Урок для 3 класса по теме: «ПРИРОДНАЯ ЗОНА – ТУНДРА»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Калининская средняя общеобразовательная школа»

Кунгурского района Пермского края













УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 КЛАСС

ТЕМА «ПРИРОДНАЯ ЗОНА – ТУНДРА»












подготовила

учитель начальных классов

Курочкина Татьяна Викторовна








с. Калинино

2014 г.

УРОК ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.

ТЕМА: ТУНДРА.

ЦЕЛЬ:

  1. Формирование у учащихся представление о новой природной зоне.

  2. Знакомство с географическим положением этой зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

  3. Развитие познавательного интереса учащихся.

  4. Обучение работе по карте природных зон.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта природных зон, картины с изображением объектов, раздаточный материал, учебник, кроссворды.

ХОД УРОКА.

  1. ОРГ. МОМЕНТ.

Я рада новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом рассказать.

На прошлом уроке мы начали с вами путешествие по природным зонам. Проверим д/з, как вы запомнили материал о первой природной зоне.

  1. ПРОВЕРКА Д/З.

Игра «Верю-неверю».

Если вы со мной согласны, то хлопаете в ладоши, если не верите мне, то топайте ногами. Ну, что ж, молодцы!

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

Новая природная зона сегодня приглашает нас

И опять в экспедицию отправляется наш класс,

А чтобы тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать.

Разгадали кроссворд, А теперь проверим, правильно ли разгадали и узнаем тему сегодняшнего занятия. Это «ТУНДРА» новая природная зона, по которой мы сегодня и будем путешествовать.

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Гости из тундры (танец).

Итак, цель экспедиции тундра. Давайте найдём эту природную зону на нашей карте. (Работа по карте у доски.) Что же мы можем сказать о тундре, глядя на карту? Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. На востоке тундра тянется узкой полоской вдоль побережья Берингова моря (картинка). Тундра в переводе с «финского» обозначает бесплодная, враждебная, болотистая, безлесая.

ИТАК, тундра находится на побережье северных морей, в холодном поясе, значит там холодно. Температура -50,-60, градусов. Лучи солнца косые, а это значит, что зима там суровая и снежная (КАРТИНКА ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ И ЛЕДЯНЫЕ ГОРЫ-НАЛЕДИ). Зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Летом тундра на короткое время преображается и расцветает.

Растительный покров в тундре беден, но богаче, чем в Арктике (иллюстрация) Растения стелются по земле, листья у них мелкие. В тундре встречаются одинокие растения. Вот посмотрите, стоит одинокая берёза (РИС). А вот ещё ковёр из цветов в тундре весной (РИС). Тундра расположена на равнине, где вечная мерзлота, суровая зима до -50 градусов, короткое лето (РИС). Но всё-таки в тундре есть растения. Познакомимся с некоторыми из них.

КАРЛИКОВАЯ БЕРЁЗКА (РИС), рассказ ученика.

Карликовая берёзка, высотой от 10- 100см, имеет тоненький, искривлённый стволик, прилегающий к земле. К верху поднимаются короткие веточки с мелкими листочками. Кроме берёзки ещё растут такие деревья, как карликовая ива и карликовая липа. А ещё ребята, оказывается, в тундре растут ягоды. Красно — кислые ягоды называются брусника (РИС). Ягоды голубого цвета называются голубика (РИС). А вот про следующую ягоду есть загадка: Голова на ножке, в голове горошки. Что это? (морошка) (РИС). Люди ягоды используют в пищу. Кроме этих ягод есть ещё и другие — черника и клюква. Эти растения приспособились к суровым условиям тундры.

Ветер, снег, мерзлота и лёд-

Не мечтайте о тепле,

Кто же там ещё живёт,

На холодной и мёрзлой земле?

В тундре, оказывается, есть и животные. Их гораздо больше, чем в Арктике. Они хорошо приспособились к суровым условиям. Имеют густой мех, оперение, которое предохраняет их от морозов. Также у них защитная окраска меха и толстый слой подкожного жира.

Ловкий маленький зверёк

Живёт на Севере суровом.

Шерсть его блестит, как шёлк,

Как цвет блестящего покрова.

И пусть охотятся за ним,

За драгоценной его шкуркой,

Он осторожен, не ленив,

Песец проворный, хитрый, юркий.

ПЕСЕЦ (КАРТИНКА), рассказ ученика.

Ценный пушной зверь. Его мягкий, пушистый, тёплый мех высоко ценится. Песцы бывают окрашены в белый, светло-серый и голубовато-серый цвета. А как вы думаете, чем они могут питаться? Песцы питаются рыбой выброшенной на берег, остатками пищи от белого медведя, а ещё они питаются леммингами, которые проживают тоже в тундре.

ЛЕММИНГ (РИС), рассказ ученика.

Это маленький грызун, не больше 15 см в длину, похож на мышь-полёвку, хомячка. У него длинный густой коричнево-жёлтый мех, а на мордочке жёлтые полоски. Питается ягелем, кореньями, листьями и серёжками берёзок. Строит гнездо из травы, проводит зиму под снегом, прокладывает там себе ходы.

Загадка: Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга.

Вы, догадались кто это? Верно это ОЛЕНЬ (РИС). ОЛЕНЬ-это домашнее животное Севера, но есть и стада диких оленей. Благодаря широким копытам олени не проваливаются в болото и снег. А густой длинный мех защищает от холода. Олени питаются ягелем — главным своим кормом. Им покрыты огромные пространства. Чтобы найти участки, где растёт ягель, им нужно пройти десятки и сотни километров.

ФИЗМИНУТКА.

У оленя дом большой.

Он глядит в своё окошко.

Мимо зайка пробегал,

В дверь к нему стучал.

Стук- стук дверь открой,

Там бежит охотник злой.

Зайка, зайка забегай,

Лапы мне давай.

А ещё есть в тундре и хищные животные. Угадайте, о каком из них идёт речь.

Кто зимой холодной,

Ходит злой, голодный?

Конечно же, это ВОЛК (РИС). Волки кочуют по всей Тундре. Они охотятся на больных, отставших от стада животных.

Над снежной равниной белые птицы

Могут подолгу в небе кружиться.

Над океаном парит альбатрос,

Он рыбку морскую в клюве понёс.

Белые совы летают везде-

Нужно заботиться им о еде.

От человека живут в стороне

Белые птицы в холодной стране.

О ком, ребята это стихотворение? О птицах. Значит ещё и птицы тоже являются жителями тундры.

Загадка: Днём спит, ночью летает,

Грызунов пугает. Это СОВА (КАРТИНКА).

БЕЛАЯ СОВА — птица хищная. У неё плотное оперение, которое защищает от сильных, ледяных ветров. На лапках и брюхе густые, длинные перья. Это позволяет ей подолгу сидеть на снегу. Белая сова охотится на куропаток. БЕЛАЯ КУРОПАТКА — растительноядная птица. Летом её оперение бурое, а к зиме белое. Ноги куропатки к зиме покрываются перьями до самых когтей. Это защищает их от холода и позволяет ей ходить по снегу. В сильный мороз птицы прячутся в сугробы, там же находят себе пищу: ягоды и траву.

Как вы думаете, ребята, а в тундре живёт кто-то кроме животных? Да, конечно же, там живут люди. Сегодня у нас с вами уже были гости из тундры. Из-за суровых природных условий плотность населения небольшая. Маленькие посёлки расположены на большом расстоянии друг от друга. А чем же люди в тундре могут заниматься? А основное занятие — это разведение оленей или по другому – ОЛЕНЕВОДСТВО, ещё люди занимаются ОХОТОЙ, а т.к. тундра находится у берегов морей, то люди занимаются ещё и РЫБОЛОВСТВОМ (КАРТИНКИ), разведением пушного зверя — ЗВЕРОВОДСТВОМ, а ещё ребята, что интересно, в тундре даже добывают ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (КАРТИНКА). Это нефть, уголь, природный газ.

Природа Тундры очень чувствительна к посторонним воздействиям. В результате деятельности человека уничтожаются пастбища, животные и растения. Также загрязняется почва. Для охраны животных и растений создаются заповедники. В Тундре это Кандалакшский, Таймырский, Ненецкий. В них находятся животные, занесённые в Красную книгу. ПТИЦА-КАЗАРКА, СОКОЛ-САПСАН, СТЕРХ — БЕЛЫЙ ЖУРАВЛЬ, РОЗОВАЯ ЧАЙКА (ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ).

Это только часть животного мира, записанного в Красную книгу. Очень много есть ещё и других.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГОМАТЕРИАЛА.

Ну, а теперь проверим ваши знания. Что вы запомнили? Описание животного (2 описания оленя дать, дети должны выбрать правильное). А сейчас на ваших столах лежат тетради, в которых вы должны наклеить тех животных, которые проживают в тундре. ЗВУЧИТ МУЗЫКА.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.





ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1.Красная Книга СССР и РСФСР.


2.Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 3 класса (ч.1). – Москва: Просвещение, 2007

3.Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс (ч.1) – Москва: Просвещение, 2007

4. Энциклопедия Животный мир.

5.Поурочные разработки по курсу Окружающий мир 3 класс. – Москва: Вако, 2007

6.Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. – Москва: Просвещение, 2005

7. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – Москва: Просвещение, 2005

8. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов. – Москва: Просвещение, 2005

9. Иллюстрации из географического атласа для начальной школы.


10. Карта природных зон.

Свежие документы:  Урок природоведения в 5 классе "Происхождение человека"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Природоведение: