Методическая разработка классного часа «Недаром помнит вся Россия»



МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»








Методическая разработка классного часа:


«Недаром помнит вся Россия»




подготовил преподаватель- организатор ОБЖ

первой категории

Облов Алексей Анатольевич






















г. Исилькуль 2013 год.





Методическая разработка классного часа: Недаром помнит вся Россия



Ведущий 1.События, которым посвящен наш классный час, происходили двести лет назад. Но спустя много лет, наш народ помнит о тех героических днях и чтит память всех, кто поднялся на борьбу против французских захватчиков.


Ведущий 2.Сегодня мы расскажем вам о войне 1812 года, о тех героических днях, когда весь русский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков.

Ведущий 1.1812 год. Огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона I напала на нашу Родину.

Ведущий 2 Наполеон был очень опытным полководцем. Его армия считалась самой сильной в мире. Он завоевал многие страны Европы. И вот теперь шел на Россию


Ведущий 1. Французский император Наполеон, покорив почти всю Европу, решил убрать последнее препятствие к мировому господству. На рассвете 12 июня 1812 года “Великая армия” Наполеона (640 тыс.человек), переправившись через Неман , вторглась в пределы Российской империи. Главной целью Наполеон считал взятие Москвы. Он говорил: “Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, но заняв Москву, я поражу ее в самое сердце”.


Ведущий 2. 26 августа 1812 года в половине шестого утра началось знаменитое Бородинское сражение.


Ведущий 1. Бородино! Деревня в 120 км к западу от Москвы, мало кому известная до 26 августа 1812 года, стала местом славы русского солдата, славы России

Ведущий 2.В этот день на Бородинском поле произошло самое главное сражение войны 1812 года, войны справедливо названной отечественной


Ведущий 1. Горькими были первые месяцы войны. Наши генералы понимали, что нет пока у русской армии сил, чтобы справиться с грозным врагом. И солдатам приходилось отступать, отдавая захватчикам русскую землю..


Ведущий 2. В это время главнокомандующим русской армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов.

Нелегкая жизнь досталась Кутузову. Нелегкая, зато славная. В 1812 году Михаилу Илларионовичу Кутузову исполнилось 67 лет. Много всего позади. Не счесть боев и военных походов.

Трижды Кутузов был тяжело ранен. Дважды в голову, раз в щеку. В одном сражении Кутузову выбило правый глаз. Чуть не умер. Но судьба как будто хранила его для чего – то более важного.


Ведущий 1. Кутузов размышлял в те дни: « Плохи, плохи наши дела. Нехорошо, когда армия отступает. Непривычно для русских солдат этакое…Да ведь силы наши пока слабы. Армию сберегать надо. Но и солдат понимать нужно. Душу русскую понимать. Надо ехать в войска!»

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "О братьях наших меньших"


Ведущий2. Горькими были первые месяцы войны. Наши генералы понимали, что нет пока у русской армии сил, чтобы справиться с грозным врагом. И солдатам приходилось отступать, отдавая захватчикам русскую землю

Ведущий 1. В это время главнокомандующим русской армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов.

Нелегкая жизнь досталась Кутузову. Нелегкая, зато славная. В 1812 году Михаилу Илларионовичу Кутузову исполнилось 67 лет. Много всего позади. Не счесть боев и военных походов.

Трижды Кутузов был тяжело ранен. Дважды в голову, раз в щеку. В одном сражении Кутузову выбило правый глаз. Чуть не умер. Но судьба как будто хранила его для чего – то более важного.


Ведущий 2. Кутузов размышлял в те дни: « Плохи, плохи наши дела. Нехорошо, когда армия отступает. Непривычно для русских солдат этакое…Да ведь силы наши пока слабы. Армию сберегать надо. Но и солдат понимать нужно. Душу русскую понимать. Надо ехать в войска!»


Ведущий 1.Давайте представим себе встречу Михаила Илларионовича Кутузова с солдатами.


Кутузов: Ну, братцы, как настроение?

Солдаты: Веди нас, батюшка в бой! Утомились, заждались.

Кутузов: Будет бой! Что ж мы не русские?! Что нам храбрости не хватает?!

Солдаты: Вот это слова! А когда же бой?

Кутузов: Не сейчас. Надо подождать.

Солдаты: Что – то непонятное! Ваша светлость, так что же, опять отступление?

Кутузов: Кто сказал отступление? Сие есть военный маневр!


Ведущий 2.И вот до Москвы осталось всего 110 километров. Дальше отступать нельзя. Кутузов решает дать генеральное сражение у села Бородино.


Ведущий 1.Вот как говорится о тех днях в поэме М.Ю.Лермонтова «Бородино»

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушке на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.


Ведущий 2. И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.


Ведущий 1.Сражение началось рано утром 7 сентября 1812 г. канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.

В продолжение нескольких часов на этом поле, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, люди бежали, падали, кричали, стреляли, сходились в рукопашной схватке..

Ведущий 2. Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

Свежие документы:  Инструкция по организации дежурства в столовой

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Ведущий 1. враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Ведущий 2. Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще ни Наполеон, и никто из его генералов. Французы были поражены силой духа русских солдат, и восхищены их стойкостью и героизмом.

В Бородинском сражении, которое длилось 15 часов, приняли участие 240 тысяч человек (110 тысяч россиян и 130 тысяч – армии Наполеона). За один день ранено и погибло 100 тысяч человек. В этом сражении не было ни победителя, ни побежденного: обе стороны имели и потери, и трофеи. Французская армия уже не могла победить россиян, а русская армия была еще не в силах разгромить французов.

Ведущий 1После отхода русских войск от села Бородино встал вопрос о судьбе Москвы, и М.И. Кутузов на военном совете принял решение оставить столицу без боя, вопреки мнению большинства генералов.
Кутузов говорил: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибли Москва и Россия…Властью, данной мне государем и Отечеством, повелеваю, повелеваю отступление”.


Ведущий 2 14 сентября французы без боя вошли в Москву. Наполеон мечтал о том, что жители города будут встречать его как героя- победителя, но он ошибался.. Город оказался пуст: большинство москвичей покинули его.

Наполеон объявил город трофеем, и Москва была отдана на разграбление.

Ведущий 1.Но с первых, же дней пребывания французских войск в Москве начались пожары, охватившие почти весь город.

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

Ведущий 2. Через несколько дней после захвата Москвы Наполеон, спасаясь от огня, вынужден был покинуть Кремль. Бесславно уходили французы из Москвы..


Ведущий 1.Между тем М.И.Кутузов усиленно готовил контрнаступление. За месяц численность русской армии удвоилась, а конница увеличилась в четыре раза. Были созданы запасы оружия, обмундирования, продовольствия.

Ведущий 2.Повсеместно вели борьбу с французскими захватчиками партизанские отряды. В них входили как гусарские отряды, так и простые крестьяне.


Ведущий 1.Французскую армию гнали все дальше и дальше от Москвы. При отступлении армия Наполеона несла огромные потери – солдаты страшно страдали от голода и холода.

Наполеон, вступив в войну с Россией в начале лета, рассчитывал одержать быструю победу, и его армия не была готова к русским холодам.

Свежие документы:  Классный час для 11 класса «Скажи наркотикам: «НЕТ!»

Ведущий 2. В конце декабря в городе Вильно прозвучал Манифест российского императора Александра I об окончании Отечественной войны. Там есть такие слова: «Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия!..»

Ведущий 1. Подвиг русских героев Отечественной войны 1812 года давно прославлен в нашей стране.

В 1968 году при въезде в Москву у Поклонной горы была установлена Триумфальная арка. Первоначально арка была деревянной, а позже была построена в камне. На арке выбиты слова М.И. Кутузова: “Славный год сей минул, но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своей спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем”.

Ведущий 2. В 2012 году наша страна отметила 200-летие Бородинской битвы – крупнейшего сражения Отечественной войны 1812 года, в котором русская армия под командованием М.И. Кутузова одержала победу над войском Наполеона, и которое оказало влияние на исход войны. Бородинское сражение осталось в памяти народа как символ стойкости и героизма в защите Родины, как олицетворение несокрушимости русского духа, нетленности русской славы и гордости за нашу Отчизну.

Ведущий 1 Москва! В дни страха и печали,
Храня священную любовь,
Недаром за тебя же дали
Мы нашу жизнь, мы нашу кровь.
Недаром в битве исполинской,
Пришел народ сложить главу,
И пал в равнине Бородинской,
Сказав: “Помилуй Бог Москву!”

Список использованной литературы.


1. Голиченко Т. Три поля русской славы: (для учеников V-VIII классов) / //Воспитание школьников. — 2006. — N 4. — С. 63-69.

Сценарий мероприятия, посвященный народному подвигу в Бородинском сражении, Куликовской битве, Великой Отечественной войне.

2. Дронова, Тамара Михайловна. «Бессмертен тот, кто отечество спас… Литература в школе. — 2008. — N 8. — С. 42-47.- (Душа обязана трудиться).

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Бородинской битве.


3. Зархи С. Б. Клятву верности сдержали: литературно-музыкальный вечер. Читаем, учимся, играем. — 2007. — N 6. — C. 17-26.

Сценарий, посвященный Отечественной войне 1812 года.


4 Попова, Е. Н.. Подвиг доблести и чести Игровая библиотека. — 2011. — N 3. — С. 4-15. —

Сценарий вечера для 7-11 классов, посвященный героям Отечественной войны 1812 года.

5. Щербакова, А. А. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина… «: к 200-летию истор. битвы Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2011. — N 8. — С. 31-32. — (О Родине, о подвигах, о славе…).







.

















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: