Конспект урока ОБЖ в 9 классе «Правила и факторы закаливания»


Конспект

урока ОБЖ в 9 классе


«Правила и факторы закаливания»


Цель: Формирование потребности в здоровом образе жизни посредством

закаливания организма.

Задачи:

Образовательная:

Изучить механизм воздействия закаливающих процедур на организм человека. Убедиться в положительном значении закаливания для здоровья.

Изучить и освоить простейшие способы закаливания.


Развивающая:

Развитие волевых качеств.

Воспитательная:

Закрепить в сознании учащихся понимания личной ответственности за состояние своего здоровья, которое будет способствовать успешному достижению жизненных целей, выполнению общественного долга и обязанностей.


Тип урока: формирование новых знаний.


Оборудование:

Компьютер, проектор, магнитофон, презентация, опорные листы.


ХОД УРОКА.

Организационный момент:

Нацеливание на успешное решение задачи урока.

Актуализация (мотивация):

Ребята, я хочу напомнить вам несколько строк стихотворения А.Т. Твардовского

«Переправа» из поэмы «Василий Тёркин» (слайд 2)

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда…


Кому память, кому слава,

Кому тёмная вода,–

Ни приметы, ни следа.


Долги ночи, жёстки зори

В ноябре – к зиме седой.

? ВОПРОС: В каком месяце войска форсировали реку? Какой была вода? (слайд3)

И, у заберегов корку

Ледяную обломав,

Он как он, Василий Тёркин,

Встал живой, – добрался вплавь.


Гладкий, голый, как из бани

Встал, шатаясь тяжело.

Ни зубами, ни губами

Не работает – свело.

? ВОПРОС: – Может ли человек с плохим здоровьем долго находиться в ледяной воде?

Так что же нужно делать, чтобы не бояться ни холода, ни жары и меньше

болеть?

Совместно с учащимися анализируются и оцениваются ответы и предложения, определяется тема урока, ставятся задачи и утверждается план работы. (слайд 4.)

Задачи и план работы оформляются и записываются в УТК (Приложение №1)

(слайд 5)

Задачи:

ЗАДАЧИ


Закаляться

Для чего? ? Укрепление здоровья

Чем и как? ? Воздух, вода, солнце

Когда? ? Всегда


Для того, чтобы решить эти задачи предлагается работать по плану: (слайд 6)

План

  1. Сущность и принципы закаливания.

  2. Закаливающие факторы и виды закаливания.

  3. Эффекты закаливания.


1. Сущность и принципы (правила) закаливания.

Разбор механизма закаливания происходит на основе ранее полученных знаний на уроках биологии при изучении анатомии и физиологии человека, а именно при изучении строения и функции кожи, органов дыхания, кровеносной и нервной систем.

Используются соответствующие слайды

  • «Строение кожи человека» (слайд 7)

  • «Кровеносная система человека» (слайд 8)

  • «Нервная система человека» (слайд 9)

  • «Органы дыхания» (слайд 10)

? ВОПРОС: – Какая среднегодовая температура преобладает в нашей климатической

зоне?

Когда и чем чаще всего мы болеем? Почему?

ВЫВОД: Тренировать организм необходимо на приспособление к низкой темпера-

туре (холоду).

Под воздействием холода кровеносные сосуды кожи и верхних дыхательных путей рефлекторно сужаются (спазм), этим уменьшается теплоотдача организма во внешнюю среду. Если же организм не закалён происходит чрезмерное охлаждение, снижение местного иммунитета и как следствие – простудные заболевания.

Переохлаждению особенно подвержена слизистая дыхательных путей.



? ВОПРОС: Так что же делать, как избежать простудных заболеваний, как сохранить и

укрепить здоровье?


Выход один – тренировать систему терморегуляции – закаляться.

(Слайд 11)

Сущность закаливания – тренировка механизмов организма человека, которые реагируют на изменяющиеся природные (климатические) факторы.

Результаты закаливания – реакции организма постепенно становятся более быстрыми и точными, устойчивыми и надёжными.

Результаты беседы и обсуждения оформляются в УТК в виде схемы:

Сущность

закаливания

Тренировка – быстрота ?

реакции организма – точность здоровье

на природные факторы – устойчивость

– надёжность


? ВОПРОС: – Как и чем?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить принципы (правила) закаливания, предлагается заполнить схему в УТК под обозначением «Принципы» (слайд 12)


Общее ЗАКАЛИВАНИЕ Местное

ПРИНЦИПЫ

1. ? Постепенность

2. ? Регулярность

3. ? Индивидуальность

4. ? Многофакторность

После обсуждения и заполнения схемы «принципы» переходим к изучению второго вопроса плана работы.

2.Факторы и виды закаливания.

Для этого заполняем схему в УТК под обозначением «Факторы» (слайд 13)

ФАКТОРЫ



1. ?Воздух

2. ? Вода

3. ? Солнце

спорт

физический труд

воздушные ванны

сон



обтирание

обливание

душ

ванны для ног

купание

­­­­­­­

солнечные ванны

загар

загар + движение

(солярий)



Класс делится на три группы. Каждой группе предлагается определить один из трёх природных закаливающих факторов и предложить доступные способы (виды) закаливания, при котором используется определённый фактор.

Предлагается крестиками отметить факторы, которые можно использовать одновременно с другими факторами (принцип многофакторности).

Обратить внимание на соблюдение правил безопасности при проведении спортивных игр, купании и принятия солнечных ванн для загорания. Обозначаем меры безопасности в УТК словом «Безопасность».

Физкультурная пауза. / Звучит песня В.Высоцкого «Утренняя гимнастика»/ (слайд 14)

Упражнения для глаз: 1) моргание – закрыть глаза (4-5 сек) – повторить 4-5 раз;

2) круговые движения глазами;

3) движения глазами за указательным пальцем в разных

направлениях.

Предлагается учащимся вспомнить и продемонстрировать приёмы восстановления кровообращения при замерзании конечностей (махи большой амплитуды руками и ногами, прыжки на месте). Продемонстрировать порядок проведения растирания тела при закаливании способом «Обтирание водой».


3. Эффекты закаливания.

В ходе совместного обсуждения выясняются, какие положительные изменения происходят в организме под воздействием регулярного проведения закаливающих процедур. Обсуждается последняя часть УТК под обозначением «Эффекты». Обращается внимание на множество неспецифических эффектов закаливания. (слайд 15)


ЭФФЕКТЫ

Специфические Неспецифические:

адаптация – активная жизнь (+20-25%);

сила воли;

выносливость;

способности;

замедление старения;

(болезни) – уменьшение

В пустой прямоугольник схемы предлагается вписать слово, которое, по мнению учащихся, является следствием регулярного закаливания.


4. Заключительная часть.

Домашнее задание.

Домашнее задание предлагается учащимся в виде трёх вариантов, один из которых они самостоятельно выбирают и выполняют, используя УТК.

  1. Сформулируйте определение понятию «закаливание».

  2. Предложите способы закаливания для жителей жарких стран.

  3. Проанализируйте УТК и ответьте на оставшиеся вопросы, обозначенные знаком (?)





Выполните тест:

Тест «Закаливание»

  1. Регулярное закаливание способствует:

а)Замедлению старения; б) Повышению аппетита; в) Отвыканию от вредных привычек.

2. Регулярное закаливание обеспечивает продление срока активной жизни на:

а) 15-20%; б) 20-25%; в) 25-30%.

3. Купаться в водоёмах незакалённым лучше всего нужно начинать при температуре

воды:

а) 10-12С; б) 20-22С; в) 25-30С.

4. Солнечные ванны лучше всего принимать:

а) до полудня; б) после полудня; в) вечером.

5. Горло следует закаливать полосканием:

а) прохладной, а затем холодной водой; б) тёплой, а затем холодной водой;

в) 5 минут холодной водой.

  1. Из приведённых составляющих выделите основные для здорового образа жизни:

а) оптимальный уровень двигательной активности;

б) малоподвижный уровень жизни;

в) небольшие и умеренные физические нагрузки;

г) занятия физической культурой и спортом;

д) рациональное питание;

е) курение и употребление алкоголя в небольших количествах;

ж) соблюдение режима труда и отдыха;

з) закаливание организма.

Ответы: 1(а); 2(б); 3(б); 4(а); 5(а); 6(а, г, д, ж, з).


Выводы по решению учебных задач.


Подводятся итоги по решению поставленных задач урока, окончательно заполняется схема, обозначенная «Задачи»

? ВОПРОС: Так какое же слово мы запишем в свободном прямоугольнике в конце

1 страницы учебно-тренировочной карты? (Слайд 16)


Подведение итогов.

Подводятся итоги урока, отмечаются лучшие и активные ученики, обращается внимание на успехи и недочёты.





















6


Свежие документы:  Внеклассное занятие по ОБЖ в 8 классе «Факторы здоровья»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: