Конспект урока на тему «Человеку друг огонь, только зря его не тронь»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА “ СОЗВЕЗДИЕ “

СТУДИЯ РАННЕГО РАЗВИТИЯ “ ЛУЧ “












КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Человеку друг огонь,

только зря его не тронь !





Cоставитель:

педагог дополнительного образования

КАЛАШНИКОВА Т.В.













г.Краснодар

Пояснительная записка: Занятие по теме: “ Человеку друг огонь, только зря его не тронь! “ проводится в студии раннего развития “Луч” c детьми старшего дошкольного возраста. Материал и формы работы подобраны с учётом уровня развития детей, приближены к естественным для ребёнка видам деятельности. Это игры, беседы, общение со взрослыми, физкультурные разминки, анализ и обыгрывание конкретных жизненных ситуаций. Используется большое количество наглядного и раздаточного материала. Очень важно закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека и о правилах пользования ими. Дети узнают, что надо делать, если произошло короткое замыкание, случился пожар, если увидели непотушенный костёр и о многих других опасных жизненных ситуациях.


Оборудование: Плакаты с изображением на тему: “ Не играй с огнём! “, карточки с условными обозначениями средств тушения и средств оповещения, карточки с буквами для составления ответов на загадки, большой красный шар, игрушечный зайчик, утюжок, карточки с изображением различных движений для проведения физкультминутки.





















Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.


Задачи:

Обучающие


  • Дать понять детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

  • Познакомить с работой службы спасения “ 01 “.

  • Придумывать рассказы по предложенным картинкам.


Воспитательные


  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

  • Воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

  • Пробудить интерес к работе пожарных.

  • Учить детей быть осторожными в обращении с огнём.

  • Вызывать желание помогать людям в беде.

  • Прививать чувство ответственности.

  • Формировать умение сотрудничать, соблюдать правила игры в группе, в коллективе.



Развивающие


  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей.

  • Развивать зрительную и слуховую память, произвольное внимание, речь детей.

  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.















План проведения

I.Вводная часть.

Сказка про Зайчика.


II.Основная часть.

  1. Игра “ Если возник пожар “.

  2. Беседа на тему: “ Огонь – друг, огонь – враг “.

  3. Физкультминутка Пожарный

  4. Конкурс “ Загадка – для ума зарядка “.

  5. Рассказы детей по картинкам на тему

Не играй с огнём!

  1. Знакомство с условными обозначениями

средств тушения и средств оповещения.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов.





























Cказка про Зайчика


Педагог показывает детям Зайчика и маленький утюжок.


Педагог: Жил – был Зайчик. Однажды его пригласили на день рождения. Когда идёшь в гости, надо надевать нарядную одежду. Зайчик решил погладить рубашку, включил утюг и поставил его на рубашку вот так. Но в это время по телевизору стали показывать любимый мультфильм Зайчика “ Ну, погоди! “. Зайчик оставил утюг и пошёл смотреть мультфильм.

А утюг всё нагревался и нагревался. Сначала задымилась и загорелась рубашка, потом загорелась гладильная доска, затем – занавеска. Когда Зайчик вернулся в комнату, там горело всё.


Вопросы к детям:

  1. Почему случился пожар?

  2. Что Зайчик сделал неправильно?

  3. Что делать Зайчику, когда пожар уже начался?

  4. Что будет, если Зайчик спрячется?

( Ответы детей ).


Педагог: Правильно, нельзя включать утюг, оставлять его и уходить. Утюг, телевизор и другие электрические приборы должны включать взрослые. Нельзя прятаться, если дома возник пожар. Надо убегать на улицу из помещения, которое горит, звать на помощь взрослых. Не надо пытаться тушить пожар. Тушат пожары люди, которые умеют это делать. Пожарники или спасатели. А кто знает, по какому телефону можно вызвать спасателей?

Дети: По телефону 01.

Педагог: В одном доме с Зайчиком, по соседству жил умный Ёжик. Он почувствовал запах дыма, забежал в квартиру к Зайчику. Ёжик не растерялся. Он быстро выключил утюг, вывел на улицу Зайчика и вызвал пожарную команду. Пожар потушили. А Зайчик понял, что не надо сразу делать много дел и теперь очень внимательно следит за электрическими приборами.


Игра “ Если возник пожар “


Дети стоят в кругу. У ведущего в руках красный воздушный шар. Играющий должен сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.


Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар.

Этот красный шар недаром

Звал людей на бой с… (пожаром).


Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар.

Там всегда грозить нам будет

Злой и страшный враг… ( пожар).


Если младшая сестричка

Зажигает в доме спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те … ( отнять).


Хочу, чтоб знали все друзья:

Играть со спичками… ( нельзя).


Ребёнок, спички не тронь,

Всё может погубить … ( огонь).


Раз, два, три, четыре,

У кого пожар в … (квартире)?


Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил … ( утюг)?


Красный отблеск побежал.

Кто со спичками … ( играл)?


Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …( газом )?


Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жёг … ( листву )?


Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые … ( предметы)?


Дым и огонь кругом, кошмар,

Звони 01 и кричи … ( пожар)!


Дым увидел — не зевай,

И пожарных …( вызывай)!


Помни, каждый гражданин,

Этот номер — …( 01 )!



Беседа на тему “ Огонь – друг, огонь – враг”



Вопросы к детям:

  1. Где можно встретиться с огнём?

  2. Для чего нужен огонь?

( Ответы детей ).


Педагог: Огонь помогает нам. На огне готовят еду. Огонь согревает нас в холода. Огонь светит нам, когда темно. Сила огня велика. Он заставляет работать машины, двигает пароходы и поезда, запускает ракеты и космические корабли. Но когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. В пламени горит всё: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Из доброго слуги человека огонь превращается в страшного и злого огнедышащего дракона.


1 – ый ребёнок: Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловать,

То беды не миновать,

От огня не сдобровать.


2 – ой ребёнок: Знайте, в гневе он сердит,

Ничего не пощадит.

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом,

И у дома всё кругом.


3 – ий ребёнок: И, взметнувшись до небес,

Перекинуться на лес.

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда.

Это помните всегда!


4 – ый ребёнок: Знай, дружок, что ты не вправе,

Ненароком, для забавы

Братьев меньших обижать,

Дом лесной их поджигать!

Ты прекрасным летним днём

Не играй в лесу с огнём!


5 – ый ребёнок: Добрый огонь может быть злым,

Если играться будешь ты с ним!

Чтобы не было беды,

Спички в руки не бери!


Педагог: Беда может нагрянуть внезапно, когда её не ждёшь. Что же делать в таком случае? При появлении дыма и огня надо вызвать по телефону 01 пожарную команду, дождаться ответа и сообщить свой адрес. А знаете ли вы, что служба спасения работает днём, и ночью, то есть круглосуточно. Почему? ( Ответы детей ). А каким должен быть человек, который готов прийти на помощь людям и днём, и ночью?

( Ответы детей). Сильным, смелым, находчивым, умным, решительным, мужественным, храбрым, отважным, выносливым, добрым.


Пусть помнит каждый гражданин:

Пожарный номер: ноль – один!

В районе есть бетонный дом

В три этажа и выше –

С большим двором и гаражом

И вышкою на крыше.

Сменяясь, в верхнем этаже

Пожарные сидят.

А их машины в гараже

Мотором в дверь глядят.

Чуть только – ночью или днём –

Дадут сигнал тревоги,

Лихой отряд борцов с огнём

Несётся по дороге.



Физкультминутка “Пожарный”


Дети выполняют движения по образцу на карточках, которые показывает педагог.


Педагог: Молодцы, ребята! Все у нас ловкие, смелые, сильные, быстрые. А умеете ли вы загадки отгадывать?






Конкурс “ Загадка – для ума зарядка “



Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает. ( Огонь ).


Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова? ( Огонь ).




Без огня ему не бывать,

Что щиплет глаза и мешает дышать? ( Дым ).


С огнём бороться мы должны –

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? ( Пожарники ).


Мой папа пожарный.

Мой папа герой.

Огонь заливает мой папа ( Водой ).


Спешит, гудит – дорогу дай,

Моргает глазом синим.

Примчится вовремя. Беда

Детей и взрослых минет.

( Пожарная машина ).


Это тесный – тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть как костёр.

Не шути с сестричками

Тоненькими ( Спичками ).


Вот так мошка – осиновая ножка,

На стог села – всё сено съела. ( Спичка ).


На привале нам помог:

Суп варил, картошку пёк.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесёшь. ( Костёр )

Рассказы детей по картинкам на тему

Не играй с огнём! “


Дети подготовили рассказы и выучили стихи о том, что надо делать, если произошло замыкание, пожар, если увидели непотушенный костёр, если у них в руках оказались спички и о многих других опасных жизненных ситуациях.


  1. ый ребёнок: Мама в магазине,

Дома дети одни.

Зажечь захотелось

Бенгальские огни.


Свечи горели и зажигалки,

В доме стола красиво и ярко.

Вот вспыхнула скатерть,

Вот шторы пылают.

Что делать? Ребята,

Конечно, не знают.

Как ты поступил бы

И как себя вёл,

Огонь чтобы страшный

В твой дом не пришёл?

Взрослых соседей на помощь зови,

Пожарным спасателям срочно звони!

Не прячься в шкафу,

И не лезь под кровать,

Надо тебе побыстрей убегать!


2 – ой ребёнок: От скуки ребёнок не знал, чем заняться,

Взял спички тайком и начал играться.

Быстро дома сгорали спички,

Поджёг он тогда из книжки странички.

Выросло пламя, стало пылать:

Игрушки, мебель, огонь не унять.

Пожарные быстро огонь потушили.

Ребёнка спасти они очень спешили!

Теперь ребёнок лечит ожоги,

Ранил огонь ему руки и ноги.

Бедой обернулась со спичкой игра.

С огнём не шути, не играй никогда!


3 – ий ребёнок: Мама гладила штанишки,

Ну, а братья шалунишки,

Рядом прыгали, смеялись,

Не на шутку разыгрались.

Братья провод зацепили,

На себя утюг свалили.

Были сильные ожоги,

Бинтовали руки, ноги.

Но теперь ребята знают:

Если включен утюг –

Рядом с ним не играют.


4 – ый ребёнок: У ёлки новогодней ребёнок шалил.

Дёргал за гирлянду, провод крутил.

Вот начал с розеткой мальчонка играть,

Вдруг стало розетку искрить, замыкать.

Сразу же искры на ёлку попали,

Ёлка сгорела, ребёнка спасали.

5 – ый ребёнок: Расскажу я детям всем.

Может много быть проблем,

Если плеер, фен включить

И их в воду опустить.

Ток ударит о – го – го!

Выжить будет нелегко!


6 – ой ребёнок: Предупреждают спасатели:

Не ломайте выключатели,

Не вставляйте гвозди, спицы и ветки

В электрические розетки!

Ведь ток ударить так сильно может,

Что уж никто тебе не поможет!

Электричество не игрушка,

Помни и знай!

С розеткой и проводом ты не играй!”


7 – ой ребёнок: За электрический провод не стоит тянуть,

Ток может больно тебя ущипнуть.

За вилку возьмись, прибор выключая,

Правила безопасности всегда соблюдая!



Знакомство с условными обозначениями

средств тушения и средств оповещения


Педагог читает описания условных обозначений. Дети по очереди выбирают карточку с правильным ответом по описанию.


Педагог: Очень важное значение

Имеют условные обозначения.

Они извещают нас о том

Как и чем бороться с огнём.


Вот пожарный кран.

На него намотан шланг.

Воду к очагу он подаёт

И с пожаром бой ведёт.

( Пожарный кран ).


Она взмывает при пожаре

На высокий, на этаж.

И, спасая, помогает

Вниз на землю доставить вас.

( Пожарная лестница ).


Кто, почуяв запах гари,

Сообщает о пожаре?

Звук тревоги подаёт.

Нашу жизнь спасая,

Громко орёт?

( Звуковой оповещатель).


При пожаре помогает

И пожарных вызывает.

Стоит трубку с него снять

Номер 01 набрать.

( Телефон ).


Это – огнетушитель,

Для людей спаситель.

Если вдруг пришла беда

Он избавит от огня.

( Огнетушитель ).


Если кто – то вдруг обжёгся,

Если ранен кто – то вдруг.

На помощь придёт аптечка –

Надёжный и важный друг.

( Медицинская аптечка ).





Есть у зданья выход главный,

И запасный выход есть.

Мы укажем путь пожарный.

Место, где детей всех можно перечесть.

Подведение итогов


Педагог: сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы хором отвечать: “ Это я, это я, это все мои друзья! “ Но будьте внимательны!


Кто, почуяв запах гари,

Сообщает о пожаре? ( ответы детей ).

Кто из вас, заметив дым,

Закричит: “ Пожар! Горим! “ ? ( ответы детей ).

Кто из вас шалит с огнём

Утром, вечером и днём ? ( ответы детей ).

Кто, почуяв газ в квартире,

Позвонит по 04? ( ответы детей ).


Кто костров не разжигает

И другим не разрешает? ( ответы детей ).


Педагог: Что вы сегодня узнали важное для себя?

Дети: Мы узнали правила пожарной безопасности.

Педагог: Ребята, давайте повторим, какие правила мы с вами должны знать, чтобы не случился пожар.


Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Не шути, дружок, с огнём,

Чтобы не жалеть потом!


Сам огня не разжигай,

И другим не позволяй.

Даже крошка – огонёк

От пожара недалёк.


Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор ли, утюг,

Пусть включает только взрослый

Наш надёжный старый друг.



Педагог: А если пожар случился, то следует выполнять следующие правила:


  • Если, сможешь, позвони по телефону 01, сообщи, что случилось, назови свой домашний адрес.

  • Никогда не прячься под кроватью, в шкафу или в других местах, если начался пожар. В задымлённом помещении тебя будет трудно найти.

  • Не пытайся потушить пожар.

  • Сообщи о пожаре соседям, немедленно покинь квартиру, выключи газ и электричество.



































Использованная литература:


1. Алябьева Е.А. “Развитие логического мышления и речи детей 5 – 8 лет”, М., 2005 г.

2. Бондаренко А.К. “ Дидактические игры в детском саду “, М., 2001 г.

3. Венгер Л.А., Дьяченко М.О. “ Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей “, М., 2003 г.

4. Ильина М.И. “ Подготовка к школе “ C. – П., 2004 г.

5. Марцинкевич Г.Ф. “ Обучение грамоте детей дошкольного возраста” Волгоград, 2003 г.

6.Обухова Л.А., Горькова Л.Г., Жиренко О.Е. “ Cценарии занятий по комплексному развитию дошкольников “, 2009 г.

7.Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. “ Развитие речи, подготовка к освоению письма “, М., 2005 г.


Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Динозавры"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: