Урок природоведения в 4 классе «Природные зоны России»


Урок природоведения в 4 классе

Тема: Природные зоны России

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, картинки животных, плакаты, схемы, карточки для самостоятельной работы, карта природных зон России, картины с изображением природных зон, гербарий.

Тип урока: Урок – обобщение

Вид урока: Урок путешествие



Ход урока





  1. Организационный момент. Подготовка к уроку.

  2. Сообщение темы урока.

Сегодня нам предстоит одно увлекательное путешествие. Это путешествие в природные зоны нашей страны. Во время путешествия мы с вами увидим и услышим много интересного природе, растительном животном мире нашей страны.

3. Обобщение знаний

1. Отправляемся в самую холодную природную зону. К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана наш путь. Членами нашей экспедиции являются зоологи и экологи.

Арктика – это зона островов лежащих около Северного полюса. Здесь долгая, холодная зима короткое холодное лето, поэтому и растительность скудная – мхи, да лишайники.

В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше 0. Зимой наступает полярная ночь. Темным темно и совсем холодно. Темноту освещают: луна, звезды и Северное сияние. (Показ видео фрагмента).

В тетради дети заполняют схему:






Географическое положение

Арктика занимает самый север нашей страны – Острова Северного Ледовитого океана. В зоне арктических пустынь лежат острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и Остров Врангеля.

Освещение

Полярный день, полярная ночь, северное сияние.

Растительный и животный мир.

Лишайники, мхи, рыба, белые медведи, чайки, моржи.



Это очень холодная зона. Но это не значит, что на ней нет животных и растений.

Слово нашим зоологам.

Арктика — царство белого медведя. Отсутствие суши его не смущает, основное местообитание — льдины Северного Ледовитого океана. Белый медведь питается рыбой, охотится на нерпу, тюленей, детёнышей моржей.

Обитают в Арктике и многочисленные ластоногие — тюлени, нерпы, моржи, морские слоны. Перемещаться в воде с огромной скоростью им помогает вытянутая обтекаемая форма тела.

На прибрежных скалах находят приют и гнездятся летом многочисленные птицы, устраивающие на скалах «птичьи базары» — гуси, чайки, гаги, крачки, кулики. В трещинах скал, где скапливается небольшое количество грунта, на оттаявших участках ледниковых отложений — морен, вблизи снежников селятся мхи, лишайники, некоторые виды водорослей и даже злаки и цветковые растения. Среди них мятлик, пушица, полярный мак, осока, карликовые ивы, березки. За холодное полярное лето они успевают зацвести и даже дать плоды.

Самостоятельная работа

Основная пища животных и птиц …. На скалистых берегах собираются ….

Птиц с необычными клювами называют ….

Слово экологам. К сожалению, из–за освоения Арктики человеком здесь возникли сложные экологические проблемы: загрязнение северных морей; уничтожение промысловых видов рыб; охота на белых медведей и тюленей. Сейчас охота на редких животных Арктики запрещена. Под охрану взяты некоторые птичьи базары. Ограничена рыбная ловля. Созданы заповедники, например заповедник «ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ»

Отправляемся в следующую природную зону.

2. Тундра (Звучит песня «Увезу тебя я в тундру»)

Цель нашего путешествия — тундра. Что означает Тундра в переводе с финского? Карта «Природные зоны России» (Видеофрагмент сопровождает рассказ учителя.)

Суров климат тундры – зима продолжается дольше, чем учебный год в школе. Круглый год дуют свирепые ветры, а зимой свирепствует пурга. Даже летом земля практически не оттаивает (лишь на 10 – 25 см), а ниже сохраняется вечная мерзлота.

— Какое дерево является символом России?

Сможет ли большая и красивая берёзка устоять в тундре?

Какие берёзки в тундре и какая у них наземная часть? (Стелется у поверхности, прячась от ветра и холода во мхах и лишайниках.) Гербарий— Какие животные могут здесь жить?

Что нам могут сказать наши зоологи?

— Постоянно живут в тундре белая куропатка, белая сова, кречет, северный олень, волки, летом прилетают гуси и журавли.

— Что могут сказать об экологических проблемах наши экологи?

— Основное занятие населения тундры – оленеводство. Ёще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы:

— нарушение почвы от гусениц тракторов, вездеходов – гибнут растения.

— местность загрязняется нефтью во время её добычи.

— незаконная охота – браконьерство.

— оленьи пастбища вытаптывают, потому что оленей не всегда перегоняют на другие места.

— Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушение экологических связей в тундре?

3.Зона лесов. Леса России. Карта «Природные зоны России

Стихотворение

— Здравствуй, лес, дремучий лес, полон сказок и чудес!

Ты о чем шуршишь листвою ночью тёмной грозовою?

Что там шепчешь на заре, весь в росе как в серебре?

Что за зверь? Какая птица? Всё открой не утаи: Ты же видишь – мы свои.

— В какую природную зону мы отправляемся дальше?

-Лесная зона южнее тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно – Европейской и Западно-Сибирской равнинах. Эта природная зона самая большая. В этой природной зоне три части. Какие? (Показ видео фрагмента)

— Тайга – хвойный лес, он занимает большую часть зоны. Какие деревья здесь растут?

-Смешанный лес – в нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

— Широколиственный лес — сменяет дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые растения, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Загадки о животных лесной зоны.

Блицтурнир:

1.Какой лес мы называем тайгой?

2.Плодами, какого дерева являются желуди?

3.Это животное умеет не только прыгать, но и летать?

4. Какое особое отличие у лиственницы?

Самостоятельная работа.

Тайга. Смешанный лес. Широколиственный лес.

(подписать деревья, в которые произрастают в этих лесах)

Экологи.

— По вине человека возникают экологические проблемы. Если раньше лес вырубали по мере надобности, то сейчас вырубают все что можно. Неумеренная охота привела к полному или почти полному исчезновению некоторых видов животных.

4. Пустыня.

Продолжаем путешествие по природным зонам России. Карта «Природные зоны России

Солнечный жаркий желтый поток,

Льется в пустыне на желтый песок,

В воздухе желтом и плотном как лед,

Желтая птица неслышно плывет.

— Пустыня – это желтое и голубое. Желтое — пески под ногами. Голубое — это небо.

— Каким цветом обозначена пустыня на карте?

В Росси пустыня занимает небольшую площадь – по берегам Красного моря. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркмении, Узбекистане. В пустыне очень жарко. (Показ видео фрагмента)

— Какие растения могут расти в пустыне?

— Что могут сказать зоологи об обитателях пустыни?

Большинство животных в пустыне не крупные, потому что им негде спрятаться от хищников.

Верблюд – у него много приспособлений, чтобы жить в пустыне. Длинные густые ресницы защищают глаза от песка. Оба пальца на каждой ноге соединены мозолистой подушкой. Благодаря ей он не проваливается в песок.

Заслушаем экологов.

Люди построили каналы, чтобы орошать землю. Это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, ч то в почвах стало много соли. Проблемой является и браконьерство.

— Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы и как всегда, виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача – исправить свои ошибки.

4. Итог урока.

Вот и закончилось наше путешествие. Сегодня мы побывали в четырех природных зонах. О степной зоне вы подготовите сообщение дома.

Берегите природу!



Свежие документы:  Сценарий праздника для 4 класса «Мамочка моя»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Природоведение: