Конспект урока на тему «Здоровье – это психофизическая гармония»


Здоровье – это психофизическая гармония.

Слова этой темы у меня в памяти вызывают такое изречение древних философов «В здоровом теле — здоровый дух!» .Можно предположить, что тема связи здорового духа, то есть психики, волновала людей уже в древности.

А в наше непростое время, эта тема становится обсуждаема и важна, как никакая другая. Очень сложным и до конца не решенным остается вопрос, что от чего зависит :психика от физеологии или физиология от психики. Исследования на эту тему ведутся и сейчас. Сам термин «Психическое здоровье» появился недавно. Его введению способствовали исследования Дубровиной Ирины Владимировны — доктора психологических наук, профессора, академика РАО. Суть этого термина до конца не определена.

Тем не менее, можно сказать, что нарушения психического здоровья связаны с:

  • Физическим развитием (соматическими заболеваниями и дефектами физического развития)

  • Стрессовыми условиями окружающей среды.

  • Социальными условиями.

Последние два понятия тесно связаны между собой, можно даже сказать, что стрессовые факторы стимулируются социальными условиями и влияют на «эмоциональное благополучие ребенка».

На этом понятии я хочу остановиться чуть подробнее.

Эмоциональное благополучие ребенка – ощущение или переживание эмоционального комфорта ,связанного с различными аспектами его жизни.

Какие компоненты входят в эту структуру.

  • Переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта.

Ребенку ничто не угрожает ,он находится в безопасной обстановке и хорошей физической форме(здоров, сыт, не утомлен.)

  • Переживание успеха/неуспеха в достижении целей.

Получил то что хотел или нет .Рад или огорчен или рассержен.

  • Переживание ребенком оценивания другими людьми результатов его активности.

Ребенок не находя отклика окружающих становится раздраженным, печальным или назойливым со вспышками гнева или страха.

  • Переживание комфорта в присутствии других людей и в ситуации взаимодействия с ними.

Неудовлетворенность ребенка во взаимоотношениях с окружающими может вылиться в различные эмоциональные переживания(разочарование ,обида ,гнев ,страх)Это касается как отношений со взрослыми ,так и с детьми. Так называемые « непопулярные» дети с низким социальным статусом.

  • Эмоции удовольствия/неудовольствия как преимущественный фон настроения.

Когда взрослые ласковы к ребенку, признают его права ,дети хотят с ним дружить ,он в хорошей физической форме, то его настроение бодрое ,жизнерадостное.

И наоборот.



В дошкольном учреждении оно зависит от многих причин:

  1. Состояние ребенка в период посещения ДОУ

  2. Особенности взаимодействий ребенка со взрослыми, работающими в ДОУ

  3. Особенности взаимоотношений с детьми группы

  4. Эмоциональная обстановка и уклад жизни в ДОУ

  5. Обстановка в семье



По вашему мнению, какие причины наиболее сильно влияют на эмоциональное благополучие ребенка? (ответы)

Да 2-ая и 5-ая. И мы сможем в этом убедиться, вспомнив структуру эмоционального благополучия.



Я предлагаю вам, ознакомится с признаками стрессового состояния у детей. Не стану останавливаться на этом подробно. Эти памятки я вам раздам в группы. С ними можно ознакомить родителей.



Признаки стрессового состояния у ребенка:

  • Трудность засыпания и беспокойный сон.

  • Усталость после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла.

  • Беспричинная обидчивость или, наоборот, повышенная агрессивность.

  • Рассеянность, невнимательность.

  • Беспокойство и непоседливость.

  • Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых.

  • Проявление упрямства

  • Постоянное сосание соски, пальца или жевания чего-нибудь.

  • Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников.

  • Игра с половыми органами.

  • Подергивание плеч, качание головой, дрожание рук.

  • Снижение массы тела или начинающие проявляться симптомы ожирения.

  • Повышенная тревожность.

  • Дневное и ночное недержание мочи, которого раньше не наблюдалось.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, учитывая тот момент, что они не проявлялись ранее.





Возвращаясь к тому, что именно личность взрослого(воспитателя) может существенно влиять на эмоциональное Предлагаю вам рассмотреть очень хороший метод ,это рассмотрение проблемы с различных точек зрения и умение встать на позицию другого. Воспитателю это поможет принять ребенка и понять его.

Объединитесь в три группы. От каждой группы пусть выйдет один человек и выберет листок со стола. На этом листе описана педагогическая ситуация с вопросом. В группе обсудите её, и один представитель от группы кратко ответит на поставленный вопрос. Педагогические ситуации я подобрала из жизни группы. Кто то из вас легко справляется с такого рода задачами ,для кого они вызывают затруднения. Сейчас будет реальная возможность поделиться опытом и получить его.

Педагогические ситуации:

  1. Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали они этого и после напоминания воспитателя. Какова должна быть реакция педагога?

  2. Мальчик ходит по группе и берет то одну, то другую игрушку, ни с одной не играет. Как поступить воспитателю в этом случае?

  3. Во время занятия воспитатель предлагает детям встать вкруг. Двое мальчиков отказываются стоять рядом с третьим. Что должен сделать воспитатель.

  4. Несколько детей бегают по площадке детского сада, наталкиваясь на других детей, сбивая их с ног. На замечания воспитателя они говорят, что они играют в полицейских. Действия воспитателя.

  5. Дети не хотят играть в игру предложенную воспитателем, игнорируя призывы, занимаясь своими делами. Что делать воспитателю!

  6. Ребенок мешает играть другим детям , разрушает их постройки , забирает игрушки. Дети дают ему отпор, ребенок плачет. Действия воспитателя.



Разбор ситуаций.

И еще я предлагаю вам тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе. С его помощью вы всегда сможете определить как себя чувствуют ваши воспитанники. (раздам после педсовета).

Тест

п/п

вопрос

да

нет

1

Уверен ли ребенок, что каждое утро его ждут в группе, что ему рады?



2

Имеет ли ребенок возможность самостоятельно выбирать материалы ,пособия, игрушки?



3

Имеет ли ребенок право на свободный выбор деятельности?



4

Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной деятельности?



5

Может ли ребенок выбрать самостоятельный способ действия с материалами и игрушками?



6

Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы?



7

Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе и двигательную.



8

Есть ли у ребенка необходимое жизненное пространство для реализации потребности в общении и уединении?



9

Ощущает ли ребенок себя членом «группы-семьи», может ли он предложить что-то изменить в интерьере , что-то переставить?



10

Ощущает ли ребенок свою значимость для Вас, для всех взрослых, работающих в детском саду?



11

Ощущает ли ребенок себя достойным человеком?



12

Ощущает ли ребенок себя виноватым, если у него чего-нибудь не получилось?



13

Ощущает ли ребенок зависимость от настроения взрослых?



14

Уверен ли ребенок ,что послушание — это его самое ценное качество в детском саду?



15

Понимает ли ребенок , что при проверяющих себя надо вести прилично, не так как всегда?



Спасибо за внимание!!

Свежие документы:  Тема урока: Правила поведения на улице (2 класс)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: