Конспект урока ОБЖ для 3 класса «Азбука безопасности»


бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сокольского муниципального района

«Детский сад общеразвивающего вида№17 «Радуга»












Конспект урока ОБЖ для 3 класса

«Азбука безопасности»








подготовили воспитатели

Колосова Татьяна Александровна

Прохорова Светлана Акиндиновна
















город Сокол 2013

Актуальность:

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.

Организуя в детском саду работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников.



Семейный клуб по теме «Азбука безопасности»


Цель: объединить усилия педагогов и родителей в формировании у детей правил дорожного движения. Воспитывать у детей и взрослых осознанное ответственное отношение к правилам дорожного движения в повседневной жизни.


Задачи:

Обучающие:

  • закреплять знания детей о безопасном поведении на улице, о правилах перехода дороги, о знаках для пешеходов.

Развивающие:

  • развивать у детей логическое мышление;

  • формировать умение правильно оценивать обстановку на дороге, замечать опасные ситуации.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах;

  • развивать внимание и осторожность.


Предварительная работа:

  1. Разучивание стихов о правилах дорожного движения

  2. Чтение художественной литературы М.Ильин «Машины на нашей улице», С. Михалков «Шагай осторожно» Волков «Правила дорожного движения»

  3. Словесные игры «Доскажи словечко», «Загадки», «Это я, это я…»

  4. Дидактические игры «Красный, желтый, зеленый», «Пешеходу малышу», «Сложи дорожный знак», «Найди пару»

  5. Подвижные игры «Стоп», «Красный, желтый, зеленый»

  6. Сюжетно-ролевая игра «Поездка на машине»

  7. Обыгрывание ситуаций с игровыми машинками

  8. Коллективная творческая работа «На улицах нашего города»

  9. Альбомы для раскрашивания «Дорожная грамота»

  10. Экскурсии по микрорайону

Для родителей: анкетирование, выставка литературы


Подготовка: экран, мультимедийная приставка, мультфильм «Смешарики, Азбука безопасности. Светофор»,

мультимедийная презентация, карточки для выполнения заданий, клеящий карандаш.


Ход семейного клуба

1. Вступительное слово воспитателя: Уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча в семейном клубе посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на дороге. У вас может возникнуть вопрос: не будет ли работа по изучению правил дорожного движения в детском саду излишней, ведь ребенок, переходя дорогу, находясь в транспорте, всегда находится под присмотром взрослого? Необходимо помнить о том, что формирование сознательного поведения – это длительный процесс. Сейчас ребенок ходит за руку с взрослым, а очень скоро он станет самостоятельным участником дорожного движения – пешеходом или пассажиром. Таким образом, работа по обучению детей правилам дорожного движения – это работа длительная. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно занятия или беседы с детьми. И работа эта должна вестись систематически. Различные исследования свидетельствуют о том, что у детей дошкольного возраста наблюдается значительный разрыв между теоретическими знаниями правил и их практическим применением. Даже специально организованное наблюдение за дорожным движением само по себе не обеспечивает формирование устойчивых представлений о правилах дорожного движения. Таким образом, все теоретические знания дети должны уметь применить на практике. И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое применение – это работа ваша, уважаемые родители.

2. Результаты анкетирования родителей.


Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.

Чтобы ваш ребёнок не создал опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь:

•   наблюдать за дорогой;
•   правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;
•   видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность.


3. Звучит музыка. В зал входят дети и садятся рядом с родителями.


4. Просмотр фрагмента мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности. Светофор»

Дети обсуждают ответы на вопросы вместе с родителями

Постановка проблемы:

Воспитатель: Что случилось со Смешариками?

Дети: Смешарики живут в большом городе, где много домов, жителей, дорог и машин. Бараш волнуется, как же здесь можно жить.

Воспитатель: Хотите помочь Смешарикам?

Дети: Да

Воспитатель: Сможете помочь?

Дети: Сможем.

Воспитатель выражает уверенность, что дети смогут помочь жителям большого города.

Воспитатель: Как помочь Смешарикам научиться переходить дорогу?

Предполагаемые ответы детей: рассказать, написать письмо, сделать памятки.

Воспитатель обобщает ответы детей, надеется, что дети вместе с мамами и папами помогут Смешарикам ориентироваться в большом городе.


5.Воспитатель предлагает детям очутиться в большом городе. Организует подвижную игру «Машины и пешеходы»

(совершенствование умения реагировать на звуковой сигнал)

Дети делятся на две команды: «Машины» и «пешеходы». Звучит быстрая музыка — машины едут, пешеходы стоят. Звучит медленная музыка – пешеходы идут, а машины останавливаются.


6. Воспитатель: Что помогает людям переходить дороги на оживленных улицах?

Дети: светофор.

Ребенок читает стихотворение:

С виду грозный и серьезный,

Очень важный светофор.

С перекрестка, с перекрестка

Он на нас глядит в упор.

Все, что хочет он сказать,

Нужно по глазам читать,

Воспитатель: Какими бывают сигналы светофора?

-Бывает, что у светофора горят все глаза?

-Что означает красный свет?

Дети: Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно.

— Что означает желтый свет?

-Желтый свет – предупреждение, жди сигнала для движения.

— Что означает зеленый свет?

-Свет зеленый говорит: пешеходам путь открыт.

Ответы детей.

Воспитатель (обращается к родителям): какие бывают светофоры? (пешеходные и транспортные)? Чем они отличаются? (показ на экране)

Игровое задание: «Почини светофор»

( дети вместе с родителями наклеивают в правильной последовательности «глазки» светофора, обсуждают действия водителей машин).

или Выполни задание «Светофор»


Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель читает стихотворение, дети добавляют слова:

Нужно правила движенья

Выполнять без возражений

Нужно слушаться без спора

указаний… светофора.

Если свет зажегся красный

значит, двигаться …опасно.

А зеленый свет горит –

Проходите, путь… открыт.

Этот знак дорожный знают все на свете,

Будьте осторожны на дороге…. дети!


Воспитатель приглашает детей на игру «Сигналы светофора» (под музыку на зеленый сигнал светофора шагают на месте, на желтый – хлопают в ладоши, на красный – стоят)


7. Воспитатель: Как еще можно перейти улицу, если нет светофоров? (дети обсуждают с родителями)

Дети: пешеходный переход

Ребенок:

Смешарик- – пешеход

Помни ты про переход.

Знай, что только переход

От машин тебя спасет.

Воспитатель: А что такое переход?

Дети: Это место на дороге для пешеходов.

Воспитатель: есть специальные дорожные знаки. (Дети с родителями рассматривают)

-Для чего нужны дорожные знаки?

Дети: чтобы не было беды, было безопасно ходить.

Воспитатель загадывает загадку:

На дорожном знаке том

Человек идет пешком.

Полосатые дорожки

Поспешили нам под ножки.

Дети отгадывают, находят среди дорожных знаков нужный.

Воспитатель: Где в нашем микрорайоне можно встретить этот знак?

Ответы детей, показ кадров.

2 загадка:

Этот знак дорожный

Знают все на свете

Будьте осторожны:

На дороге дети!


8. Выполни задание «Дорожные знаки»

Варианты

Игровое задание: наклеить дорожные знаки на игровом поле (пешеходный переход, автобусная остановка, осторожно — дети)

Собери знак». (Пазлы – знаки собрать воедино, объяснить смысл.)


9. Дети исполняют песню «Песенка дорожных знаков» музыка С. Миролюбова, сл. В. Мурзина


  1. Задание для родителей и детей за столами «Как избежать неприятностей». Каждая семья получает карточку с ситуациями, рассматривают их и обсуждают и наклеивают на листы «можно» и «нельзя» Рассказывают всем. (ситуации появляются на экране)

  2. Воспитатели предлагают поиграть в словесную игру «Это я, это я – это все мои друзья»

  3. Подведение итогов. Воспитатель благодарит детей и родителей за помощь Смешарикам. Предлагает отправить им памятки, которые сделали вместе с родителями. Дарит детям «Светофорчики»

  4. Итог для родителей:

В заключении стоит отметить, что изучение ПДД так же необходимо, как и получение знаний по математике, азбуке. Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения». То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.































Приложение

Анкета для родителей по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

  1. По какой стороне дороги надо идти, если нет тротуара? Знает ли об этом Ваш ребенок?

  2. Что надо сделать, прежде чем переходить улицу? Знает ли об этом Ваш ребенок?

  3. Как переходить улицу с двусторонним движением? Знает ли об этом Ваш ребенок?

  4. Как еще называется «зебра»? Для чего она нужна?

  5. С какой стороны обходить автобус, стоящий на остановке?

  6. Какие машины имеют право проезда на красный свет светофора?

  7. Используете ли Вы прогулки по городу для ознакомления ребенка с правилами поведения на дорогах?

  8. Являетесь ли Вы примером для Вашего ребенка на улице? Например, при переходе улицы?

  9. Если Ваш ребенок попытается перебежать улицу перед близко идущим автобусом, как Вы объясните ему, что это нельзя делать?

  10. Как Вы объясните ребенку, почему нельзя высовываться в автобусе, выставлять руки, выбрасывать мусор в окно?

  11. Если вы купили велосипед своему ребенку, о каких правилах вы ему расскажите?

12. Какие советы и предложения Вы можете дать детскому саду по обучению детей правилам дорожного движения.









ПАМЯТКА

для родителей



  1. Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

  • Неумение наблюдать.

  • Невнимательность.

  • Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

  1. Рекомендации по обучению детей ПДД.

  • При выходе из дома.

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглянитесь – нет ли опасности.

  • При движении по тротуару.

  1. Придерживайтесь правой стороны.

  2. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

  3. Если тротуар находится рядом с дорогой, крепко держите ребенка за руку.

  4. Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

  5. Разъясните детям, что бросать стекло, камни на дорогу нельзя. Это может привести к неприятностям.

  6. Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки возите только по тротуару.

  • При переходе проезжей части.

  1. Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

  2. Развивайте у ребенка наблюдательность.

  3. Подчеркивайте свои движения: остановка для осмотра дороги, поворот головы для осмотра дороги, остановка для пропуска автомобилей.

  4. Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.

  5. Не стойте с ребенком на краю тротуара.

  6. Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.

  7. Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

  8. Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках.

  9. Идите только на зеленый сигнал, даже если нет машин.

  10. Выйдя на проезжую часть, прекратите разговоры.

  11. Не спешите и не бегите, переходите дорогу размеренно.

  12. Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.

  13. Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.

  14. Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороны Вы увидели друзей, нужный автобус, ребенок должен знать, что это опасно.

  15. При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.

  16. Объясните ребенку, что даже на дорогах, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

  • При посадке и высадке из транспорта.

  1. Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.

  2. Подходите для посадки к двери только после полной остановки транспорта.

  3. Не садитесь в транспорт в последний момент.

  4. Приучите ребенка быть внимательными в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

  5. Ожидая транспорт, стойте только на посадочных площадках, на тротуаре, или обочине.

  • Рекомендации по формированию навыков поведения на улице.

  1. Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.

  2. Навык спокойного, уверенного поведения на улице? Уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы иметь запас времени, не торопиться и не бежать.

  3. Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.

  4. Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

Телефоны городских служб экстренной помощи

Звонки с городских телефонов в службы экстренной помощи (бесплатно):


01 — пожарная охрана и спасатели
02 — полиция
03 — скорая помощь
04 -газовая аварийная служба


112
— единый телефонный номер вызова экстренных оперативных служб (со всех сотовых телефонов)

Вызов 112 доступен даже при блокировке клавиатуры телефона!


































































































































































































Литература:

  1. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Программа «Безопасность» Санкт –Петербург «Детство – Пресс» 2002

  2. О.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» Москва 2006

  3. Э.А. Степаненкова, М.Ф. Филенко «Дошкольникам – о правилах дорожного движения» Москва «Просвещение» 1978

  4. Ф.С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку» Москва «Издательство Скрипторий 2003» 2006

  5. Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора» Москва «Просвещение» 1989



















Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Слова, обозначающие названия предметов"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: