Методическое описание обучающего занятия по ПДД 2 класс «Учусь читать дорожные знаки»



Е.Л.Осипова

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 113


Методическое описание обучающего занятия по ПДД

2 класс



Тема: Учусь читать дорожные знаки.

Цель : познакомить учащихся с дорожными знаками

Задачи: — организовать деятельность учащихся по определению групп дорожных знаков, на основе выделения их объединяющих признаков;

развивать мышление через сравнение, анализ, обобщение; внимание, наблюдательность;

— воспитывать наблюдательность, как качество личности.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, дорожные знаки (пазлы), круги красного, зеленого, желтого цветов, карточки с дорожными знаками пяти групп.

Звуковое оформление: музыка «Поющие светофоры — Помни правила движения» (из детского мюзикла про ПДД)




Основные этапы урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Подготовительный этап урока

1. Учащиеся приглашаются в класс, оформленный различными пособиями, в соответствии с темой и содержанием занятия.

2. Организует четыре группы учащихся для работы на занятии

1. Знакомятся с оформлением класса и настраиваются на предстоящую совместную деятельность.

2. Занимают места в соответствии с предложением учителя

I этап

I.1. Создает ситуацию затруднения. Формулирует и записывает на доске тему урока.

Сегодня к нам в гости пришел наш старый знакомый.

Слайд 2

Зорко смотрит постовой за широкой мостовой.

Как посмотрит глазом красным –

Остановятся все сразу. (светофор)

-Мы вместе со светофором « Митей » подготовили класс. А мой помощник даже зашифровал тему урока на доске.

Слайд 3

S F Д W O Р Y O N M Н R Ы V L E

R З N W Н А V J К И

Назовите тему урока.

Слайд 4


1. Слушают, участвуют в объяснении ситуации затруднения и формулируют тему урока.

урока (познавательной цели).








Дорожные знаки


Читают тему урока


I.2. Формулирует познавательную цель и задачи урока

Для чего нужны дорожные знаки?

Почему знание дорожных знаков каждым человеком важно не только для себя, но и для других?

Молодцы!

Сегодня на уроке: мы познакомимся с дорожными знаками, узнаем, какая информация скрывается за каждым из них и уверена, что решим все задачи, которые нам приготовил мой помощник светофор «Митя»


I.3 Историческая справка.

Слайд 5,6,7,8,9

— Кто из вас знает как давно появился первый в мире светофор?

Появился он в Англии в 1868 году и был похож на газовый фонарь. Полицейский с помощью ручного привода, менял красное стекло фонаря на зеленое, так он регулировал уличное движение.

В России первый светофор был установлен в Москве в 1924 году на углу Кузнецкого моста и Петровки. Это был циферблат со стрелкой.

Как выглядели первые дорожные знаки?

Очень давно царь Алексей Михайлович недалеко от Москвы в селе Коломенском построил себе красивый дворец. Он очень часто приезжал туда на отдых или охоту. Он велел поставить по всей дороге, через каждую версту, высокие нарядные столбы, которые было видно в любую погоду. По этим столбам люди узнавали сколько верст проехали, могли находить дорогу в непогоду.. И столбы эти называли верстовыми.

И по сей день ставят эти столбы на дорогах, только теперь их называют километровыми указателями.




Участвуют в проблемном диалоге, высказывают свое мнение

















II этап

2.1..Объяснение учебного материала

  • Для каждого из вас приготовлен конверт с карточками дорожных знаков.

-Рассмотрите предложенные знаки и постарайтесь их разложить на группы, по признаку, который их объединяет.

-Назовите, какие признаки вы выделили для разделения их на группы.

— А теперь коллективно постарайтесь объединить свои знаки в общие группы.

Сколько получилось групп?

-По каким признакам выделены ваши группы дорожных знаков.








У каждого ученика по 3 группы



Цвет, форма




5 групп

Конкретно называют цвет и форму

— треугольной формы с красной каемкой

— круглой формы с красной каемкой

— квадратной формы синего цвета

— круглой формы синего цвета

— прямоугольной формы синего цвета

2.2.Перед тем как дать характеристику каждой группе знаков немного отдохнем.

Физкультминутка.

  • Покажу зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте,

  • Покажу желтый сигнал светофора – хлопают в ладоши,

  • Покажу красный сигнал светофора – стоят неподвижно. Тот, кто перепутает сигналы, садится на место.



2.3.Выстроим в ряд знаки белого цвета с красной каемкой, имеющие треугольную форму.

Слайд 10

Эти знаки называют предупреждающими.


— Светофор «Митя» загадает нам загадки и мы узнаем, как называется и о чем предупреждает каждый из этих знаков.


Слайд 11,


Нарисован человек,

Землю роет человек.

— Почему проезда нету?

Может быть здесь ищут клад?

И старинные монеты в сундуке большом лежат?

Их сюда, наверно, встарь

Спрятал очень жадный царь? (ремонтные работы)

— Как вы думаете, где на дороге можно увидеть такой знак?

— О чем он предупреждает?

Слайд 12

Машины мчат во весь опор,
И вдруг навстречу знак.
Изображен на нем забор.
Шоссе закрыто на запор?

Слайд 13

Замечательный знак -восклицательный знак!

Значит можно здесь кричать, петь, шуметь, озорничать?

Если бегать – босиком!

Если ехать – с ветерком!

Отвечают люди строго:

— Здесь опасная дорога!

Очень просит знак дорожный

Ехать тихо, осторожно! (прочие опасности)

Слайд 14

Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда — то. (осторожно дети)

— Где на дороге можно увидеть такой знак? О чем он предупреждает водителей этот знак?



-Обратите внимание, что есть группа знаков очень похожих на те, о которых мы говорили сейчас.

-Возьмите в руки по одному знаку и покажите всем.


-Все согласны с выбором своих товарищей?

-Назовите признаки сходства и различия этих знаков.


Слайд 15

Эта группа знаков называется — запрещающие знаки

Догадайтесь, что могут запрещать эти дорожные знаки?


Слайд 16

Здесь нельзя ни мне, ни Пете

Ехать на велосипеде.

Мы попросим, чтоб купили

Мамы нам автомобили. (движение на велосипедах запрещено)

Слайд 17

Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати вниманье, друг:
Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога вроде, но
Здесь ходить запрещено. (проход закрыт)

Слайд 18

В круге красного цвета нарисован белый прямоугольник. Этот знак называется «Проезд запрещен».

— Что обозначает этот знак? Где его устанавливают?


На парте учащихся выстраивается ряд таких знаков










Отгадывают загадку, называют и показывают нужный знак, объясняя, где его можно увидеть на дороге и о чем он предупреждает водителей и пешеходов.
















Отгадывают загадку, называют и показывают нужный знак, объясняя, где его можно увидеть на дороге и о чем он предупреждает водителей и пешеходов.







Отгадывают загадку, называют и показывают нужный знак, объясняя, где его можно увидеть на дороге и о чем он предупреждает водителей и пешеходов.





















Отгадывают загадку, называют и показывают нужный знак, объясняя, где его можно увидеть на дороге и о чем он предупреждает водителей и пешеходов



Показывают знаки друг другу


Выделяют сходство и различие этих знаков.

Сходство: красная каемочка

Различие: круглой формы



Высказывают свое мнение.







Отгадывают загадку, называют и показывают нужный знак, объясняя, где его можно увидеть на дороге и о чем он предупреждает водителей и пешеходов.





Отгадывают загадку, называют и показывают нужный знак, объясняя, где его можно увидеть на дороге и о чем он предупреждает водителей и пешеходов.


















2.4.Проверочное задание по тем группам дорожных знаков, с которыми уже познакомились дети.



1,3 команды должны нарисовать запомнившиеся им знаки , на шаблонах.

2, 4 команды составляют знаки из пазлов.

( во время работы звучит музыка «Поющие светофоры — Помни правила движения» (из детского мюзикла про ПДД)

Проверка самостоятельной работы




Самостоятельная работа










Называют группу , к которой относится данный знак, дают название знаку.


2.5.Подводит итог работы на 1 этапе урока, оценивает работу учащихся (сам учитель!)


Дедуктивный ЭЛП

(эмоционально-логический переход)


Перед нами дорожные знаки в виде голубого круга. Найдите их среди ваших знаков и покажите .

Слайд 19

Это предписывающие знаки.

— Как вы понимаете слово ПРЕДПИСЫВАТЬ?

— Подумайте и скажите, что могут обозначать эти предписывающие знаки?

— Предписывающие знаки распоряжаются на дорогах, кому, что и как нужно делать на дорогах.

Слайд 20, 21



— Кто из вас узнал этот дорожный знак? (пешеходная дорожка)

— Что разрешает делать этот знак? (разрешается движение только пешеходам)

— Где можно увидеть такой знак?

Слайд 22

Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет. (велосипедная дорожка)

Что предписывает этот знак?

Слайд 24

Отчего бы это вдруг

Стрелки дружно встали в круг,

И машины друг за другом

Мчатся весело по кругу? (круговое движение)

-Что обозначает этот знак этот знак?

2.6 Проверочное задание по группе предписывающих дорожных знаков.

Приложение №1


Слайд 25

А сейчас вы задайте вопросы мне с моим помощником «Митей» для характеристики следующей группы знаков.



Эти знаки называют информационно- указательные .

Они информируют об особенностях движения.

Догадайтесь, о чем могут информировать эти знаки?

Слайд 26

Вот большой зеленый сквер

А напротив — буква «Р». (место стоянки автомобилей)

Слайд 27, 28

Что за знак такой висит?

«Стоп!» – машинам он велит.

Пешеход, идите смело

По полоскам черно-белым. (пешеходный переход)

Слайд 29, 30

Как называется этот дорожный знак? (подземный переход)

Что обозначает знак?

Где его можно увидеть?

— Где устанавливают такой знак?



Слайд 31

— Чем похожи эти знаки?

— Это знаки сервиса. Догадайтесь, у каких объектов сервиса могут устанавливать эти дорожные знаки?

Слайд 32

Заболел в дороге друг . . .

Огляделся я вокруг . . .

Помощь я ищу окрест . . .

Вдруг увидел красный крест!

Я ,надеюсь, каждый знает

Что все это означает . . . (пункт медицинской помощи)

Слайд 33

Захотелось есть в пути?

Вот столовая! Зайди! (пункт питания)

Слайд 34

Тут заправится машина:

Выпьет три ведра бензина.

Помоги машине каждой,

Если та страдает жаждой. (автозаправочная станция)




Показывают знаки друг другу





Предписыватьприказывать или предлагать обязательно соблюдать что-либо.

Высказывают свое мнение.







Называют знак и объясняют его значение.








Отгадывают загадку, называют и показывают нужный знак, объясняя, где его можно увидеть на дороге и о чем он предупреждает водителей и пешеходов.









Отгадывают загадку, называют и показывают нужный знак, объясняя, где его можно увидеть на дороге и о чем он предупреждает водителей и пешеходов.




Самостоятельная работа


Карточку получает каждый ученик



Какого цвета эти знаки?

Какой формы эти знаки?

Что изображено на знаках?





Высказывают свое мнение.



Отгадывают загадку, объясняют какой это знак и о чем он информирует.











Объясняют место установки знака



Называют знак, объясняя, где его можно увидеть на дороге и о чем он предупреждает водителей и пешеходов.











Сходство: синие прямоугольники с белым квадратом внутри.







Отгадывают загадку и объясняют, у какого пункта сервиса его можно установить.











Отгадывают загадку и объясняют, у какого пункта сервиса его можно установить.





Отгадывают загадку и объясняют, у какого пункта сервиса его можно установить.

Ш этап

Слайд 35

Организует с детьми совместные ответы на вопросы светофора «Мити» (звучит магнитофонная запись)

— Как называются дорожные знаки круглой формы синего цвета?

— Какую форму имеют запрещающие знаки? Назовите их.

— Для чего нужны предупреждающие знаки? Назовите их.

— Как называются знаки, информирующие водителя и пешехода о чем-либо?





Прослушивают вопрос и дают ответ.


Подведение итога.

— Для чего нужны дорожные знаки?


Дедуктивный ЭЛП

(эмоционально-логический переход)



IV этап

Организует закрепление типовых признаков определения групп дорожных знаков.

Игра «Кто быстрее?»

Оборудование:

  • карточки с названиями групп дорожных знаков- запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные, предписывающие, знаки сервиса;

  • дорожные знаки каждой группы.

Ход игры.

К доске выходят четыре ученика, каждый из которых выбирает карточку с названием группы знаков. Все остальные ученики получают дорожные знаки.

По команде учителя ребята встают со своих мест и группируются, образуя четыре команды, которые могут называться: «Запрещающие знаки», «Предписывающие знаки» и т.д.

Побеждает та команда, которая сгруппируется за минимальное количество времени, и назовет как можно больше знаков.

















Заключительный этап урока

Формулируется общий вывод по уроку и дается мотивация перспективы:

— Как вы думаете, верно ли высказывание: «Дорожные знаки необходимы для того, чтобы правильно организовать движение на дорогах.»


-Откройте в дневнике ваш листок – маршрута движения в школу и отметьте на нем дорожные знаки на вашем пути.


Слайд 36

Знак дорожный уважай!

Сам его не нарушай!

И воспитывая слово,

Уважать заставь другого!

Самый малый знак дорожный,

Он стоит не просто так,

Будьте, будьте осторожны,

Уважайте каждый знак!






Объясняют свой ответ





Рисуют на листе-маршруте дорожные знаки
















Список литературы:

  1. Т.С.Белоусова «Изучение правил дорожного движения во 2 классе» , научно-педагогический центр «Уникум», 1994 год.

  2. В.Э.Рублях, Л.Н.Овчаренко «Изучение правил дорожного движения в школе», Москва, Просвещение, 1979 год.

  3. Т.Н.Максимова «Поурочные разработки по ОБЖ», Москва, ВАКО, 2011 год.

  4. Н.А.Извекова «Правила дорожного движения» учебное пособие для 2 класса, Москва, Просвещение, 1988 год.



Свежие документы:  Конспект урока во 2-м классе "Путешествие по разным музыкальным странам"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: