Город воинской славы


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЖЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ»











Тема урока: «Город воинской славы»

(70-ой годовщине снятия блокады Ленинграда посвящается)



Волкова Татьяна Ивановна,

педагог-организатор ОБЖ,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия» г. Абакана, республики Хакасия

























Абакан, 2014



«Обучение само по себе, вне воспитания,

есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая.

Поэтому обучение должно служить… духовному,

нравственному развитию чувств и воли человека».

К.Д. Ушинский



Каждый раз, приступая к разработке урока по этой теме, вспоминаю о том, какое большое значение придавалось её изучению в те годы, когда сама была ученицей 10 класса. А в современных учебниках 11 класса блокаде Ленинграда посвящены не более двух абзацев, на изучение же всей Великой Отечественной войны отводится 4 учебных часа. Но, каждый год в нарушение рабочего плана, иду к современным детям с одним желанием: открыть непрочитанную ими героическую страницу Великого города. И каждый раз вижу, какой всплеск эмоций, неподдельной гордости вызывает урок на данную тему! И каждый раз «ломаю» голову: как за короткие 45 минут школьного урока «прожить» долгие 900 дней блокады вместе с его героическими защитниками?

Какие средства и методы использовать, чтобы показать моим ученикам, что в любой войне главное место занимает Человек. Хотя твёрдо знаю, что урок это не перечисление методов, приемов, форм. Урок, как образ, как действо, как настроение, эта та живительная сила, которая питает общение, согревает сердце учителя надеждой на то, что посеянные зерна попадут на добрую почву, и знание, которое он несёт детям, становится живым источником радости творчества, а не сухим и скучным багажом.

Тем более, в год нынешний, памятный – 70-летие снятия блокады Ленинграда».

Только «живые» свидетели событий: фотодокументы, мемуары, видеоматериалы, документальные источники – с одной стороны, а с другой – фрагменты героической Седьмой симфонии Шостаковича, песня А. Розенбаума, стихи ленинградских поэтов смогут задеть самые тонкие струны душ молодых людей, слава Богу, не знающих лихолетья войны.

Твёрдо убеждена: искусство может стать эмоциональной доминантой урока, его нервом, способом разбудить дремлющие чувства, заставить тревожно биться сердце. Искусство призвано своей природой помочь зародить в сознании ученика «зернышко мысли», чтобы возвысить ум, воспитать его сердце. Эстетические переживания какого-либо временного отрезка на уроке делают знания живыми, личностно значимыми, глубокими, побуждающими к дальнейшему совершенствованию и личности ученика, и личности учителя.

Тщательно готовлю оформление доски: историческая карта, фотографии ленинградской школьницы Тани Савичевой, абаканца – поэта Георгия Суворова, погибшего под стенами Ленинграда. В центре доски помещаю коллаж с изображением ромашкового поля, березовой рощи, православного храма, поля колосящейся пшеницы и фигур девушки и молодого человека. Пока он закрыт.

С приближением урока меня охватывает всё большее волнение…

«Дорогие мои ученики, сегодня у нас не простой урок. Предстоит серьезный разговор, который поставит перед вами проблемы нравственного порядка. Возможно, возникнут иные мерки понятий доброты, подвига, жестокости, любви. Перенесемся на 67 лет назад. Враг стремительно рвался вглубь нашей страны. Посмотрим эти фрагменты и постараемся почувствовать то время. Включается документальный видеоряд (1,5 мин.) о буднях блокадного Ленинграда на фоне аудиоряда, состоящего из коротких фрагментов, переходящих друг в друга: «Вставай, страна, огромная!», топот сапог с возгласами «Зиг, Хайль!», немецкой речью – отрывком из письма немецкого офицера, переводимой диктором:

«Дорогой, отец! Не могу в эти минуты не вспомнить тебя. Только что вернулся из штаба дивизии, куда возил приказ о последнем наступлении на Москву. Через два часа это наступление начнется. Я видел тяжелые орудия , которые будут обстреливать Кремль. Я видел наших солдат, которые первыми пройдут по Красной площади у могилы их Ленина. Ты знаешь, я не восторженный юноша, но это- конец. Москва наша. Россия наша. Европа наша. Завтра напишу тебе из Москвы. Твой Бруно». Аудиоряд завершается отрывком из 7-ой «Ленинградской» симфонии Д.Шостоковича. В классе наступает напряжённая тишина.

Обращаю внимание ребят на эпиграф урока:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть,

Она как воздух нам нужна

В.Воронов


Да, в ноябре 1941 г. враг стоял под стенами Москвы. Но исход Московской битвы, да и возможно всей войны, во многом решался под стенами Ленинграда. Эпиграф нашего урока призывает не забывать великого подвига защитников Ленинграда:

Какие же цели стоят перед нами?

Определить значение битвы за Ленинград в ходе всей войны и найти основные источники победы за родной город. Блокада Ленинграда всегда вызывала множество споров.

Готовя урок, планирую не только результаты изучения материала, но и варианты возможных личностно значимых проблем для школьников.

Почему возможных? Потому, что все дети и подростки разные, поэтому из одного содержания они могут сделать разные выводы. И уж дело учителя, так подать содержание, чтобы эти выводы были правильными, создавали питательную среду для развития деятельной и гуманистически развитой личности.

Поэтому и предлагаю для рассмотрения на уроке две противоположные точки зрения:

«Человечество спасено самой мукой и стойкостью Ленинграда».

Г.К.Жуков

«Город надо было сдать: ни военный, ни прочий выигрыш не оправдывает муки людей».

В. Астафьев

(Высказывания проецируются мультмедийным проектором на доску и на доске).

Пусть к концу нашего занятия каждый определиться в правоте той или иной точки зрения, а возможно и выскажет своё личное мнение. Чтобы решить эту проблему и цели, будем анализировать документы и заполнять опорные конспекты, находящиеся на рабочих столах. (Методика опорного конспекта поможет чётко структурировать учебный материал, выделить самое главное).











ТЕМА:

ЦЕЛИ ГЕРМАНИИ: _______________________________________




ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕНТА:


1941 1942 1943 1944

















В кольце блокады_____________ чел.

Из них детей _________________чел.


Блокада – изоляция города, прекратившая его связи с внешним миром

Как изменилась жизнь блокадного города?

1.______________________________________________________

2.______________________________________________________

3.___________________________________________________



Источники


победы

Факты














В начале урока выясняем цели, стоящие перед группой армий «Центр» согласно плану «Барбаросса».

После двух-трехминутного изучения предложенных документов, ребята уверенно отвечают:

— «Наступление из Восточной Пруссии в направлении Даугавпилс, Псков, Ленинград с целью уничтожить советские войска в Прибалтике, захватить порты на балтийском море, Через три недели быть в Петербурге, т.е. к 18 июля 1941г.

Свежие документы:  Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 4 класс

— Кейтель : «Ленинград необходимо быстро отрезать и взять измором».

— 16 сентября 1941 г. Гитлер писал: «Ядовитое гнездо Петербург, из которого так долго бьет ключом яд, должен исчезнуть с лица земли. Период 250-летнего азиатства в Европе должен быть закончен»

— Гитлер считал, что уничтожение Ленинграда будет означать народное бедствие и с падением Ленинграда может наступить полная катастрофа.

На вопрос: «Какая судьба была уготована городу Гитлером и его соратниками?», слышу следующие ответы:

— Из директивы 1-а от 16.01.41г. немецкого военно- морского штаба: «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела и беспрерывной бомбежки сравнять его с землей»

— Ф.Гальдер — начальник генерального штаба сухопутных сил вермахта заявлял о твердом решении сравнять город с землей.

После обсуждения, кратко оформляются цели Германии и записываются учителем на мультимедийной доске, а учениками — в опорном конспекте:

-блокировать и уничтожить город путем бомбежек;

-население уничтожить голодом.

Следующее задание — заполнить хронологическую линию, выбрав из предложенного ряда основные даты. Затем один из учащихся записывает даты на линию времени, высветившуюся на доске:

  • 10 июля 1941г.- начало наступления;

  • 8-10 августа 1941г.- 2-ой этап наступления

  • 8 сентября 1941 г.- начало блокады

  • 18.01.1941г.- прорыв блокады

  • 27.01.1941г.- снятие блокады


Война стала страшным испытанием для ленинградцев, Город оказался отрезанным от Большой Земли. Как изменилась жизнь ленинградцев с началом блокады? (По ходу работы с документами, в опорную схему вносятся записи).

Ответы ребят звучат всё увереннее:

— Ещё до начала блокады началась эвакуация, которая продолжалась до 27 августа. Но многие не хотели покидать город. На Большую Землю были вывезены сокровища Эрмитажа. Когда враг не смог взять город сходу, начались массовые бомбардировки, продолжавшиеся по 18 часов вплоть до середины октября.

— Писательница Вера Инбер пишет, что в день доходило до 15 бомбардировок, вернее это была одна сплошная тревога. А каждый квадратный километр приходилось 480 снарядов и 16 авиабомб. На артиллерийских картах каждый объект имел свой порядковый номер: № 9 – Эрмитаж, № 708 – Институт охраны материнства и младенчества. № 192 – Дворец пионеров

Как тут не вспомнить слова Юрия Воронова, пережившего блокаду:

За лязгом и скрежетом

Взрывы и свист.

Всё небо распорото боем

И жёлтые звёзды

Срываются вниз:

Им выдержать трудно такое!

Об этом свидетельствуют и строки документов, которые читают мои одиннадцатиклассники: «Война внесла в жизнь ленинградцев такие коррективы: машины и трамваи вмерзли в лёд и стояли как изваяние на улицах. Город стал пешим. Воду достать стало проблемой. В квартирах появились буржуйки – чугунные печки. Достать дров становилось проблемой».

Этого убийцу – невидимку вначале не считали самым опасным. Боялись бомб, со дня на день ожидали новый штурм города. Что пришлось испытать ленинградцам?

Вижу, как данные документов удивляют почти всех:

С началом войны ввели карточную систему. С каждым разом пайки уменьшались: июль-сентябрь- 800, сентябрь-ноябрь -250-125 гр., в конце декабря были дни, в магазины хлеба не поступало.

— Перечень блокадной еды: крапива, лебеда, хвоя, клей, олифа, глицерин. Ели кожаные ремни, вымоченные и вываренные в кипятке. Когда сгорели продовольственные Бадаевские склады, то ели землю, пропитанную маслом

и сахаром.

-Иные ловчили, опускались до звериного состояния. Но порядочные всё-таки выживали чаще. Злом спастись людям ещё никогда не удавалось, добром – да. Были разные случаи. Например, в машину с продовольствием попал снаряд. Шофера убило. Темно. Народ собрался — хватай и убегай! Но ведь не сделали этого!

Обращаю внимание ребят на фотографию и листы записной книжки 11- летней ленинградской школьницы Таня Савичева, которая стала символом блокадного города. В маленькой записной книжке детским почерком записана леденящая душу летопись блокады: «Женя умерла 28 декабря 1941г. в 12ч. 30 утра. Бабушка умерла 25 1942 г. в 3ч. Дня. Лека умер 17 марта в 5 ч. утра.» И под буквами «С», «У», «О»: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

В каждом слове — ёмкость телеграммы…

К кому была обращена эта «телеграмма»? – спрашиваю современных школьников. И слышу такой ответ: «Нам. Будущим поколениям, чтобы помнили и знали, что такое война».

В этот момент на глазах девчонок появляются слёзы…Значит, не остались равнодушными! Предлагаю помолчать и вспомнить тех, кто принял на себя страшные мучения во имя нас сегодняшних. (На учительском столе горит свеча).

Захватчики готовились к падению города с немецкой аккуратностью.

Был назначен срок торжественного парада, напечатаны пригласительные билеты в ресторан «Астория» на банкет по случаю взятия города, рассчитали количество снарядов, чтобы снести с лица земли город. Они знали, сколько продовольствия осталось в городе, рассчитав, что за первую блокадную зиму, погибнут все! Известный немецкий пищевик Цигльмайер изумлялся после войны: «Как Вы могли выжить?» В чём же заключаются источники победы ленинградцев? Чего не учёл противник? Начинается работа со схемой.


Источники

победы


Факты







?


Скрытый

коллаж








Я душу вынес из огня

Через кольцо блокад

Ты песней жизни для меня

Остался, Ленинград! ( М.Дудин )


Для меня на этом этапе урока главным является то, чтобы ребята выделили основные источники победы и проиллюстрировали их фактами из документов. И они с этим успешно справились.

Важным источником победы, по-мнению отвечающих, является героическое упорство защитников Ленинграда – войск Ленинградского фронта и Балтийского флота. Была создана прочная оборона. Велика была и вера в победу.

Факты, доказывающие это найдены в документах: ленинградцами было простроено 1000 км укрытий, траншей, 625 км противотанковых рвов, 22 тыс. огневых точек в городе.

Обращаюсь к классу: «Ребята, посмотрите на карту. Как далеко расположен наш город Абакан от Ленинграда, их отделяют тысячи километров. Несмотря на это, абаканцы внесли свой вклад в дело победы под Ленинградом. Посмотрите на эту фотографию. Это наш земляк, выпускник Абаканского педагогического училища, поэт- Георгий Суворов. Его именем названа одна из улиц нашего города. Он достойно выполнил свой долг, отдав жизнь во имя спасения Родины, оставив нам такие строчки:

В воспоминаньях мы

тужить не будем,

Зачем туманить грустью

ясность дней,-

Свой добрый век мы прожили

как люди-

И для людей.»


Работая с документами, ученики называют второй источник победы — Создание народного ополчения – комиссии по отбору ополченцев работали по 18-20 часов в сутки. Уходили на фронт семьями. С 23 июня по 1 октября 1941 года на фронт из Ленинграда ушло 431 тысяча человек.

Вспоминаем из героического прошлого нашей страны, что создание народных ополчений является исторической традицией нашего народа, начиная от Александра Невского, Дмитрия Донского. Огромную роль сыграло народное ополчение и в годы Отечественной войны 1812 года.

Третьим источником называется – Героический труд – за 6 военных месяцев 1941 года Ленинград сдал Красной армии и Флоту 713 танков, 480 бронемашин, 2408 полковых и 648 противотанковых пушек, 10 000 миномётов. Ленинградцы шили телогрейки, гимнастёрки, шинели, ушанки, организовывали сбор теплых вещей. Приводятся отрывки из воспоминаний ленинградцев: «Мы спасались благодаря коллективу. Заставляли друг друга двигаться, работать, в этом было спасение.», «На улице мороз 30 градусов. Руки, ноги отмерзают, машины и те замёрзли, а мы вертим руками».

Старшеклассники называют и такой источник победы — «Дорога жизни», которая действовала с 21 ноября1941 г. по 4 апреля 1942 г. Двадцать тысяч солдат обслуживали эту дорогу. Они делали, что могли, да ещё и то, что невозможно в обыденной жизни. Они были героями каждый по-своему.

Немецкая авиация расстреливала с бреющего полёта автомашины, санитарные палатки и обогревающие пункты, расположенные вдоль трассы. За блокадную зиму 1941-1942 гг. по «Дороге жизни» было вывезено 961 тыс. человек. Поэтесса-блокадница Ольга Бергольц написала так:

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги!

Для многих ленинградцев эта дрога стала дорогой смерти. Сколько людей погибло в пути! Задний борт открывался, по бокам — полыньи, в них плавали доски. Ведь «дорога жизни» просуществовала до самого апреля.

Беру гитару, пою и чувствую духовную общность с классом: мы проникнуты одними чувствами и одним эмоциональным состоянием.

В пальцы себе дышу, не обморозить бы.

Снова к тебе спешу Ладожским озером.

Долго до утра, в тьму зенитки бьют

И в прожекторах «Юнкерсы» ревут.

Пропастью до дна раскололся лёд,

Мёртвая вода и мотор ревёт: «Вправо!».

« Ну, не подведи, ты теперь один правый.»

Фары сквозь снег горят, светят в открытый рот

Ссохшийся Ленинград корочки хлебной ждёт.

Где теперь простор шумных площадей?

Здесь теперь не то — съели сизарей.

Здесь теперь не смех, не столичный сброд,

По стене на снег падает народ. Голод…

И то там, то тут в саночках везут голых.

Не повернуть руля, что-то мне муторно,

Близко уже земля: « Ну что ж ты, полуторка!»

Ты закрой глаза, браток. Из кабины кровь,

Да на колесо — ала. Их еще несёт.

Ну а сердце всё. Встало.


Пятый источник, который по-мнению ребят был одним из самых главных — Сила Духа. Он был проиллюстрировали такими примерами: в блокадном городе проходили художественные выставки, артисты театра Музыкальной комедии совершали свой подвиг, ставя спектакли под сопровождение бомбёжек. Работали кинотеатры, причем за билетами выстраивались огромные очереди. Находились люди, которые даже меняли хлеб на билеты в театр. Зачитываются воспоминания писателя Тихонова о 80- летнем юбилее Низами, проходившем в холодных залах Эрмитажа: «Низами жил в век ужаса и крови, как и мы. Но он никогда не сомневался в силе своего народа. Низами знал, что не жестокий палач, а добрый человек движет миром. В день юбилея этого великого поэта я понял, что мы во власти любви, для которой не жаль и самой жизни». Ребята зачитывали отрывки из документов о футбольном матче 6 июля 1942 года, о детских новогодних утренниках, о ленинградском зоопарке.

Наступило время обратиться к коллажу, который пока был закрыт и в нём срыт очень важный источник победы нашего народа не только под Ленинградом, но и во всей Великой отечественной войне.

Где лицо России, мой ученик?

Оно в золотых колосьях её нив, в печальной глубине её лесов. Оно в кроткой мудрости души народной. Оно в звуках Глинки и Римского – Корсакова, в поэмах Пушкина, в эпопеях Толстого. В сияющей новгородской иконе, в синих глазах углических церквей. Оно в природной языческой мудрости славянской песни, сказки, обряда. В труде и поте великоросса, поднимавшего лесную целину и вынесшего на своих плечах тягло государево. В одиноком трудовом послушании и в умной молитве отшельника-пахаря, пролагавшего в грустной чаще пути для христианской цивилизации. В дикой воле казачества, раздвинувшего межи для крестьянской сохи аж до Тихого океана! Оно в бесчисленных мучениях, павших за свободу!

Коллаж открывается, и ребята называют такие источники победы: любовь к Родине, любовь к жизни, патриотизм. Все приходят к выводу, что всё равно побеждает Жизнь на земле.

Последний вопрос плана «Значение и последствия победы под Ленинградом для Германии и СССР» выполнятся в виде таблицы.


Для Германии

Для СССР

Взятие Ленинграда и соединение войск вермахта с финскими войсками привело бы к:

— укреплению гитлеровской коалиции;

— вступлению колеблющихся стран (Скандинавские страны) в войну с СССР;

— высвобождению действующих войск Германии для осуществления операции Тайфун», что стало бы угрозой взятия Москвы;

— господству Германии на Балтике;

— возрастанию морального духа немецкой армии, что позволило бы убедить союзников и народ Германии в реальности планов Гитлера в отношения СССР


Потеря Ленинграда привела бы к:

— соединению немецких и финских войск, что потребовало бы создание нового фронта для обороны Москвы с севера, а значит израсходовать при этом все стратегические резервы, которые готовились Ставкой для обороны Москвы;

Ленинград давал стране 1/10 всей промышленной продукции: индустриальной и культурной. Это был административный центр, а вместе с Кронштадтом — военный порт в Балтийском море»


Вывод: Значение этой победы можно оценить словами, прозвучавшими в 1945г. на лондонском радио: «Защитники Ленинграда вписали самую значительную страницу в историю мировой войны, ибо они больше, чем кто бы то ни было, помогли грядущей победе над Германией».

Возвращаю детей к проблеме, поставленной в начале урока.

Учащиеся подходят к доске и наклеивают под высказывания Жукова и Астафьева квадратики, поддерживая ту или иную точку зрения. Класс разделился на две группы. Для одних ближе оказалась точка зрения Г.К. Жукова, для других – В.Астафьева. Что ж, у каждого из них есть право на свою точку зрения. (Если время на уроке ограничено для высказывания мнений, почему именно этой точки зрения придерживается каждый из учащихся, то можно задать домашнее задание: написать рассуждение, эссе по данным высказываниям или обосновать свою собственную точку зрения.)

Рефлексию провожу приёмом «Конверт недосказанных фраз»: каждый желающий берёт из конверта недосказанные фразы, которые продолжает:

  • Этот урок открыл для меня…

  • Я узнал(а) сегодня на уроке..

  • Я хочу, чтобы…

  • Подвиг ленинградцев…

  • Мы – молодое поколение…

  • Атмосфера на уроке…

  • Значение битвы за Ленинград…

  • Главными источниками победы…

  • Считаю, что война….

  • Патриот- это…

Через минуту зазвенит звонок, но я ещё успею сказать своим ученикам:

«Урок подошёл к завершению, за столь короткий промежуток времени мы с Вами мысленно прожили с ленинградцами четыре долгих блокадных года. Мы смогли приоткрыть только малую часть героического подвига города — героя Ленинграда. Но я уверена, что мы выйдем с этого урока чуточку другими. Я верю в то, что Вы, мои дорогие дети, оставите в своём сердце наши размышления. На обратной стороне Ваших опорных конспектов я оставила на память об этом уроке стихи Марианны Озолиня.

Торопитесь свечу засветить

И хоть каплю добра сотворить.

Свой подарок спешите вручить,

Торопитесь свечу засветить.

Торопитесь на миг опоздать,

SOS— сигнал катастрофы принять.

Из нужды и беды выручать,

Торопитесь на миг опоздать.

Торопитесь сегодня допеть

Свою песню, а то не успеть

Можно завтра. И чтоб не жалеть,

Торопитесь сегодня допеть!»

Урок окончен…

После таких волнующих встреч остро ощущаю, что, я как учитель, несу особую ответственность за наше будущее, за будущее России. Стремлюсь к тому, чтобы каждый мой питомец в своём внутреннем развитии нашёл тот родничок, который, вливаясь в великую реку патриотической гордости, открыл ему истину, возвышающую личность: «настоящим человеком можно стать только тогда, когда в его жизни есть святыня, а эта святыня – Отечество».

И от доброты моих устремлений, от щедрости моего учительского сердца зависит, оживут ли в добрых руках моих учеников зернышки истины, отзовется ли в их душах мое учительское слово, заденет ли их чувства, поставленная мною задача, превратятся ли сухие на первый взгляд страницы учебника в увлекательную дорогу, дорогу Жизни? Постигая ценностные основы, вновь и вновь обращаюсь к слову великого и удивительного Пифагора: «Мысли, великоватые для иероглифов, пишутся между строк, но вместить их могут только просторные головы». Возможно, в этих словах кроется разгадка интеллектуальной красоты творческого поиска, ибо «педагогическая красота» – есть подтекст моих уроков. В ней мое отношение к детям, в ней моя духовность, а искра моего интереса переходит в умы и сердца моих учеников, раскрывая историю, да и саму жизнь, как удивительную «симфонию человечества», открывающую путь в будущее: от искусства мыслить – к искусству жить!









Список литературы

  1. Ачкасов В.И., Павлович Н.Б. Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1973.404 с.

  2. Барбашин И.И., Харитонов А.Д. Боевые действия Советской Армии под Тихвином в 1941 году. М.: Воениздат, 1958. 80 с.

  3. Беляев С, Кузнецов П. Народное ополчение в обороне Ленинграда. Л.:Лениздат, 1959. 132 с.

  4. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. М.: Полигон, 2004. 767 с.

  5. Борщев С.Н. От Невы до Эльбы. Лениздат, 1970. 384 с.

  6. Василевский А.М. Дело всей жизни. Минск: Беларусь, 1984. 542 с.

  7. Верт А. Россия в войне 1941–1945. М.: ЭКСМО — Алгоритм, 2003. 736 с.

  8. Гальдер Ф. Военный дневник. Т. 3. В 2 книгах. М: Воениздат, 1971.

  9. Дважды Краснознаменный Балтийский флот. М.: Воениздат, 1990. 342 с.

  10. Дегтярев Т.Е. Таран и щит. М.: Воениздат, 1966.

  11. Дзенискевич АР. и др. Непокоренный Ленинград. Л.: Наука, 1970. 415 с.

  12. Иванова И.А. Усть-Тосно — Синявинская операция 1942 года. Рукопись.

  13. Заслон на реке Тосне. Сборник воспоминаний защитников Усть-Тосненского рубежа в 1941–1944 гг. (Составитель И.А. Иванова). Санкт-Петербург: Политехника, 2003. 336 с.

  14. Иноземцев И.Г. Под крылом — Ленинград. Боевой путь ВВС Ленинградского военного округа, Ленинградского фронта и 13-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. М: Воениздат, 1978. 272 с.

  15. История Второй мировой войны 1939–1945. В 12 томах. М.: Воениздат, 1975.

  16. История ордена Ленина Ленинградского военного округа. М.: Воениздат, 1974.612 с.

  17. Калуцкий Н.В. Огонь — на себя! М.: Воениздат, 1981. 206 с.

  18. Карель П. Гитлер идет на восток 1941–1943. М.: Изографус — ЭКС-МО, 2003. 557 с.

  19. Карпов В. Маршал Жуков. Его соратники и противники в дни войны и мира (Литературная мозаика). М.: Воениздат, 1992. 462 с.

  20. Катышкин И.С. Служили мы в штабе армейском. М.: Воениздат, 1979. 208 с.

  21. Коньков В.Ф. Время далекое и близкое. М.: Воениздат, 1985. 208 с.

  22. Коровников И. Т., Лебедев П.С., Поляков Я.Г. На трех фронтах. Боевой путь 59-й армии. М.: Воениздат, 1974. 327 с.

  23. Кошевой П.К. В годы военные. М.: Воениздат, 1978.283 с.

  24. Крылов В.А. Обыкновенные гвардейцы. М.: Воениздат, 1971. 262 с.

  25. Лебедев Ю.М. По обе стороны блокадного кольца. Санкт-Петербург: Нева, 2005. 303 с.

  26. Ленинградская битва 1941–1944. Сборник статей (Составители Г.И. Вавилина, Т.И. Коптелова, В.И. Позднякова). Санкт-Петербург: АО «Иван Федоров», 1995. 204 с.

  27. Ломагин НА. Неизвестная блокада. В 2 томах. Санкт-Петербург-Москва: Нева-ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

  28. Лукницкий П.Н. Ленинград действует… М.: Советский писатель, 1964. 1441 с.

  29. Манштейн Э. Утерянные победы. Смоленск: Русич, 1999. 670 с.

  30. Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. М: Воениздат, 1961. 200 с.

  31. Хренов А.Ф. Мосты к победе. М.: Воениздат, 1982. 349 с.

Свежие документы:  Классный час по правилам пожарной безопасности «Инструктаж по пожарной безопасности»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: