Конспект урока для 1 класса «Страна светофоров»


Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №16

Орджоникидзевского района Кемеровской области











Конспект урока для 1 класса «Страна светофоров»


















подготовила воспитатель

Викулина Оксана Анатольевна










г. Новокузнецк

2011

Конспект познавательного занятия в старшей группе

Задачи :

  1. Закрепить знания детей об основных элементах улицы( дорога, проезжая часть, тротуар, бордюр, разделительная полоса, пешеходный переход ) и их назначении.

  2. Закрепить знания о светофоре( двухсигнальном и трёхсигнальном), понимать значение сигналов светофора.

  3. Воспитывать внимательность и осторожность на дороге.

Материал: диск «Шум улицы», плакат «Улица», «светофоры» по количеству детей, фишки, разносы с полосками по количеству детей, дорожные знаки.

Ход занятия

1.Воспитатель: Ребята хочу пригласить вас в страну светофоров и рассказать вам об улицах большого города.

А чтобы попасть в страну светофоров нужно отгадать загадку.

«В два ряда дома стоят –

Десять, двадцать, сто подряд

Квадратными глазами

Друг на друга глядят»

Дети : Улица

Воспитатель: Правильно это улица.

2.Воспитатель: Итак, ребята перед вами улица большого города светофоров. Что можно увидеть на улице города? (ответы детей)

Посреди улицы проходит – дорога .По обе стороны дороги находятся специальные дорожки для пешеход – тротуары.

Кто ходит по тротуарам? (ответы детей)

Что разделяет дорогу и тротуар? – бордюр.

Для чего нужна вот эта белая линия? (ответы детей)

А теперь внимательно посмотрите на улицу, чего еще не хватает на ней? (пешеходов и транспорта)

И вот по тротуарам пошли люди –пешеходы.

А по дороге поехал транспорт – легковые и грузовые машины , автобусы.

Включить фонограмму «Шум улицы» улица очень оживленная, здесь шумно, многолюдно, по дороге ездят машины, слышен визг тормозов.

Как же перейти с одной стороны улицы на другую, кто нам поможет? – светофор.

Если мы свами пешеходы, для нас какой светофор – двухсигнальный, а если мы водители – трехсигнальный.

Динамическая пауза «Светофор» для машин (по кругу на ковре лежат нагрудные знаки, дети одевают их) Вспомнить сигналы и что они означают.

Красный — дети стоят.

Желтый – хлопают в ладоши.

Зеленый – шагают на месте.

Игра «Светофор» за столами (перед детьми лежат карточки светофоры и три кружка обозначающие сигналы светофора)

Воспитатель: Зажгите тот сигнал светофора, который говорит нам – «Стой!», зажгите тот сигнал светофора, который говорит – «Путь открыт!», зажгите тот сигнал светофора, который говорит « Приготовиться!»

Воспитатель: Кто еще нам помогает перейти дорогу?

Дети: пешеходный переход.

Воспитатель: Правильно, пешеходный переход это участок, по которому разрешается пешеходам переходить улицу и обозначается он широкими белыми линиями.

Воспитатель: Ребята на одной из улиц города сломался пешеходный переход, давайте его починим.

Игра «Починим пешеходный переход»( за столами)

(Перед каждым ребенком лежит черный картон и белые полоски бумаги. Дети выкладывают пешеходный переход)

Игра «Назови дорожный знак»

(Воспитатель показывает детям дорожные знаки, дети их называют)

Игра «Ситуации»

(Воспитатель показывает картинки – ситуации и разбирает их вместе с детьми)

  1. Воспитатель: Ребята вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями, узнали много интересного в городе светофоров.

Я хочу подарить вам маленькие «Светофорчики» чтобы вы не забывали и всегда выполняли правила дорожного движения. А теперь вам пора возвращаться в детский сад, давайте я вас провожу. До свидания, до встречи ребята!























Занятия по познавательному развитию

с детьми средней группы

«Правила дорожного движения»


Задачи:

  1. Познакомить детей с правилами дорожного движения, с обязанностями пешеходов и дорожными знаками; развивать речь, мышление и память детей;

  2. Воспитывать чувство уважения к себе, к окружающим людям – пешеходам, к водителям.

Оборудование: три картонных круга (красный, жёлтый, зелёный), дорожные знаки (памятки для каждого ребёнка), изображенные дорожные знаки, альбомные листы, наборы цветных карандашей по количеству участников, магнитофон, кассета с детскими песнями.

Ход занятия                               

1.  Организационный момент. Вступительное слово воспитателя.

  Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об очень важном — о правилах дорожного движения.

                      Делаю вам предостережение:

                      Выучите срочно правила движения!

                      Чтоб не волновались каждый день родители,

                      Чтоб спокойны были за рулём водители.

2.Основная часть занятия.

 Воспитатель:   Сколько на улицах машин! И с каждым годом их становится всё больше. И все торопятся: спешат доставить груз на стройки, на заводы, быстрей перевезти пассажиров. Вы уже знаете, что все автомобили, автобусы, троллейбусы не едут, как вздумается, обгоняя друг друга, поворачивая  в любые стороны, пересекая площади и перекрёстки. Для того чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы, троллейбусы подчиняются строгим законам дорожного движения. 

Знать и выполнять правила поведения на улице должны и все пешеходы: взрослые и дети.

  Кто же следит за тем, чтобы не нарушались законы улиц и дорог? Правильно. Это особые подразделения работников полиции-людей зорких и внимательных.    

Они следят за порядком на дорогах нашей страны. Они берегут жизнь и здоровье людей.

Перейти с одной стороны улицы на другую не просто. Помогает нам  в этом.

Отгадайте мою загадку:

Я глазищами моргаю,

Неустанно день и ночь

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь. (светофор)

 За порядком следит и регулировщик. Он управляет движением. В руках у него жезл.

Ребята, а что означает каждый сигнал светофора?

Светофора красный глаз

Строго посмотрел на нас:

Стой, дороги нет вперед!

Транспорт пусть сперва пройдет.

Желтый свет нам говорит:

Переход пока закрыт,

Подожди еще чуть-чуть

И опять продолжим путь.

Свет зеленый — добрый свет.

Он горит, преграды нет,

Он горит и пешеход, через улицу идет.


Воспитатель: На улице будьте внимательны, дети!

Твёрдо запомните правила эти. Ребята, а где вы видели светофор? (ответы детей)

В следующий раз внимательно посмотрите, как выполняют сигналы светофора и машины, и люди. А чтобы вы лучше запомнили сигналы светофора, мы поиграем в игру.

Проводится игра «Красный, жёлтый, зелёный».

(Когда воспитатель поднимает зелёный круг, дети шагают на месте, когда поднимает жёлтый круг – дети хлопают в ладоши, когда красный —  приседают).

Воспитатель: Чтоб беды нам избежать

Надо знаки изучать,

И все правила движенья

Никогда не нарушать.

Ребята, вы наверное видели на улицах и дорогах треугольные, круглые и квадратные знаки. По этим знакам водители узнают, где можно ехать, а где нужно остановить машину. Знаки предупреждают об опасности на дорогах. Эти знаки должны знать и пешеходы.

А вы, ребята, знаете их?

Проводится игра «Отгадай знак » с демонстрацией дорожных знаков:


1)Я хочу спросить про знак,

нарисован он вот так.

В треугольнике ребята.

Со всех ног бегут куда-то.

(осторожно дети) 2)Шли из сада мы домой,

Видим знак на мостовой:

Круг, внутри велосипед,

ничего другого нет!

(велосипедная дорожка)

3)Машины мчат во весь опор,

И вдруг на встречу знак:

Изображен на нем забор.

Я тру глаза, смотрю в упор,

Шоссе закрыто на запор,

А что это за знак?

( Жд переезд со шлагбаумом)

4)А здесь, ребята, не до смеха,

Ни на чем нельзя здесь ехать,

Можно только своим ходом,

Можно только….

(пешеходам)

5) Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро не возможно,

Знают люди все на свете:

В этом месте ходят….. (дети)

6)На машинах тут, друзья,

Ехать ни кому нельзя,

Можно ехать знайте, дети,

Только на ….

(велосипеде)


Сегодня, дети, вы узнали много нового и интересного. Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый из вас. И вы как следует, запомните их, а дома расскажите своим братьям и сёстрам, друзьям и игрушкам. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми.

Воспитатель :  Правила эти помни всегда,

                 Чтоб не случилась с тобою беда!


Молодцы! А сейчас, ребята, я предлагаю вам пофантазировать, придумать и нарисовать новый знак дорожного движения. (Звучат песни из любимых детских мультфильмов).

3. Итог занятия.

Каждый ребёнок или группа детей представляют свой дорожный знак.













Конспект познавательного занятия с детьми средней группы

«Наша улица»


Задачи:

  1. Познакомить детей с улицей, ее особенностями.

  2. Закрепить правила поведения на улице; надо быть внимательным, идти только по тротуару, по правой его стороне, переходить улицу только по подземному переходу или по специально выделенному участку дороги – «зебре».

  3. Воспитывать культуру поведения на дороге

Ключевые слова: Название частей улицы, транспорта.

Материал: Картина «улица города», напольная модель улицы и дороги, светофор и дорожные знаки.

Предварительная работа.

Наблюдение за движением транспорта на дорогах. Беседы с детьми о правилах поведения на улице. Целевые прогулки по ближайшим улицам с рассматриванием светофора и наблюдение за его работой. Целевая прогулка «Как переходить улицу». Постройки из строительного материала на тему «Наша улица».


Беседы – рекомендации для родителей на тему: «Учите детей безопасному поведению на дороге своим примером». Чтение литературы о ПДД. Обсуждения прочитанного материала. Ситуативные игры и совместные игровые задания для детей и родителей. Рисунки детей.

Ход занятия:

Игровая мотивация.

Группа оформлен знаками дорожного движения, иллюстрациями и фотоснимками, которые были сделаны на целевых прогулках. Колобок в форме регулировщика движения. Напольное панно, изготовленное на тему «Наша улица». Дети входят в группу под звуки аудиозаписи «Звуки улицы» и останавливаются. По заданию воспитателя дети определяют значение тех или иных уличных звуков (шуршание колес, гудки машин, скрип тормозов, звуки сирены).

Основная часть

Детям предлагается отгадать загадку.

В два ряда дома стоят-

Десять, двадцать, сто подряд.

Квадратными глазами

Друг на друга глядят.

(улица)

Выставляется картина «Улица города». Дети рассматривают ее, проводится беседа по вопросам:

  1. Для чего предназначена улица?

  2. На какие части делится улица?

  3. Как называют людей идущих по улице?

  4. Где люди могут переходить проезжую часть?

  5. Как узнать где переход?

  6. Для чего нужна «Зебра»?

Далее чтение детям сказки «Колобок в городе» из сборника «Азбуку дорожную знать каждому положено».

Текст сказки:

Жили – были дед и бабка. Вот как-то испекла бабка колобок. Положила его остудить на подоконник. Лежал – лежал колобок, скучно ему стало и решил он прогуляться. Увидел колобок на проезжей части нарисованные белые полосы и захотелось ему по ним прокатиться. А рядом светофор. Загорелся на светофоре красный свет для пешеходов. Все остановились, а колобок покатился по белой полосе, машины резко затормозили. К колобку подошел инспектор ГАИ, заяц. Испугался колобок зайца – милиционера и заплакал. –Попав в большой и шумный город я растерялся, я пропал. Не зная знаков светофора, чуть под машину не попал!

Заяц – милиционер отвел его в сторону, рассказал о правилах дорожного движения и объяснил:

-Красный свет – хода нет!

-Желтый свет – приготовиться, свет зеленый появился, смело двигайся вперед!

Поблагодарил колобок за ученье. Загорелся зеленый свет, и колобок, помахав зайцу, покатился по дорожке дальше. Катится колобок по тропинке, катится и чуть-чуть не угодил под колеса велосипеда. А волк велосипедист и не видит его. Заругался на волка колобок.

-Ты что, Волк, не видишь, что по этой дорожке нельзя ездить на велосипеде. Вот впереди знак стоит: «велосипедное движение запрещено».

— Это откуда ты, колобок, такой грамотный стал?

А колобок отвечает:

-меня заяц – регулировщик познакомил с дорожной азбукой.

Азбуку дорожную

Знать каждому положено!

Нужно правила движения

Выполнять без возражения!

Так что, волк, поезжай по краю шоссе и не нарушай больше правил. Попрощался с ним колобок и покатился дальше. Катится колобок, катится. Вдруг видит на проезжей части два медвежонка играют в мячик. Испугался колобок, что медвежат может машина сбить, подкатился к ним и говорит:

-вы что, медведи, не знаете, что на проезжей части дороги играть запрещено?

А медведи отвечают:

-нам машины ни почем,

Будем здесь играть с мячом.


Они пнули мяч, тот под машину попал и с шумом лопнул.

-Ой бедный наш мячик! Что с тобой стало!

-Скажите спасибо, что с вами ничего подобного не случилось!

-Запомните, наконец, что на дороге играть опасно!

Вон там за домом есть футбольное поле — идите туда, там безопасно.

Сказал это колобок и покатился дальше.

Катится – катится, вдруг видит, лиса хочет через дорогу перейти.

— Лиса! А ты правила перехода знаешь?

-Какие такие правила?

— Тогда послушай меня. Видишь там на дороге стоит самый нужный для пешеходов знак: в синем квадрате белый треугольник, а в нем нарисован на полосках человек? Там, где есть такой знак, разрешен переход!

-Спасибо я поняла.

Пойду к этому знаку и запомню его крепко – накрепко.

— А куда ты спешишь?

-Да в детский сад к ребятам.

Обсуждение прочитанного текста:

После прочтения сказки воспитатель обращает внимание на колобка в форме регулировщика. Дети и воспитатель знакомятся с ним и предлагают остаться и обучать малышей правилам безопасности на дороге. Колобок соглашается и предлагает детям поиграть в игру:

ИГРА:


(1 вариант)

Одному из детей вручается полосатый жезл. Все дети, в том числе и тот, у кого жезл, должны ходить по залу в разных направлениях. Как только водящий поднимает жезл вверх и останавливается, дети должны тут же выстроиться в колонну и замереть.

(2 вариант)

Становятся не в колонну, а в шеренгу, и затем выполнять различные движения не нарушая строя.

Заключительная часть

Колобок – регулировщик благодарит детей, и дарит детям книгу о Правилах Движения.




































Игры на подиуме


Макет улицы — готовая модель или изготовленная из нетрадиционного материала. Усложняется по содержанию в соответствии с возрастом детей.


1. Младшая группа

Цель: учить детей различать проезжую часть улицы и тротуар; формировать представление о назначении зелёного и красного сигналов светофора.


2. Средняя группа

Цель: закрепить у детей представление о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зелёный сигнал светофора


3. Старшая группа

Цель: формировать у детей представление о том, что пешеходы ходят только по тротуару, улицы переходят в специальных местах, сообразуясь с сигналами светофора, пассажиры ожидают общественный транспорт на остановках; познакомить с назначением «островка безопасности».


4. Подготовительная к школе группа

Цель: научить детей соблюдать следующие правила дорожного движения и поведения на улице: ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, переходить улицу в указанных местах на зелёный свет светофора, при красном и жёлтом свете стоять, не играть на проезжей части улицы, дороги.


«Наша улица» (старшая группа)

Цель:


1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.

2. Закрепить представления детей о назначении светофора.

3. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.

Материал: макет улицы с домами, перекрёстком; автомобили (игрушки); куклы-пешеходы; куклы-водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья (макеты).


«Улица города» (старшая группа)

Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Материал: макет улицы; деревья; автомобили; куклы-пешеходы; светофор; дорожные знаки.


«Я пешеход»

Цель: закрепить основные правила пешехода; развивать сообразительность, внимание.

Материал: макет улицы, деревья, дома,куклы –пешеходы, дорожные знаки, транспорт.


«Улица»

Цель: закрепить с детьми правила дорожного движения, значение жестов милиционера-регулировщика.

Материал: кукла – милиционер –регулировщик, макет улицы.



«У макета микрорайона»

Цель: учить детей находить безопасный путь от дома до д/с, до магазина, до ближайшей школы и т.д.; учить детей ориентироваться в пределах микрорайона, закрепить безопасный путь от дома до д/с, до школы.

Материал: макет микрорайона, мини куклы – пешеходы, дома, машины.







































Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста


«Летит, плывёт, едет»

Дидактическая задача

1. В увлекательной форме знакомить детей с видами транспорта: наземным, воздушным, водным.

2. Развивать познавательный интерес.

Материал: карточки –загадки, карточки с изображением транспорта.


«Дорожные знаки»

Дидактическая задача

  1. Познакомить детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств.

  2. Особое внимание уделить знакам, непосредственно относящимся к детям — участникам дорожного движения.

  3. Развивать внимание, память.


«Дорожная азбука»

Дидактическая задача

1.Закрепить название дорожных знаков.

2. Развивать внимание, память.

Материал: большое поле – город, машинки, люди – фигурки, кубик.


«За рулём»

Дидактическая задача

познакомить детей с настоящим и прошлым отечественного транспорта и научить его квалифицировать:

транспорт города

грузовые

мототранспорт

легковые

спецмашины.

Материал: 5 больших карточек, 40 маленьких карточек.


«Красный, жёлтый, зелёный»

Дидактическая задача

1.Способствовать изучению правил дорожного движения.

2.Закрепить представление детей о назначение сигналов светофора.

Материал: карточки – светофоры, фишки (красный, желтый, зеленый)


Детское домино «Дорога»

Дидактическая задача

  1. Первым выложить все имеющиеся карточки;

  2. Закрепить названия дорожных знаков, из каких частей состоит дорога, что такое перекресток и какой он бывает( со светофорным регулированием, неурегулированный и т. д.)


«Законы улиц и дорог»

Дидактическая задача:

  1. Научить детей «читать» дорожные знаки и их предназначение;

  2. Закрепить дорожную терминологию;

  3. Ориентироваться на улице города, соблюдать правила игры.

Материал: карта схема города, фигурки людей, машин, зданий, фишки, кубик.


Большая прогулка»

Дидактическая задача

  1. Первым прийти к финишу соблюдая правила дорожного движения на поле развивать внимание, память.

Материал: игровое поле, фигурки людей.


«Дорожные знаки»

Дидактическая задача

  1. Познакомить с дорожными знаками;

  2. Развитие произвольное внимание, зрительную память.

Материал: карточки с ситуациями, дорожные знаки.


«Час пик»

Дидактическая задача

1.Правильно разложить все карточки –развести горожан по нужным остановкам; 2.Развивать зрительную память, внимание.

Материал: большое игровое поле с ситуациями, карточки с дорожными знаками.


«Азбука безопасности»

Дидактическая задача

1.Собрать как можно больше карточек с противоположными ситуациями;.

2.Развивать зрительную память, произвольное внимание.

Материал: карточки с ситуациями.



Лото «Азбука дорожных знаков»

Дидактическая задача

1.Уточнить и закрепить знания о дорожных знаках.

2. Развивать внимание, память.

Материал:



«Собери дорожные знаки»

Дидактическая задача

  1. Закрепить знание дорожных знаков, их назначение.

  2. Развивать мышление, память.

  3. Продолжать учить складывать из частей целое.

Материал: разрезные карточки с дорожными знаками.



«Головоломка»

Дидактическая задача

1.Учить собирать из частей целое изображения( транспорт, дорожные знаки).

2. Развивать внимание, память.

Материал: разрезные картинки видов транспорта и дорожных знаков.


«Дорожная пирамида»

Дидактическая задача

1.Учить детей отвечать на вопросы по ПДД.

2.Закрепить знания детей о ПДД.

3. Развивать память, внимание, смекалку.

Материал: карточки с вопросами, карточки с изображением ситуации.


«Поставь дорожный знак»

Дидактическая задача

1.Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (предупреждающие); «Въезд запрещён», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка» (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания» (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГАИ» (знаки сервиса).

2. Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал: дорожные знаки; игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного перехода, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрёстков.


«Теремок»

Дидактическая задача

1. Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов) и пешеходов.

2. Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Опасный поворот»; запрещающих знаках: «Въезд запрещён (велосипедисту, водителю)», «Движение на велосипедах запрещено», «Проход закрыт»; предписывающих знаках: «Обязательное направление движения», «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Велосипедная дорожка»; информационно-указательных знаках: «Место стоянки», «Пешеходный переход»; знаках сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей».

3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: картонные круги с изображением дорожных знаков; бумажный конверт с вырезанным в ней окошком; палочка.


«Угадай, какой знак»

Дидактическая задача

1. Учить детей различать дорожные знаки.

2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

3. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.


«Виды перекрёстков»

Дидактическая задача

1. Познакомить детей с видами перекрёстков.

2. Учить правилам перехода улицы.

3. Развивать внимание и наблюдательность.

Материал: бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрёстков.



«Регулировщик и светофор»

Дидактическая задача

  1. Закрепить знания детей о сигналах милиционера – регулировщика;

  2. Уточнить какому сигналу светофора они соответствуют.

Материал: карточки с изображением сигналов регулировщика.









































Игры-тренинги


1. «Паровозики» и «машины»

Вместе с детьми сделайте из подручного материала (стульчиков, крупных модулей) две пересекающиеся дорожки. По одной их них, изображающей железнодорожные пути, будут двигаться «паровозики», по другой — «машины». Пересечение дорог образует железнодорожный переезд. Предложите детям разбиться на две подгруппы: пусть вначале первая подгруппа — «паровозики» — освоит свой путь. Для этого, соблюдая дистанцию, организуйте их движение друг за другом по железной дороге. Для создания хорошего эмоционального фона подберите соответствующее музыкальное сопровождение.

Затем предложите группе детей, изображающей машины, освоить свой путь. Они будут двигаться в обе стороны по другой дорожке. Следите за тем, чтобы «машины» придерживались правой стороны и не сталкивались друг с другом.

После того как дети каждой подгруппы проедут по своему маршруту, усложните игру и предложите «паровозикам» и «машинам» двигаться по пересекающимся дорожкам. Внимательно наблюдайте за поведением детей, отмечая ситуации, в которых произошли столкновения, и ситуации, в которых дети уступали друг другу путь.

Остановив игру, проанализируйте вместе с детьми, почему «паровозики» и «машины» иногда сталкивались, мешали друг другу. Обсудите с детьми, как следует организовывать движение, чтобы всем было удобно и безопасно. Выслушав ответы, постарайтесь подвести обсуждение к выводу о том, что движение транспорта необходимо регулировать. Расскажите о роли шлагбаума на железнодорожном переезде. Можно упомянуть также о семафоре.

После этого продолжите игру, выбрав одного или двоих детей, которые будут изображать шлагбаум: поднимать и опускать руки, открывая и закрывая, таким образом, путь «машинам». Обратите их внимание на то, что закрытие шлагбаума означает остановку движения поездов-«паровозиков». В этом случае столкновение невозможно. Если это всё-таки произойдёт, проанализируйте вместе с детьми, кто из участников игры нарушил правила.

Аналогичный тренинг может предшествовать объяснениям правил регулирования дорожного движения на улицах города, где вместо шлагбаума работает светофор. В этой роли может выступать одни из участников игры, который в нужный момент поднимает красный (зелёный, жёлтый) флажок или другой предмет соответствующего цвета (кубик, картонный кружок). Далее тренинг можно усложнить: двое детей синхронно подают световые сигналы, причём один из них указывает путь зелёным сигналом для одного направления движения («паровозам»), а другой — красным сигналом — показывает «стоп» транспорту, который двигается в перпендикулярном направлении («машинкам»). Затем обе одновременно «включают» жёлтый свет.


2. «Игры во дворе»

Предложит детям построить из кубиков дом с аркой. Арка должна быть таких размеров, чтобы под ней могли проехать игрушечные машинки. Попросите детей разместить их перед аркой. Куклы будут изображать мальчиков-футболистов или девочек, играющих в «классики». В качестве футбольного мяча можно использовать шарик для пинг-понга, а «классики» изобразить с помощью полосок бумаги или верёвочек. В игре одновременно может участвовать несколько детей, которые меняются ролями.

В начале игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а затем девочки — игру в «классики». При этом один ребёнок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит, а дети быстро убирают кукол с дороги и переносят их подальше от арки.

Сюжет игры можно менять: например, играющих детей предупредит об опасности зайчик, высунувшийся из окна дома.


«Входим в автобус» и «Выходим из автобуса»

Цель: упражнять детей в умении соблюдать очередность при входе в автобус и выходе из автобуса; воспитывать сдержанность, вежливость.


«Переходим улицу»

Цель: закрепить знания детей о дорожном движении, правилах перехода улицы (по пешеходному переходу, на зеленый сигнал светофора).


«На автобусной (трамвайной) остановке»

Цель: закрепить знания правил ожидания транспорта, поведения на остановке, развивать умение наблюдать и правильно оценивать действия людей ожидающих транспорт.



































Развивающие игры


Игра «Пешеходы и водители»

Ход игры:

Часть ребят изображает пешеходов, а часть — водителей. Водители должны сдать экзамены на права шофера и получить автомобиль. Ребята — водители направляются к столику, где располагается «комиссия ГИБДД» и сдают экзамен. Пешеходы направляются в магазин игрушек за покупками. Затем с куклами, колясками идут к перекрестку. Комиссия задает вопросы водителям:

— На какой свет могут двигаться машины?

— На каком свет двигаться нельзя?

— Что такое проезжая часть?

— Что такое тротуар?

— Назовите знаки («пешеходный переход», «дети» и т.д.)

Выдержавшие экзамен получают удостоверения (зеленый кружочек) и талоны; члены комиссии поздравляет их. Водители направляются к стоянке автомобилей, садятся в них и едут к регулированному перекрестку. Пешеходы из магазина тоже идут к этому перекрестку. У перекрестка:

— Внимание! Сейчас начнется движение по улицам. Следите за светофором, (подключается светофор, едут автомобили, идут пешеходы. Смена сигналов.)

игра продолжается до тех пор, пока все дети не усвоят правила движения.




Игра-соревнование

Дети, которые были водителями в предыдущей игре, становятся пешеходами, а пешеходы -водителями. Водители делятся на две команды по 5 человек в каждой и выстраиваются в колонну у линии «Старт» с обеих сторон перекрестка на расстоянии 15 м от него. Каждой команде вручается жезл.

Ход игры:

Участники игры должны проехать перекресток при зеленом сигнале светофора и соответствующем жесте регулировщика, ответить на вопросы ЮИД возвратиться на место, не получив ни одного прокола талона.

По сигналу команды начинают соревнование. Первые участники команд движутся навстречу друг другу. В 10 м от перекрестка их встречает юный инспектор движения и предлагает взять дорожный знак, обозначающий «Пешеходный переход».

В руках у инспектора набор дорожных знаков. Водитель берет нужный знак и продолжает движение через перекресток в соответствии с сигналом светофора. За перекрестком он совершает разворот и возвращается к своей команде, передавая жезл следующему участнику игры, а сам становится в конец команды.

Второй участник игры должен выбрать у инспектора указатель «Переход» и проехать перекресток в соответствии с жезлом регулировщика. Третий водитель выбирает знак «Дети» и движется через перекресток на сигналы светофора.

Затем задания повторяются или по желанию могут быть заменены на загадки (задает юный инспектор движения на остановках).

Во время игры юный инспектор движения, регулировщик, пост ГИБДД следят за действиями водителей и пешеходов. За каждое нарушение водитель получает прокол талона. По окончании игры команды представляют набор знаков и талоны, где отмечены нарушения в виде проколов. Комиссия подсчитывает нарушения и определяет победителей. При этом учитывается и то, какая команда раньше закончила соревнования. Игра заканчивается разбором ошибок и награждением победителей. Всем участникам вручаются памятки или значок.


Игра «Стоп — Идите»


Подготовка к игре: Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках — по другую.

Правила игры: Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.


Игра «Наш друг постовой»


Посмотрите: постовой

Встал на нашей мостовой

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали.

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда.

Не волнуется народ,

Через улицу идет.

И стоит на мостовой,

Как волшебник постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.

(Я.Пишумов)


Подготовка к игре: Объяснить, зачем и когда нужен регулировщик. Рассмотреть на рисунках обозначения жестов регулировщика (какой жест, какому сигналу светофора соответствует).

Правила игры: Ведущий-постовой. Дети игроки делятся на пешеходов и водителей. По жесту регулировщика водители и пешеходы идут (едут) или останавливаются. Вначале роль постового берет на себя воспитатель. Затем, когда дети освоят жесты регулировщика, они могут выполнять эту роль по очереди.



Игра «Найди безопасный путь»

Подготовка к игре: В зависимости от возраста детей воспитатель рассказывает или спрашивает детей:

— Везде ли можно переходить улицу?

— Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено переходить улицу?

— Куда и зачем надо смотреть в начале перехода улицы?

— Куда и зачем надо смотреть в середине улицы, по которой машины едут в две стороны?

— Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода?

— Для чего на дороге нарисовали «зебру»?





Игра «Где мое место?»

Подготовка к игре: Конструирование дороги, расстановка на дороге предупреждений (школа, столовая, ремонт дороги и т.п.), соответствующих изученным знакам дорожного движения.

Правила игры: Задача игроков заменить словесные предупреждения на нужные знаки. Игра может проводиться в двух вариантах.

1. Один игрок расставляет знаки, остальные оценивают правильность.

2. Два игрока соревнуются, кто быстрее и правильнее расставит знаки.


Игра «Путаница»

Подготовка к игре: Воспитатель заранее конструирует дорогу и расставляет знаки неправильно (около «Зебры» знак «Скользкая дорога» и т.д.) Затем рассказывает детям историю про то, как злые духи решили навести в городе беспорядок я просит помочь исправить положение.

Правила игры: Дети, превратившись в добрых волшебников, расставляют знаки правильно. Объясняют, что делают.




Игра «Дорожный экзамен»

Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка знаков.

Правила игры: Ребенок-водитель-ученик, сдающий экзамен на право вождения автомобиля. Он «едет» по дороге и , завидев тот или иной знак, объясняет, что он должен сделать. Например: впереди скользкая дорога. Снижаю скорость, еду осторожно, не обгоняя другие машины.



Игра «Выполни поручение»

Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка изученных знаков.

Правила игры: Дети у «диспетчера» (воспитателя) получают задание съездить, например, в больницу. Ребенок едет и возвращается обратно. Далее он получает сразу два задания: «Съездить к железнодорожному переезду, затем поешь». Ребенок должен выполнить задания в заданной последовательности. Постепенно количество одновременно данных поручений возрастает.



Игра «Повороты»

Подготовка к игре:

Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».

Правила игры: Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» — дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» — дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.


Игра «Как проехать?»

Подготовка к игре: Конструирование дороги с использованием знаков «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево». Отмечаются пункты отправления и назначения.

Правила игры: Дети (от одного до трех) должны правильно проехать к пункту назначения. Побеждает тот, кто сделал это быстрее, не нарушая правил дорожного движения.



Игра «Угадай знак»

Подготовка к игре: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от друга.

Правила игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В конце игры подсчитывают, у кого, сколько жетонов и определяют победителей.




































Сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения

(для детей старшего дошкольного возраста)


Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы»


Информационная часть. Рассказать детям:

об обязанностях пешеходов;

о том, где разрешается ходить;

о правилах перехода в установленных местах;

о том, что запрещается пешеходам;

о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)

Атрибуты:

Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек;

Накидки, обозначающие различные виды транспорта;

Иллюстрации по дорожным знакам

Создание проблемной ситуации

Дети отправились на экскурсию по городу

Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.

Что случится, если не будет дорожных знаков

Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков



Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры»


Информационная часть. Рассказать детям:

о правилах поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров;

о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой;

правилах поведения в легковом автомобиле;

познакомить с профессией кондуктора

Атрибуты:

Шапочка кондуктора,

Таблички остановок


Создание проблемной ситуации

Детей пригласили в музей.

Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.



Сюжетно-ролевая игра «Службы спасения»


Информационная часть

Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах:

движение и переход дороги в неустановленных местах;

погодные условия;

неожиданный выход пешеходов на проезжую часть;

переход на запрещающий знак светофора;

игры в неустановленных местах.

Познакомить,со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы)


Атрибуты:

Набор дорожных знаков,

пешеходных дорожек;

Накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта;

Иллюстрации специального транспорта


Создание проблемной ситуации

На вызов едет пожарная машина

Задача детей: организовать движение других транспортных.





































Список использованной литературы

  1. Школа безопасности. — Журнал «Мурзилка».

  2. Тренируйте ум детей: Альбом. – Киев: Рад. школа, 1983.

  3. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях Гл. ред. В.А Володин. – М.: «Аванта+», 2001.

  4. Шорыгина Т.А Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Прометей, 2002.



Свежие документы:  Урок ОБЖ на тему "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: