливой красивой женщины.

IV. Построение проекта и выхода из затруднения.

Православные люди дают своим детям имена в честь какого то святого, по церковному календарю. Вот как это было: (стихотворение читает ученица)


Был в старину такой обычай

Несли младенца в церковь

Там в страницы святцев, пальцем тыча,

Поп имена давал по дням

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким

Но если в день Иеронима,

То хошь, не хошь – Иероним!


А теперь послушайте еще одно стихотворение нашего кубанского поэта В. Неподобы, называется «Мое имя».

В классе у нас есть девочка, которая носит очень древнее старое имя, причем персидское, в переводе означающее «сильная», «побежденная». Вот она и прочтет нам это стихотворение.


Я живу в большущем доме.

Есть в нем Кати, Вали, Томы,

Роза есть и Зульфия,

Есть и Даша – это я!

Мне подружка отвечает:

— Я не знаю, что оно, имя Даша означает,

Только старое оно!

Оторвавшись от мопеда,

Разъясняет старший брат:

— Дарья – дар, подарок это,

А подарку кто не рад?!

Слайд 12. Тайна вашего имени.

Ребята, у вас у всех такие прекрасные имена. Так назвали вас родители. Давайте еще раз познакомимся с вами и узнаем, что означают ваши имена. (дети по очереди встают и называют свои имена, а учитель – значение этого имени) Слайд 13.

Греческие: Старо-церковные:

Елена – сверкающая Маргарита – старинное имя

Анастасия – воскресение Ульяна – стар. Иулиания

Александр – защитник людей Мария – древнеперсидское

Василий – царский Дарья – сильная, побежденная

Павел – рим. малый Игорь – стар. древнерусс.

Евгения – благородная Анатолий – старое

Дмитрий – плодородие Деметры, Вадим – стар., древнерусс.

от греч. богини

Древнееврейские имена:

Михаил – равный Богу

Иван – дар Бога

Слайд 14. Имя – личное название, даваемое человеку при рождении.

Слайд 15. А вы знаете, что такое именины?

Именины – праздник имени, день памяти святого, имя которого вы носите. Святцы – список христианских святых и праздников в календарном порядке.

Слайд 16. А вы знаете, как называли детей в царских семьях? (Иван, Александр, Николай, Павел, Мария, Анна)

Слайд 17.В прошлом веке в купеческих семьях называли так своих детей: Тит, Гордей, Фома, Федул, Фрол, Дарья, Марья.

Слайд 18.В монашеских семьях: Варлам, Евлампий, Фотий.

Слайд 19.Как вы думаете, как называли детей в крестьянских семьях? (Гаврила, Арина, Матрена, Емельян, Фекла, Прасковья)

У нас на Кубани часто употребляют имена в народно-разговорной форме. Как вы считаете, с чем это связано? (это связано с тем, что много проживает казаков-переселенцев из Запорожья и Дона).

V. Реализация построения проекта.

Слайд 20.Работа в парах. (карточки).Прочитайте имена и попробуйте назвать их на русском языке. Например: Мыкола, Мыкыта, Мыхайло, Евдоха, Параска.

Слайд 21.Проверяем. А как сегодня мы употребляем эти имена в литературной форме? (Николай, Никита, Михаил, Евдокия, Прасковья)

VI. Первичное закрепление.

Слайд 22. Работа в группах.

На доске написана пословица: «Нэ имя красэ людыну, а людына имя». Прочитать и объяснить. (Не имя красит человека, а человек имя. Каждая группа вслух объясняет значение этой пословицы).

Слайд 23-24. Физминутка.


DSC00302

Рисунок 3 – Изображение памятника Е.Ф. Степановой, г. Тимашевск


Слайд 25 -26- 27 Ребята, чем знаменито на Кубани имя Епистимия? Это очень редкое, малоизвестное старое имя. (Так звали мать девяти погибших сыновей в годы Великой Отечественной войны в г. Тимашевске) (рис. 3, 4).

DSC00303

Рисунок 4 – Погибшие в годы ВОВ сыновья Е.Ф. Степановой


Слайд 28.Что означает дата «30 сентября»? (в этот день отмечают именины «Вера, Надежда, Любовь» — три созвучных древнерусских имени)

Вера – верить в доброе.

Надежда – на хорошую жизнь, счастливое будущее.

Любовь – не только к родным, близким, но и к своей родине.

VII. Включение в систему знаний и повторения.

а) Работа с учебником (самостоятельное чтение и анализ прочитанного). Взаимопроверка.

Слайд 29. б) Работа в парах. Игра «Найди пару». (На карточках даны имена: Лера, Саша, Сергей, Кирилл, Марина, Серёжа, Александр, Валерия, Лиля, Лилия)

Слайд 30. в) Индивидуальная работа с ромашками (написать на лепестках, как ласково произносят ваше имя родные, близкие и друзья). Выборочное чтение имен (рис. 5).

C:Documents and SettingsAdminРабочий столромашка.jpg


Рисунок 5 – Работа выполненная ученицей Ляшенко М.


VIII. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. Самооценка.

— Назовите 3 этапа возникновения имен?

— Понравился ли вам урок?

— Что нового и интересного вы узнали для себя?

Слайд 31 – 32. IХ.

Домашнее задание.

Подготовьте информацию: какие древнерусские, старинные имена есть в вашей родословной? Спросите у родителей, бабушек, дедушек. Выпишите в тетрадь.


Список литературы

Учебник «Кубановедение» 3 класс, автор – составитель Е.Н. Ерёменко, М.В. Мирук, Н. М. Зыгина, Г. В. Шевченко, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич; издательство « Перспективы образования» 2012 г.

Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению, 3 класс, автор – составитель Еременко Е.Н.- Краснодар: Вика-Принт, 2006.

«Что в имени твоём?», автор В.В. Лещинская, издательство: Владимир, 2007 год.

«Календарь имён и дат» , автор И.В. Мельников, издательство: Росмэн – Пресс. 2007 год.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Мир растений"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Природоведение: