Конспект урока на тему «Здоров будешь — все добудешь»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Кольчугино


Ворожцова Людмила Владимировна

классный руководитель

очно-заочной

(вечерней) формы обучения

Классный час.


Путь в тысячу километров

начинается с первого шага

Поговорка.



Тема: «Здоров будешь — все добудешь!»

Цель:

  • формирование представления о негативном воздействии вредных привычек на физическое здоровье подростка и его социальное благополучие;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • формирование ценностного отношения к собственному здоровью при помощи углубления знаний о пагубном влиянии вредных привычек на организм.

Форма работы:
занятие с элементами тренинга (в условиях классного часа)

Возрастная группа:

  • ученики 9 класса

Оборудование:
1. Плакат с цитатой
«Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра» (Конфуций)

2. Картина В.Е. Маковского «Не пущу!» Слайд.

3. Видеофильм (ссылка https://sigaretastop.ru/narkomaniya-video.html)

Классный руководитель:

Добрый день!

Началась новая эра в истории человечества! Нам с вами предстоит быть гражданами третьего тысячелетия. Молодежь – это будущее нашего мира, существующее в настоящем. Чтобы это будущее состоялось, нужно вести здоровый образ жизни. Ведь здоровье — это главная ценность человека в жизни. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание, на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире. Девизом нашего классного часа мы взяли народную поговорку «Здоров будешь — все добудешь!»

Человек — великое чудо природы. Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, способностью к адаптации к окружающей среде. Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, от повседневного поведения, от тех привычек, которые он приобретает, от умения разумно распорядиться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству, в котором он живет.

Однако необходимо отметить, что ряд привычек, которые человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют приобретению хронических заболеваний, преждевременному его старению. К таким вредным привычкам относятся курение, употребление алкоголя, наркотиков.

В условиях массового распространения вредных привычек среди детей и подростков в России создалась реальная угроза здоровью будущего поколения. Особенно губительно злоупотребление в молодежной среде – поражается и настоящее, и будущее общества.


2. Дискуссия «Знаете ли вы?…»

Классный руководитель:

1) что американцы называют чумой 20 века?

Курение. Сегодня курит треть населения планеты. В странах Европейского союза курят 42 % мужчин и 28 % женщин. В России, по данным Минздрава, курят 70 % взрослых мужчин и 49 % женщин. Но за этими цифрами скрывается ещё более угрожающая статистика: только в Швейцарии курение ежегодно уносит жизни более 8 000 человек. Это больше, чем от СПИДа, героина, кокаина, алкоголя, пожаров, ДТП, убийств и самоубийств вместе взятых. В Германии ежегодное число жертв курения составляет 100 000, а в Индии доходит до миллиона.
И тем не менее, табачная индустрия продолжает процветать, так как сигарета- источник значительной доли годовых доходов правительства.

2)Почему табачная индустрия до сих пор не использовала своё политическое влияние, чтобы убрать надпись «Курение опасно для вашего здоровья» с рекламных плакатов и пачек сигарет?

В действительности, эта надпись защищает табачную индустрию от судебных исков. Если человек, начав курить с 12 лет, а в 45 заболев раком лёгких, решил предъявить табачной компании иск, то у неё есть хорошее оправдание: мы предупреждали, что курение опасно для вашего здоровья.
Курение – не единственный порок нашего времени. Есть ещё одно страшное слово- алкоголизм. Слово «алкоголь» пришло к нам из арабского языка и означает «тонкая сущность предмета», а спирт –от латинского «дух».

3)Справедливо ли утверждение: вино родилось вместе с человеком, человечество пьёт всю свою историческую жизнь?

Виноделие, как и изготовление пива, возникло 7-8 000 лет назад. Так что, приобщение к алкоголю- сравнительно молодая ошибка человечества. Но наши предки пили вовсе не для того, чтобы напиться, а в рамках строго заданных обычаев. Например, вино отождествлялось с кровью языческого божества.

4)В начале 20 века говорили, что «сухой закон в Америке потонул….» О каком напитке идёт речь?

После неудачного опыта с введением сухого закона в США был введён закон, который запрещал употребление любых спиртных напитков, кроме пива. В результате за короткое время только за счёт пива были достигнуты ещё большие показатели употребления спиртного.
Сегодня эта проблема касается и нашего государства.
5) А знаете ли вы?….

Официально алкоголь был признан наркотиком в 1975 году на 28-й сессии Всемирной организации здравоохранения.

Просмотр фильма :

https://sigaretastop.ru/narkomaniya-video.html


Классный руководитель:

К сожалению, многовековая борьба с алкоголизмом пока так и не увенчалась успехом. Мы по-прежнему поднимаем бокал за здоровье, хотя с каждым новым бокалом здоровья становится всё меньше и меньше.

  • Посмотрите на картину В.Е. Маковского « Не пущу!»

  • Подумайте и поделитесь своими впечатлениями. (возможные ответы)

Ученики:

мне кажется все это ужасным, потому что мужчина собирается ударить свою жену. И все это видит дочка. Думаю, что она переживает чувство страха, стыда и жалости. И она, и мать унижены.

— и сам мужчина просто жалок. Он грязный, растрепанный. Он не заботится о своем внешнем виде.

-отец должен работать для своей семьи, обеспечивать ее, а не тащить из дома последние вещи, чтобы обменять их на водку, пропить.

— я вижу здесь боль, зло и предупреждение другим людям.


Классный руководитель:

И есть те, которым знакомство с алкоголем оказалось недостаточно. Те, кто в погоне за более сильными ощущениями шагнул ещё дальше навстречу пропасти и начал принимать наркотики.

Слово «наркотик» в переводе означает «онемение», «оцепенение». Пристрастие к наркотикам – это одна из дорог к преждевременной гибели. Американский журналист Род Кристофсен писал : «… ни разу не встречал хронического наркомана в возрасте более 30 лет». Принимая наркотики, человек попадает от них в зависимость в физическую и психологическую. В результате вся жизнь летит под откос. Наркоман опускается, деградирует. Друзья, родные, семья, учёба, карьера теряют свою значимость. Остаётся одно — как достать наркотики. Хотя, может у вас есть другое мнение на этот счёт?…

  1. Упражнение «Чёрное — белое»

Группа делится на 2 команды. Даётся список утверждений. Первая команда доказывает, что они верны и приводит аргументы «за», а вторая команда — доказывает обратное и приводит аргументы «против».

1.Наркотики употребляют сильные и талантливые люди.
2.Наркотик делает человека свободным.
3.Наркотики бывают «всерьёз» и «не всерьёз».
4.Наркоману не добиться успеха в жизни, мысли о будущем только мешают ему.
5.Наркоман не может создать собственной семьи, вряд ли кто-то согласится связать свою жизнь с больным человеком.

Классный руководитель:


Почему люди употребляют наркотики? Одна из причин по статистике – экономическая. Но тогда почему наркомания процветает в таких экономически развитых странах, как Канада, США….? Не от беспросветной нищеты в наркотическом угаре умер Элвис Пресли. Не от бедности покупают кокаин, цена которого – сотни долларов. Причины в другом. Они гораздо глубже — они в каждом из нас. И, как ни странно, не озвучивается ещё одна причина – любовь…

  1. Упражнение «Давайте разберёмся»

Сергей и Ксения любят друг друга. Они учатся в одном классе. Однажды Сергей во время дискотеки завёл Ксению в класс и предложил ей попробовать наркотик. Он объяснил, что начал недавно колоться, ему очень нравится, и он хочет, чтобы и Ксения тоже было хорошо. Но Ксения отказалась от предложения и убежала из школы. Она всю ночь не спала, думала, что делать и решила всё рассказать своей лучшей подруге, однокласснице Оле. Так и сделала. Оля обещала подумать и помочь. Она рассказала всё классному руководителю, а та — директору школы. Вызвали родителей Сергея в школу, рассказали про сына, Сергея положили в закрытый стационар на лечение. Никто из класса, даже Ксения, не приходил к нему. И только его друг Олег не изменил к нему своего отношения и посещал в больнице. Когда Сергей пришёл в школу, он уже твёрдо знал, что употреблять наркотики не будет больше никогда, но и поддерживать отношения с Ксенией тоже не собирается.
Оцените правильность действий всех участников этой истории. Предложите свои варианты действий того или иного участника.

Классный руководитель:


Главные действующие лица этой истории должны были сделать свой выбор, принять решение. Мы ежедневно принимаем массу решений, но есть и такие, которые сильно влияют на нашу жизнь, т.е. жизненно-важные решения. Для принятия таких решений полезно использовать модель принятия решений «Шаг за шагом».

  1. Упражнение «Шаг за шагом»

Используя модель «Остановись и подумай!», помогите Маше принять правильно жизненно-важное решение.
Модель принятия решения «Остановись и подумай!»


шаги

вопросы-действия

1.Остановись. Определи проблему.

1.Чего это касается? В чём заключается проблема? (попытайтесь встать на позитивную точку зрения и определить позитивные стороны)

2.Подумай. Определи основную цель.

2.Чего я хочу? (желаемые и возможные решения)

3-4. Подумай о последствиях.

3-4.Определи доводы «за» и «против». Что может произойти? (рассмотри обе стороны последствий-позитивную и негативную)

5.Решай, что делать?

5.Принятие решения. Каково моё решение? (взвесь все последствия, сделай наилучший выбор)

6.Оцени исход.

6.Был ли предшествующий процесс решения трудной для тебя работой? Подумай.


Пример решения проблемы:

  1. Проблема касается жизни и физического и психического здоровья любимого человека. Есть ли позитив? Да – Сергей недавно начал употреблять наркотики, Сергей любит Ксению , он ей доверяет.

  2. Я хочу ему помочь избавиться от пагубной привычки, я хочу предотвратить беду. Возможные решения:

— помочь Сергею , попросить помощи у взрослых,
— всё оставить как есть, отвернуться от Сергея,
— начать употреблять наркотики вместе с Сергеем.
3 -4 «За»:
— Сергей мне дорог, он мой парень, я не могу его бросить в беде,
— Он мне доверяет, ему небезразлично моё мнение, ему нужна моя поддержка,
— Взрослые помогут решить эту проблему, они знают, как это сделать,
— Сергей вернётся к нормальному образу жизни, мы будем счастливы вместе.
«Против»:
— Сергей продолжит употреблять наркотики и однажды погибнет,
— От Сергея отвернутся все друзья, близкие, его ждёт одиночество,
— Я тоже стану наркоманкой и меня ждёт такое же будущее…
5. Я принимаю правильное решение: помогу Сергею, обращусь за помощью к взрослым (значимым)………
6. Да, мне было сложно принять решение:
— возможно, сейчас меня Сергей не поймёт;
— я не знаю, какова будет реакция взрослых, родителей Сергея.
— мне всё-таки интересно, почему Сергею нравится употреблять наркотики…

Классный руководитель:


Хорошо, если друзья оказываются в трудный для человека момент рядом, если они так или иначе, могут еще содействовать излечению наркомана. Вот что писал о себе английский певец и рок-музыкант Дэвид Боуи: « Я пользовался многими наркотиками, увлекся ими в 1968 г., но никогда не наслаждался всем этим. Мне нравилось думать о том, что я нахожу что-то внутри себя. Вы можете многое сделать под влиянием наркотиков, но затем все приходит в упадок. Так я сделался скелетом, я расстроил свое здоровье. От гибели меня спас друг. Однажды он подтолкнул меня к зеркалу и сказал: «Посмотри, на кого ты похож. Я ухожу: ты не хочешь лечиться, ты не прилагаешь к этому никаких усилий». Человек не может видеть себя со стороны, знать, как низко он пал. Но когда вот его так суют носом в грязь…. Лично я не смог вынести такое унижение и с наркотиками было покончено». Хорошо, что так благополучно окончилось в случае с Дэвидом Боуи. Но, если бы болезнь затянулась, помощь могла бы уже оказаться запоздалой, т.е. человек не смог бы справиться с тягой к наркотикам. Лучше, когда друзья, хорошие, настоящие, удерживают тебя от первого необдуманного шага.

Классный руководитель:


«Путь в тысячу километров начинается с первого шага»,- гласит народная мудрость. И только от самого человека зависит, каким будет этот путь, эта тысяча километров, т.е.вся его жизнь : здоровой и счастливой или мрачной и рано разрушенной. И если ваш первый шаг будет неверным, если вы этот шаг сделаете к плохому, то и ваш путь может оказаться намного короче тысячи километров.


Подведение итогов.
Я думаю, что сегодняшний час прошел для вас с пользой. Вы выберете здоровье и скажите пагубным привычкам – нет!


Литература:

  1. Галичкина О.В.Система работы по профилактике наркомании. Волгоград, 2006 .

  2. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании у подростков. Москва, 2001.

  3. Хухлаева О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков. Москва, 2003.

  4. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. Москва, 2008




Свежие документы:  Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе "В гостях у осени"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: