Тема: «Огонь, вода и газ»
Цели урока: Узнать, как выглядит опасность и почему она возникает; учиться предотвращать бытовые опасности; развивать кругозор детей; воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность.
Оборудование:
Игрушечный телефон
Трубка, раствор для получения мыльных пузырей
Памятки для учащихся
Тестовые задания для учащихся
Ход урока
I. Организационный момент
II. Введение в тему
Мы начинаем сегодня изучать новый раздел.1 слайд. Откройте книги и прочитайте его название.
На этом уроке мы узнаем, какие опасности нас могут подстерегать дома и как надо себя вести в таких опасных ситуациях. 2 слайд
Отгадайте загадку о первой опасности:
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь)
Опасность вторая. О ней сказано вот в этой загадке:
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не зевай и не стой,
А залей его … (Вода)
О третьей опасности сказано в следующих загадках:
1)Только я, только я,
Я на кухне главная.
Без меня, как не трудитесь,
Без обеда насидитесь. (Плита)
2)Он для всех опасен нас,
называют его… (Газ)
Итак, тема нашего урока «Огонь, вода и газ». . 3 слайд
Опасность пожара
-Но не всегда огонь приносил радость. Неправильное использование огня в бытовых условиях приводит к пожару. 4 слайд
Запомнить твердо нужно нам — пожар не возникает сам! 5 слайд
Учитель читает эти слова и задает вопрос:
— Как случаются пожары? Назовите причины.
-Столб огня чердак объял | -Кто бросил в огонь при этом | |
-Дыма столб поднялся вдруг | -Побежал пожар во двор | |
-Стол и шкаф сгорели разом | -Пламя прыгнуло в листву |
|
На сайте МЧС выделены основные причины пожаров 6 слайд
от печного отопления
неосторожное обращение с огнем
Причина каждого третьего пожара — неосторожное или небрежное обращение с огнем: непотушенные спички, окурки, свечи, отогревание огнем факелов и паяльных ламп водопроводных труб, небрежность при хранении горящих углей, золы. Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строения, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер.
Особая опасность курении в нетрезвом состоянии, лежа в постели, применение керосиновых ламп, свечей, факелов для освещения чердачных помещений, коридоров, кладовых и различных хозяйственных построек.
нарушение правил пользования электрическими приборами
неисправность электропроводки или неправильная эксплуатация электросети:
пожары от бытовых газовых приборов
шалость детей согнем
Самые главные виновники пожаров — люди.
IV. Чтение рассказа в учебнике «Если возник пожар»
VI. Рассказ учителя
На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.
Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома — помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком — внизу меньше дыма.
Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони «01». Если ты живешь в современном непрогораемом доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям.
VII. Игра «Вызов по телефону пожарной команды» 7 слайд
Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан в миг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным …«01».
Ученик «звонит» по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:
называть адрес,
сообщить, где горит;
свой номер телефона;
свою фамилию;
на каком этаже горит;
как лучше подъехать к дому;
сколько подъездов в доме.
Все это нужно сообщить быстро, без запинок.
— Прочтите строчки из стихотворения и запомните их. 8 слайд
Помни каждый гражданин
Пожарный номер (01)
-Но кроме пожара, в доме могут возникнуть и другие опасности.
Вода в доме
-Вспомните тему урока и скажите, о какой еще опасности говорилось? 9 слайд
Чтение текста в учебнике «Вода в доме» (стр. 5).
— Как действовать при аварии водопровода?
— Рассмотри рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки? (Прорвало трубу, вентиль горячей и холодной воды, звони соседям, родителям.)
Вентиль — клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.
— Итак, что же нужно делать при аварии водопровода? 10 слайд
IX. Если чувствуешь запах газа
— Третья опасность – это газ. 11 слайд
-Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться.
Чтение текста в учебнике «Про газ» (стр. 5).
— Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа? (Нужно вызвать мастера; нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей, т.к. для взрыва газа достаточно даже крошечной искры в телефонном аппарате).
12 слайд
— Рассмотри рисунки-знаки. Что они показывают? (Открой окно; отключи электроприборы, закрой кран газа; перекрой кран газа на трубе: звони в газовую службу — 04).
-Чтобы избежать опасной ситуации, при малейшем запахе газа проверяйте, нет ли утечки.
X. Практическая работа.
— Специалисты проверяют утечку мыльной пеной.
Показ мыльного пузыря.. 13 слайд
-Если запах идет с лестничной площадки, надо обязательно выяснить, откуда, и устранить утечку. От этого могут зависеть здоровье и жизнь десятков человек. Чтобы самому не стать причиной неисправности газовой сети, к ней нужно относиться серьезно. Например, никогда не виснуть и не качаться на трубах.
Возможные причины утечки газа:
1. Неосторожность: выкипающая вода погасила огонь,
слабый огонь был задут сквозняком,
не до конца закрыт кран газовой плиты.
2. Неисправность газового оборудования: утечка в соединениях труб,
неисправные газовые приборы.
Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила: 14 слайд
Правило 1. Срочно скажи об этом взрослым.
Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.
Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.
Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04 от соседей.
Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.
Посмотрим, как вы запомнили правила безопасности. Предлагаю выполнить тест.
Чтение вывода в учебнике
Ученики читают вывод в учебнике на странице 7:
В квартире может неожиданно возникнуть пожар, произойти авария водопровода или утечка газа. Чтобы не растеряться в этих случаях (особенно если дома нет взрослых), надо хорошо запомнить, как правильно действовать.
XI. Итог урока
— Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
— Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
— Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
— Как действовать при аварии водопровода?
— Что нужно и него нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
XII. Домашнее задание
1. Прочитать текст «Огонь, вода и газ» (учебник, стр. 4—6); ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 6);
2. Задания 1, 2 раздела «Подумай!» (стр. 6);
3. Выполнить задания 1-5 на странице 7.