Конспект урока по ОБЖ «Землетрясения. Последствия землетрясений»


Тема: « Землетрясения». « Последствия землетрясений».

Цель: продолжить работу по заданной теме, развивать у учащихся навык правильного поведения при различных ЧС, систематизировать знания учащихся по теме, воспитывать чувство взаимопомощи, умение сосредоточиться в экстремальной ситуации.

Оборудование: карточки, плакаты по теме «землетрясения».

Ход урока:

1 Организация класса.

Здравствуйте, садитесь. Сейчас у нас с вами урок ОБЖ. Проверьте свои рабочие места. Что должно находиться у вас на парте? ( ответы уч-ся).

2 Проверка дом. задания.

Учитель задаёт учащимся вопросы, а они на них отвечают.

Что такое землетрясение? Каковы причины возникновения землетрясений и их классификация? ( т. е. какие виды землетрясений вы знаете).Перечислите основные характеристики землетрясений? ( некоторые уч-ся получают карточки)

3 Сообщение темы урока и новый материал:

а) Обобщение учителя :

На земном шаре ежегодно случается до 150 000разрушительных землетрясений, около 7000-сильных, 19000- умеренных,15000-слабых и несколько миллионов – очень слабых, улавливаемых лишь чуткими приборами.

б) Новый материал:

Так как вы уже знакомы с понятием землетрясение, то сегодня на уроке мы с вами поговорим о последствиях землетрясений, о мерах по снижению потерь и ущерба от землетрясений. Последствия землетрясений очень опасны. Их можно разделить на две группы: к первой группе поражения можно отнести только резкие толчки и колебания земной поверхности; ко второй группе относятся природные и связанные с человеческой деятельностью.

Первая группа- это опасные геологические явления ( растяжение, течение и проседание грунта, широкие трещины в нём, обвалы, камнепады и т.д.)

Вторая группа- это повреждение и разрушение зданий, пожары, взрывы, выбросы вредных веществ, транспортные аварии и т. д. Так же возможны прорыв гидротехнических водопроводных сооружений, т.е. это грозит наводнением. Оценивая последствия землетрясений в первую очередь, если это сильное землетрясение, влечение массовой гибели людей. Например в городе Нефтегорске после землетрясения из примерно 2 700жителей,погибло более 1 800. Другие получили тяжёлые травмы, а кроме этого у людей возникают тяжёлые психологические расстройства. Во время землетрясений очень опасна паника, т. к. люди совершают нелепые и опасные для них и окружающих поступки. Во время землетрясения гибель и травмирование людей происходит в основном за счёт повреждения и разрушения зданий. Повреждение зданий начинается при землетрясении 6-7 баллов. Так же во время землетрясений могут возникнуть пожары, поражения электрических сетей, хранилищ и коммуникаций топлива и газа. Из-за этих разрушений могут произойти выбросы радиоактивных , химических и вредных веществ, могут так же произойти транспортные катастрофы и аварии. Таким образом землетрясение приводит к кризису в обеспечении населения всем необходимым и жизнь людей становится тяжёлой. Но чтобы, как можно меньше возникло последствий от землетрясений нужно принимать некоторые меры по снижению потерь и ущерба. С абсолютной точностью предсказать место землетрясения невозможно, поэтому в сейсмически опасных районах создаётся сейсмическая служба. Главная задача этой службы определение параметров очагов землетрясения и так же ,где следует его ожидать, поэтому они определяют сейсмически опасные районы; в этих районах должны строиться здания сейсмостойкие; не должны в этих районах строится опасные производства. Население должно обучаться способам само спасения, взаимопомощи и выживания в условиях землетрясения.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Копцова Елена Александровна Лесные опасности. Как нужно купаться"

4 Работа по учебнику:

А сейчас мы с вами поработаем по учебнику. Откройте страницу 60 учебника и в свои тетради выпишите понятия :что такое заблаговременные меры и сейсмическая служба.

Так же выпишите в свои тетради правила поведения во время землетрясений. ( уч-ся списывают их с доски).

Правила поведения
Если вы попали в зону землетрясения:

  • сохраняйте спокойствие, самообладание, действуйте быстро и уверенно;

  • безопасным местом во время землетрясения является улица (площадь) вдалеке от строений. Если землетрясение застало вас в машине, остановитесь вдалеке от строений и высоких деревьев, дождитесь окончания подземных толчков, не выходя из салона автомобиля;

  • после окончания первого толчка необходимо покидать здание быстро и самым коротким путем. Тому, кто не может передвигаться самостоятельно, необходимо оказать помощь;

  • нельзя тратить время на сборы, с собой следует взять только необходимые вещи, документы, деньги;

  • нельзя пользоваться лифтом во время землетрясения;

  • чрезвычайно опасно прыгать на землю с верхних этажей;

  • нельзя подниматься на крышу зданий, скапливаться на лестничных клетках и на лестницах;

  • покидая квартиру, дом, отключите электричество, воду и газ.

Самые безопасные места в квартире, доме:

  • углы капитальных стен;

  • проемы в этих стенах;

  • пространство под несущими конструкциями.

Безопасные положения при нахождении в помещении.

  • присев на корточки, туловище наклонено вперед, голова и лицо закрыты руками;

  • стоя лицом к несущей стене;

  • лежа на животе вдоль несущей конструкции.


В доме необходимо иметь:

  • резервный источник света (фонарик, спички, свеча, лампа);

  • запас продуктов длительного хранения и резервный запас питьевой воды;

  • аптечку первой медицинской помощи;

  • радиоприемник с автономным питанием для прослушивания экстренных радиосообщений;

  • не рекомендуется хранить легковоспламеняющиеся, отравляющие, взрывоопасные вещества.

5 Обобщение и закрепление:

На сколько групп делятся поражающие факторы землетрясения?

Какие меры по снижению ущерба от землетрясений нужно применять?

6 Итог урока.



7 Д.з. стр. 55-62 пересказ.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: