Образовательная программа объединения «Юный патриот»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» Кукморского муниципального района

Республики Татарстан












Образовательная программа

объединения «Юный патриот»

педагога дополнительного образования

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

Кукморского муниципального района РТ

Гарафиева Ленара Зиатдиновича

Возраст обучающихся: 12-15 лет

Срок реализации: 3 года

Место проведения: МБОУ «СОШ №3 п.г.т. Кукмор»






















Кукмор

Пояснительная записка.

Программа объединения дополнительного образования «Юный патриот» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в соответствии с требованиями закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» и с учетом рекомендаций преподавателей основ военной службы общеобразовательных учреждений Кукморского района.

Ведущие образовательные функции военно-патриотического объединения «Юный патриот» допрофессиональная подготовка и профессиональное ориентирование на специальности военной направленности, обучение навыкам выживания в различных экстремальных ситуациях.

Основными целями программы являются:

— интеллектуальное, физическое и нравственное развитие учащихся;

— создание прочной основы для подготовки учеников к служению Отечеству в самом широком понимании этого слова;

— формирование у школьников высокого патриотического сознания.

Для достижения этих целей необходимо решит следующие задачи:

— развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, здорового образа жизни, миропонимания и судьбы страны в целом;

— дальнейшее развитие знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных Сил, физической культуры и спорта, гигиены, медицины; развитие интереса к воинским специальностям и, в частности, к работе спасателей, формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству;

— физическое развитие подростков, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных жизненных ситуациях;

— воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма. Программа составлена с учетом знаний школьников по базовому курсу ОБЖ и обеспечивает углубленную военную, туристскую, медицинскую, силовую подготовку. Программа состоит из восьми разделов и рассчитана на 3 года из расчета 144 часа в год с 4 часовой недельной нагрузкой, всего на 432 часа. Курс обучения охватывает школьников в возрасте 12-15 лет. Для успешной реализации программы необходимы туристское снаряжение, средства индивидуальной защиты, средства пожаротушения, оборудованный кабинет основ военной службы, военно-спортивный городок, стрелковый тир, пневматическое стрелковое оружие учебные пособия по курсу ОБЖ, ОВС, ГО.

Направления деятельности и предполагаемые формы работы

— изучение истории своего поселка;

— коллективно-творческие дела, в которых задействованы практически все ученики и учителя школы: месячник оборонно-массовой и спортивной работы;

— праздники общешкольные: фольклорный праздник, День Защитника Отечества, День юного героя-антифашиста, семейный праздник «Папа, мама, я — спортивная семья», туристический слѐт, спортивные праздники, «Зарница»;

— устные журналы, беседы, встречи с ветеранами, Уроки мужества, просмотры кинофильмов о войне, читательские конференции по книгам о защитниках Родины, походы по родному краю, спортивные турниры по различным видам спорта, дни здоровья, участие в районных соревнованиях и туристическом слѐте, пропагандистская работа по здоровому образу жизни, поездки;

Ожидаемый результат:

Выпускник – истинный патриот своей Родины:

  • успешно освоивший образовательные программы;

  • понимающий Россию и российского народа через духовное освоение культуры;

  • имеющий желание строить свою жизнь на основе духовных ценностей родной культуры;

  • знающий и соблюдающий нормами культуры;

  • имеющий сознательную нравственную позицию, ориентированный на социальную адаптацию к современным условиям жизни.



Учебно-тематическое планирование

1года обучения.

Разделы

Количество часов

Теория

Практика

Индивидуально

1

Патриотизм и любовь к Родине.

14

10

4

2

Туристская подготовка.

38

12

23

3

3

Медицинская подготовка.

16

4

8

4

4

Гражданская оборона и

действия в чрезвычайных ситуациях.

10

8

2

5

Военная подготовка.

54

13

30

11

6

Психологическая подготовка.

4

4

7

Показательные выступления.

8

2

4

2


ВСЕГО

144

53

71

20

Содержание учебной программы.

(1 год обучения)

Раздел 1 Патриотизм и любовь к Родине.

1.1. Содержание патриотизма. Основные понятия.

1.2. Защита Отечества — долг каждого гражданина. Конституция РФ о защите Отечества. Значение воинского долга.

1.3. Боевые традиции Российских Вооруженных сил. История возникновения боевых традиций. Основные боевые традиции ВС РФ.

1.4. Символы воинской чести. Историческая справка. История боевого Знамени воинской части. Значение символов воинской чести.

1.5. История Вооруженных сил. Ратные страницы военной истории России. Легендарные полководцы.

1.6. Кукморский район в годы Великой Отечественной войны. Изучение истории малой Родины. Район в годы Великой Отечественной войны. Герои — земляки.

1.7. Посещение районного музея. Посещение музея с целью ознакомления учащихся с историей района.

Раздел 2. Туристическая подготовка.

2.1.Туризм в современном мире. История туризма. Виды туризма. Туризм и движение «Юный патриот» в МБОУ «СОШ №3 п.г.т. Кукмор».

2.2. Снаряжение туриста. Перечень личного и группового снаряжения для многодневного похода, требования к нему в разные сезоны и погодные условия.

2.3. Рюкзак. Укладка рюкзака, регулировка его по спине, осуществление элементарного ремонта рюкзака.

2.4. Палатки. Типы и виды палаток. Виды временных укрытий. Способы их сооружения, преимущества и недостатки. Установка и сборка палаток. Ремонт палаток.

2.5. Костры. Типы костров, их назначения. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Основное костровое оборудование и его назначение.

2.6. Пища в походных условиях. Приготовление еды в условиях автономного существования. Составление меню, расфасовка и упаковка продуктов. Добыча пищи и воды в природных условиях.

2.7. Компас. Типы компасов. Подготовка к работе. Правильные действия с компасом.

2.8. Ориентирование. Сущность ориентирования. Ориентирование по компасу, по карте, по естественным признакам.

2.9. Топография. Понятие масштаб, топографические знаки, топографические карты. Составление топографических карт.

2.10. Узлы. Назначение и типы узлов. Практическая вязка узлов: «простой», «проводник», «восьмерка», «встречный».

2.11. Страховочные системы. Виды грудных обвязок. Пользование карабином и обвязкой. Веревки основные, вспомогательные.

Раздел 3. Медицинская подготовка.

3.1. Аптечка. Состав и способы хранения походной и личной аптечки туриста. Назначение и правила использования основных лекарственных препаратов.

3.2. Оценка состояния пострадавшего. Предварительная оценка состояния пострадавшего и алгоритм действий оказания первой доврачебной помощи.

3.3. Транспортировка пострадавшего. Основные способы транспортировки пострадавшего. Изготовление носилки из шестов, волокуши.

3.4. Кровотечения. Виды кровотечений. Алгоритм действий оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях.

3.5. Повязки. Виды повязок. Способы наложения повязок. Обработка раны.

Раздел 4. Гражданская оборона и действия в чрезвычайных ситуациях.

4.1. Гражданская оборона объекта. Организационная структура ГО школы. Действия населения при возникновении ЧС.

4.2. Характеристика основных чрезвычайных ситуаций, присущих нашему региону.

4.3. Терроризм — угроза обществу. Обстановка в мире. События последних лет.

4.4.Меры борьбы с терроризмом. Основные правила безопасности. Действия при захвате заложников.

4.5.Основные мероприятия гражданской обороны в поселке. Способы защиты населения, животных и растений.

Раздел 5. Военная подготовка.

5.1. Ратные страницы истории Отечества. Ордена и медали ВОВ. Воинские звания и знаки различия периода ВОВ. Города-герои ВОВ. Ученые и конструкторы оружия Победы, военная техника и вооружение ВОВ. Полководцы и герои ВОВ. Основные битвы ВОВ.

5.2. Стрелковая тренировка. Меры безопасности во время стрельбы. Команды подаваемые во время проведения стрельб. Инструктажи. Устранение неполадок возникающих во время стрельбы.

5.3. Стрелковая тренировка. Практическая стрельба из пневматической винтовки, лежа с упора. Стрельба из пневматического пистолета стоя.

5.4. Огневая подготовка. Автомат Калашникова. История создания АК. Тактико-технические характеристики, общее устройство, порядок работы частей и механизмов АК.

5.5.Огневая подготовка. Разборка и сборка макета автомата Калашникова. Устранение неполадок во время разборки и сборки автомата.

5.6.Строевая подготовка. Строевые элементы, обязанности перед построением и в строю. Строевая стойка, повороты на месте, перестроения из одной шеренги в две и обратно, движение строевым шагом, выполнение воинского приветствия, подход и отход от начальника, повороты в движении.

5.7.Средства индивидуальной защиты. Противогаз ГП-5. Устройство противогаза ГП-5, подбор размера. Нормативы одевания противогаза; Разновидности противогаза. Изготовление простейших средств защиты дыхания: ватно-марлевая повязка.

5.8.Воинские звания и знаки различия ВС РФ. Состав военнослужащих воинские звания корабельные и войсковые. Эмблемы видов ВС РФ.

Раздел 6. Психологическая подготовка.

6.1. Психологические особенности адаптации к военной службе: Особенности воинского коллектива.

6.2.Конфликты, ссоры, взаимоотношения. Способы предотвращения конфликтных ситуаций и погашение отрицательных эмоций в себе и в других.

Раздел 7. Показательные выступления.

7.1. Конкурс «А ну-ка парни». Показательные выступления по строевой подготовке и физической подготовке в ознаменовании «Дня защитника Отечества». (23 февраля)

7.2. Военно-спортивная игра «Зарница». Показательные выступления по строевой подготовке. (5 мая)

7.3. День защиты детей. Показательные выступления по гражданской обороне, по пожарно-прикладной подготовке. (19 мая)

Предполагаемые результаты.

После изучения программного материала 1 года обучения учащиеся объединения «Юный патриот» должны знать и уметь: (в области туризма)

— виды туризма, обязанности в объединении и в туристской группе

— укладывать рюкзаки, устанавливать и собирать несколько видов палаток

— разжигать несколько типов костров, самостоятельно приготавливать пищу

— определять масштаб карты, читать топографические знаки, работать с компасом, определять азимут

— вязать несколько видов узлов и правильно использовать страховочную систему, пользоваться карабином.

(в области медицинской подготовки)

— комплектовать походную аптечку;

-оценить предварительное состояние пострадавшего и оказать доврачебную помощь при кровотечениях;

— уметь обрабатывать рану и наложить соответствующие повязки;

— изготавливать носилки из подручных материалов и переносить пострадавшего.

(в области военной подготовки)

— знать историю Отечества периода ВОВ;

— знать меры безопасности во время стрельбы;

— уметь метко стрелять из пневматической винтовки; -знать устройство и материальные части ММГ АК-74;

— уметь проводить неполную разборку и сборку ММГ АК-74;

— знать строевые элементы и команды;

— уметь выполнять строевые приемы: строевую стойку, повороты, движение строевым шагом, перестроения, выполнение воинского приветствия, повороты в движении;

— знать воинские звания и знаки различия ВС РФ;

-знать индивидуальные средства защиты и уметь применять ГП-5, изготавливать ВМП.

(в области Гражданской обороны)

— знать организационную структуру гражданской обороны объекта, ее цели и задачи;

— знать характеристику основных ЧС, присущих нашему региону и способы защиты от поражающих факторов ЧС;

— знать о правилах безопасного поведения при терактах и уметь применять их в сложных ситуациях.

(в области психологической подготовки)

— знать способы преодоления чувства страха, паники и уметь выходить из конфликтных ситуаций, гасить отрицательных эмоций.

Контролем знаний и умений является показательные выступления на конкурсах и соревнованиях военно-прикладного характера.

Учебно-тематическое планирование

2 года обучения.

Разделы

Количество часов

Теория

Практика

Индивидуально

1

Патриотизм и любовь к Родине.

14

12

2

2

Туристская подготовка.

28

4

19

5

3

Медицинская подготовка.

14

4

8

2

4

Военная подготовка.

56

18

30

8

5

Психологическая подготовка.

6

6

6

Физическая подготовка

18

12

6

7

Показательные выступления.

8

2

4

2


ВСЕГО

144

46

75

23










Содержание учебной программы.

(2 год обучения)

Раздел 1 Патриотизм и любовь к Родине.

1.1. Боевые традиции Вооруженных сил России. Символы воинской чести.

1.2. Воинские ритуалы армии России. Вручение боевого знамени части.

1.3. Воинские ритуалы армии России. Военная присяга.

1.4. Государственные награды и воинские отличия Российского государства.

1.5. Государственные награды России. Кавалеры высоких наград.

1.6. Герои и кавалеры высоких наград нашего района.

1.7. Празднование памятных дат. Содержание праздников России и Татарстана.

Раздел 2. Туристская подготовка.

2.1. Снаряжение туриста. Специальное снаряжение. Репшнур, альпеншток, ледоруб, восьмерка, тендем, полиспаст и т. д.

2.2. Узлы. Вязка узлов «морской», «встречный», «схватывающий», «восьмерка», «бульин», «шкотовый».

2.3. Спортивно- туристическая полоса препятствия. Техника безопасности во время прохождения этапов. Преодоление «бабочки», «навесной переправы», горизонтальной «паутины», качающегося бревна, подъем и спуск по склону, преодоление болота и т.д.

2.4. Измерения на местности. Глазомер. Определение расстояния до недоступного предмета, определение высоты предмета по длине тени, определение высоты вертикальных предметов, дальномеры.

2.5. Ориентирование. Определение сторон горизонта по компасу, по небесным светилам, ориентирование карты, прямая и обратная засечка, составление легенды и движение по ней. Последовательность действий в случае потери ориентировки.

2.6. Условные топографические знаки. Населенные пункты, дорожная сеть, растительная покров, гидрография, местные предметы, рельеф.

Раздел 3. Медицинская подготовка.

3.1. Раны. Классификация ран. Колотые, рубленные, укушенные, ушибленные, огнестрельные. Алгоритм действий оказаний доврачебной помощи при ранениях.

3.2. Ожоги и обморожения. Термические и химические ожоги. Степени ожогов. Первая помощь при ожогах. Признаки обморожения и порядок оказания помощи.

3.3. Поражение электрическим током и молнией. Электротравмы местные и общие. Характерные признаки поражения молнии. Порядок оказания помощи.

3.4. Комплекс сердечно легочной реанимации. Искусственное дыхание изо рта в рот. Особенности искусственного дыхания у детей. Массаж сердца. Алгоритм действий комплекса сердечно-легочной реанимации.

Раздел 4. Военная подготовка.

4.1. Виды Вооруженных Сил РФ. Предназначение, состав, управление Вооруженными Силами. Структура Военно-Морского флота, Сухопутных войск, Военно-Воздушных Сил, самостоятельных родов войск.

4.2. Вооружение ВС РФ. Вооружение Сухопутных войск, Военно-Морского флота, Военно-Воздушных сил, ракетных войск стратегического назначения.

4.3. Государственная и военная символика. Республиканская символика РТ. Государственная символика Российской Федерации. Текст государственного гимна. Военная символика ВС РФ.

4.4. Воинская обязанность и военная служба граждан. Подготовка граждан к военной службе. Добровольная и обязательная подготовка. Порядок несения военной службы по призыву и по контракту.

4.5. Международное гуманитарное право. Вооруженные конфликты, сущность МГП. Источники МГП. Основные нормы МГП. Ответственность за нарушение МГП. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

4.6. Стрелковая тренировка, Меры безопасности во время стрельбы из пневматического оружия. Основные условия меткой стрельбы. Порядок прицеливания. Практическая стрельба из пневматической винтовки и из пневматического пистолета.

4.7. Огневая подготовка. Полная разборка и сборка макета автомата Калашникова.

4.8. Ручные осколочные гранаты. Назначения и боевые свойства ручных осколочных гранат. Порядок метания гранат.

4.9. Строевая подготовка. Действия в составе отделения на месте. Действия в составе отделения в движении. Одиночная строевая подготовка.

5.0. Средства индивидуальной защиты. Общевойсковой защитный комплект. Порядок одевания ОЗК. Выполнение норматива одевания ОЗК.

Раздел 5. Психологическая подготовка.

5.1. Взаимоотношения в команде. Принципы взаимоотношений членов команды.

5.2. Меры безопасности при нахождении в толпе. Нахождение в толпе. Приемы психологического воздействия на толпу.

5.3. Особенности контакта с пострадавшим. Мобилизация силы и воли для решения сложных тактических задач.

Раздел 6. Физическая подготовка.

6.1.Силовые упражнения на гимнастических снарядах. Техника безопасности выполнения упражнении на гимнастических снарядах. Силовые упражнения на перекладине: подтягивание, подъем с переворотом, выход с силой, поднимание ног. Силовые упражнения на брусьях: отжимание, упор. Выполнение нормативов.

6.2.Полоса препятствий. Техника безопасности при прохождении полосы препятствия. Прохождение полосы препятствия на норматив.

6.3.Рукопашный бой. Умение самостраховки при падениях на спину, на бок, на грудь. Порядок выполнения упражнения без оружия на 8 счетов.

Раздел 7. Показательные выступления.

7.1. Конкурс «А ну-ка парни». Показательные выступления по строевой подготовке и физической подготовке в ознаменовании «Дня защитника Отечества». (23 февраля)

7.2. Военно-спортивная игра «Зарница». Показательные выступления по строевой подготовке. (5 мая)

7.3. День защиты детей. Показательные выступления по гражданской обороне, по пожарно-прикладной подготовке. (20 мая)

Предполагаемые результаты.

После изучения программного материала 2 года обучения учащиеся объединения «Юный патриот» должны знать и уметь:

(в области туризма)

-должен знать снаряжение туриста и самостоятельно пользоваться карабином и обвязкой;

-знать и вязать не менее шести узлов;

-уметь преодолевать спортивно-туристскую полосу препятствия;

-уметь произвести измерения на местности;

-знать и уметь ориентироваться на местности.

(в области медицинской подготовки)

-знать классификацию ран, уметь обрабатывать раны, оказывать доврачебную помощь при ранениях;

-оказывать помощь при обморожениях, ожогах, знать степени ожогов и обморожении;

— знать и уметь применять комплекс проведения сердечно-легочной реанимации, «оживлять» тренажер — робот «Гоша».

( в области военной подготовки)

— знать правовые основы военной службы;

— знать виды Вооруженных Сил РФ, технику и вооружение ВС РФ;

— знать основы международного гуманитарного право;

— знать государственную и военную символику ВС РФ;

— уметь метко стрелять из пневматической винтовки;

— умело производит полную разборку и сборку ММГ АК -74;

-знать тактико-технических характеристик ручных осколочных гранат;

— уметь выполнять строевые элементы в составе отделения согласно Строевому уставу;

-уметь применять средства индивидуальной защиты: ОЗК, противогазы.

(в области физической подготовки)

— умело метать гранаты в цель;

— уверенно выполнять силовые упражнения на перекладине и на брусьях;

— уверенно преодолеть единую армейскую полосу препятствия;

— знать приемы рукопашного боя в объеме программы «Зарница».

( в области психологической подготовки)

— знать меры безопасности при нахождении в толпе;

— уметь применять способы воздействия на людей во время паники.

Контролем знаний и умений является показательные выступления на конкурсах и соревнованиях военно-прикладного характера.

Учебно-тематическое планирование

3 года обучения.

Разделы

Количество часов

Теория

Практика

Индивидуально

1

Гражданская оборона и действия в чрезвычайных ситуациях.

18

10

8

2

Туристская подготовка.

26

5

18

3

3

Медицинская подготовка.

Здоровый образ жизни.

14

9

3

2

4

Общественная и поисковая работа.

10

2

8

5

Военная подготовка.

56

8

40

8

6

Физическая подготовка

12

10

2

7

«Учись побеждать!».

Показательные выступления.

8

2

6


ВСЕГО

144

36

93

15











Содержание учебной программы.

(3 год обучения)


Раздел 1. Гражданская оборона и действия в чрезвычайных ситуациях.

1.1. Классификация чрезвычайных ситуаций. История создания РСЧС. Задачи РСЧС. Природные ЧС. Техногенные ЧС. Социальные ЧС. Экологические ЧС.

1.2. Оповещение населения об опасности. Порядок оповещения и действия населения в ЧС. Способы оповещения населения в ЧС. Система оповещения в школе и обязанности учащихся по эвакуации

1.3. Организация поиска и спасения людей при стихийных бедствиях и ЧС. Визуальный поиск. Слуховой способ. Прочесывание местности, поиск по следам, зондирование, опрос очевидцев, использование животных. Деблокирование пострадавших.

1.4. Правила поведения на транспорте и действия в случае дорожно-транспортного происшествия. Правила поведения в случае ДТП на автомобильном, авиационном, железнодорожном, водном, общественном транспорте.

1.5. Правила поведения . в. зонах криминогенной опасности. Требования безопасности в квартире, на улице. Средства самообороны.

1.6. Средства индивидуальной защиты. Классификация средств индивидуальной защиты. Практическое применение противогазов, общевойсковых защитных комплектов.

1.7. Приборы радиационно-химического наблюдения. Устройство и принципы работы войскового прибора химической разведки (ВПХР) и прибора дозиметрического контроля ДП-5 (А,Б,В).

1.8. Правила поведения в зоне химического заражения. Сильнодействующие ядовитые вещества. Химически опасные объекты. Действия по сигналу «Химическая тревога».

1.9. Правила поведения в зоне радиоактивного заражения. Возможные последствия облучения людей. Дозиметрический контроль (групповой и индивидуальный). Дезактивация.

Раздел 2. Туристская подготовка.

2.1. Узлы. Вязка узлов «морской», «встречный», скользящий», «рифовый», «схватывающий», «восьмерка», «бульин», «шкотовый».

2.2. Снаряжение для многодневного похода. Личное, групповое, специальное снаряжение. Ремонтный набор.

2.3. Спортивно-туристическая полоса препятствия. Техника безопасности во время прохождения этапов. Преодоление «бабочки», «навесной переправы», горизонтальной «паутины», качающегося бревна, подъем и спуск по склону, преодоление болота и т.д.

2.4. Составление маршрута. Выбор маршрута. Выбор способов передвижения. Составление графика похода. Подбор и комплектование группы. Распределение обязанностей.

2.5. Составление отчета о походе. Подведение итогов похода. Выпуск наглядных пособий. Сбор информации о прошедшем походе. Составление финансового отчета.

2.6. Поход выходного дня. Закрепление на практике полученных знаний по туризму.

Раздел 3. Медицинская подготовка и основы здорового образа жизни.

3.1. Укусы ядовитых змей и насекомых. Ядовитые членистоногие, насекомые, змеи, морские змеи, клещи. Профилактика укусов. Доврачебная помощь при укусах.

3.2. Отравления. Ядовитые растения, грибы, ягоды. Доврачебная помощь при отравлениях.

3.3. Солнечный и тепловой удар. Симптомы проявлении. Алгоритм действий при солнечном и тепловом ударе.

3.4. Утопление. Причины утопления. Предупреждение случаев утопления. Основные приемы спасения утопающего. Первая помощь при утоплении.

3.5. Вредные привычки их влияние на организм. Губительное воздействие на подрастающий организм алкоголя, табака и наркотиков. Профилактика вредных привычек среди подростков. Выпуск информационных бюллетеней.

3.6. Болезни, передаваемые различными путями. Классификация болезней. Предупреждение болезней. Выпуск профилактических информационных бюллетеней.

3.7. Уголовный кодекс за хранение и распространение наркотиков. Выпуск информационных бюллетеней.

Раздел 4. Общественная и поисковая работа.

4.1. Организация работы по сбору информации об отслуживших в Вооруженных силах военнослужащих. Встреча с военнослужащими запаса. Сбор информации для фотоальбома и презентации.

4.2. Работа над презентацией «Они служили Отечеству».

4.3. Встреча с офицерами районного военного комиссариата.

Раздел 5. Военная подготовка.

5.1. Строевая подготовка. Строевые приемы одиночные и в составе подразделения.

5.2. Строевая подготовка. Строевые приемы с оружием. Автомат АК-74 по командам «к оружию», «в ружье», «ремень -отпустить(подтянуть), «автомат на грудь», «на ремень», «оружие за спину», «оружие на ремень», «положить оружие».

5.3. Строевые элементы «Зарницы». Выполнение строевых приемов в полном объеме положения.

5.4. Огневая подготовка. Меры безопасности при стрельбе. Подготовка автомата к стрельбе. Приемы и правила ведения огня. Практическая стрельба из АК-74 на базе учебного центра МВД.

5.5. Стрелковая тренировка из пневматического оружия. Меры безопасности во время стрельбы из пневматического оружия. Основные условия меткой стрельбы. Порядок прицеливания. Практическая стрельба из пневматической винтовки и из пневматического пистолета.

5.6. Тактическая подготовка. Виды боя. Походный и боевой порядок мотострелкового отделения. Обязанности солдата в бою. Способы передвижения в бою. Действия по вспышке ядерного взрыва. Действия солдата в обороне и в наступлении.

5.7. Посещение музея боевой славы города Вятские Поляны. Ознакомление с боевой техникой и вооружением, с работой оборонного завода «Молот».

Раздел 6. Физическая подготовка.

61.Силовые упражнения на гимнастических снарядах. Техника безопасности выполнения упражнении на гимнастических снарядах. Силовые упражнения на перекладине: подтягивание, подъем с переворотом, выход силой, поднимание ног. Силовые упражнения на брусьях: отжимание, упор. Выполнение нормативов.

6.2. Полоса препятствий. Техника безопасности при прохождении полосы препятствия. Прохождение полосы препятствия на норматив.

6.3. Рукопашный бой. Умение самостраховки при падениях на спину, на бок, на грудь. Приемы нападения, защиты. Порядок выполнения упражнения без оружия и с оружием на 8 счетов.

Раздел 7. Показательные выступления.

7.1. Конкурс «А ну-ка парни». Показательные выступления по строевой подготовке и физической подготовки в ознаменовании «Дня защитника Отечества». (23 февраля)

7.2. Военно-спортивная игра «Зарница». Показательные выступления по строевой подготовке. (5 мая)

7.3. День защиты детей. Показательные выступления по гражданской обороне, по пожарно-прикладной подготовке. (Май)

7.4. «День призывника». Показательные выступления по рукопашному бою, по строевой подготовке, по огневой подготовке, (апрель).

Предполагаемые результаты.

После изучения программного материала 3 года обучения учащиеся объединения «Юный патриот» должны знать и уметь:

( в области гражданской обороны и действий в чрезвычайных ситуациях)

— знать историю создания РСЧС, задачи РСЧС, классификацию ЧС;

— знать способы оповещения населения об опасности, уметь применять имеющеюся систему оповещения;

— знать правила организации поиска и спасения людей при стихийных бедствиях, ЧС;

— знать правила поведения на транспорте и правильно действовать в случае ДТП;

— знать правила поведения в зонах криминогенной опасности, уметь грамотно оборонятся;

— знать средства индивидуальной защиты и умело применять ОЗК, противогазы;

— знать устройство и приемы работы с приборами РХН: ВПХР и ДП-5(А,Б,В)

— знать правила поведения химического и радиоактивного заражения.

( в области туристской подготовки)

— знать и уметь вязать не менее 10 узлов;

— знать и уметь применят снаряжения для многодневного похода;

— уверенно проходит спортивно- туристическую полосу препятствия;

— уметь составлять маршрут и отчет о походе.

( в области медицинской подготовки)

— знать ядовитых растений, грибов, ягод, змей и насекомых своего региона;

— уметь оказывать помощь при отравлениях и при укусе ядовитых змей и насекомых;

— уметь оказывать доврачебную помощь при солнечном и тепловом ударе;

— уметь оказывать помощь утопающему;

— знать последствия воздействия на организм алкоголя, табакокурения, наркотиков;

( в области военной подготовки)

— знать и выполнять строевые приемы с оружием;

— знать и выполнять элементы строевой подготовки со знаменем;

— выполнять в полном объеме элементы строевой подготовки игры «Зарница»;

— знать правила ведения стрельбы из автомата Калашникова;

— выполнять стрельбу из автомата Калашникова.

( в области физической подготовки)

— уверенно выполнять силовые упражнения на перекладине и на брусьях;

— уверенно преодолевать полосу препятствия;

— выполнять элементы рукопашного боя без оружия и с оружием на 8 счетов, приемы самообороны;

Формами итоговой работы являются двух и трехдневные походы, походы выходного дня, летние палаточные лагеря, сезонные соревнования, такие как «Школа безопасности», «Зарница», «Орленок».

Методическое обеспечение программы.

Формирование знаний и навыков поведения, направленных на охрану и укрепление своего здоровья и на формирование стойких и действенных интересов к физической культуре, туризму и спорту, профессии спасателя и военного происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка, как к своим действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. Поэтому весьма значимым является вопрос эмоционально привлекательных форм и методов организации работы военно-патриотического объединения для школьников.

Учитывая тягу подростков к романтике приключений, их стремление испытывать себя в трудных ситуациях, занятия должны проводиться на высоком эмоциональном уровне с использованием игровых технологий и максимальным увеличением доли

практических занятий, особенно в природных условиях.

Наиболее привлекательными и ценными в воспитательном и оздоровительном отношении является практические мероприятия такие как «А ну-ка парни», «День призывника», «День защиты детей».

Учитывая высокую степень самостоятельности и организованности старшеклассников, рекомендуется более широко использовать различного рода домашнее задания в виде ежедневных физических тренировок, подбор и изучение специальной литературы.






Календарно — тематическое планирование программного материала

1 года обучения.

Разделы и темы

Количество часов

Сроки



По плану

Факти-чески

Раздел 1 Патриотизм и любовь к Родине

14



1

Содержание патриотизма. Основные понятия.

2



2

Защита Отечества — долг каждого гражданина. Значение воинского долга.

2



3

Боевые традиции Российских Вооруженных сил.

2



4

Символы воинской чести. Историческая справка.

2



5

История Вооруженных сил. Легендарные полководцы военной истории России.

2



6

Кукморский район в годы Великой Отечественной войны.

2



7

Посещение районного музея.

2



Раздел 2 Туристская подготовка

38



1

История туризма, туризм сегодня.

2



2

Снаряжение туриста.

2



3

Рюкзак. Укладка рюкзака.

2



4

Временные укрытия и палатки.

2



5

Установка палаток.

2



6

Установка палаток.

2



7

Костры. Виды и назначения.

2



8

Костры. Виды и назначения.

2



9

Составление меню, упаковка продуктов, приготовление пищи.

2



10

Способы добычи еды и воды в условиях автономного существования.

2



11

Компас. Устройство, виды. Подготовка к работе.

2



12

Ориентирование. По карте, по компасу, по естественным признакам.

2



13

Ориентирование. По карте, по компасу, по естественным признакам.

2



14

Масштаб. Топографические карты, топографические знаки.

2



15

Масштаб. Топографические карты, топографические знаки.

2



16

Узлы. Назначение и типы узлов.

2



17

Узлы. Назначение и типы узлов.

2



18

Страховочные системы.

2



19

Страховочные системы.

2



Раздел 3 Медицинская подготовка.

16



1

Аптечка. Состав и способы хранения походной и личной аптечки.

2



2

Предварительная оценка состояния пострадавшего и безопасности места происшествия.

2



3

Способы транспортировки пострадавшего.

2



4

Способы транспортировки пострадавшего.

2



5

Кровотечения. Виды и способы остановки кровотечений.

2



6

Кровотечения. Виды и способы остановки кровотечений.

2



7

Повязки. Способы наложения повязок на раны.

2



8

Повязки. Способы наложения повязок на раны.

2



Раздел 4. Гражданская оборона и

действия в чрезвычайных ситуациях.

10



1

Гражданская оборона объекта. Организационная структура ГО.

2



2

Характеристика основных чрезвычайных ситуаций, присущих нашему региону.

2



3

Терроризм — угроза обществу. Обстановка в мире.

2



4

Меры борьбы с терроризмом.

2



5

Основные мероприятия гражданской обороны в поселке.

2



Раздел 5 Военная подготовка.

54



1

Ратные страницы истории Отечества.

2



2

Вооруженные силы Российской Федерации. Структура Вооруженных сил. Виды и рода войск.

2



3

Вооруженные силы Российской Федерации. Структура Вооруженных сил. Виды и рода войск.

2



4

Меры безопасности во время стрельбы.

2



5

Основы стрельбы из стрелкового оружия.

2



6

Основы стрельбы из стрелкового оружия.

2



7

Основы стрельбы из стрелкового оружия.

2



8

Основы стрельбы из стрелкового оружия.

2



9

Основы стрельбы из стрелкового оружия.

2



10

Огневая подготовка. Автомат Калашникова. Общее устройство.

2



11

Огневая подготовка. Автомат Калашникова. Общее устройство.

2



12

Огневая подготовка. Разборка и сборка АК-74.

2



13

Огневая подготовка. Разборка и сборка АК-74.

2



14

Огневая подготовка. Разборка и сборка АК-74.

2



15

Огневая подготовка. Разборка и сборка АК-74.

2



16

Огневая подготовка. Разборка и сборка АК-74.

2



17

Строевая подготовка

2



18

Строевая подготовка

2



19

Строевая подготовка

2



20

Строевая подготовка

2



21

Строевая подготовка

2



22

Строевая подготовка

2



23

Строевая подготовка

2



24

Средства индивидуальной защиты.

2



25

Средства индивидуальной защиты.

2



26

Воинские звания и знаки различия ВС РФ.

2



27

Воинские звания и знаки различия ВС РФ.

2



Раздел 6 Психологическая подготовка.

4



1

Психологические особенности адаптации к военной службе

2



2

Конфликты, ссоры, взаимоотношения в воинском коллективе. Способы предотвращения.

2



Раздел 7 Показательные выступления

8



1

Конкурс «А ну-ка парни»

2



2

Военно-спортивная игра «Зарница»

2



3

Военно-спортивная игра «Зарница»

2



4

«День защиты детей»

2



ВСЕГО:

144












































Календарно — тематическое планирование программного материала

2 года обучения.


Разделы и темы

Количество часов

Сроки



По плану

Факти-чески

Раздел 1 Патриотизм и любовь к Родине

14



1

Боевые традиции Вооруженных сил России. Символы воинской чести.

2



2

Воинские ритуалы армии России. Вручение боевого знамени части.

2



3

Воинские ритуалы армии России. Военная присяга.

2



4

Государственные награды и воинские отличия Российского государства.

2



5

Государственные награды России. Кавалеры высоких наград.

2



6

Герои и кавалеры высоких наград нашего района.

2



7

Празднование памятных дат. Содержание праздников России и Татарстана.

2



Раздел 2 Туристская подготовка.

28



1

Снаряжение туриста. Специальное снаряжение.

2



2

Узлы. Вязка узлов.

2



3

Узлы. Вязка узлов.

2



4

Узлы. Вязка узлов.

2



5

Туристическая спортивная полоса препятствия.

2



6

Подъем и спуск по склону.

2



7

Преодоление качающегося бревна.

2



8

Наведение воздушной переправы.

2



9

Наведение воздушной переправы.

2



10

Преодоление «бабочки»

2



11

Гравере.

2



12

Движение по «болоту»

2



13

Измерения на местности.

2



14

Измерения на местности.

2



Раздел 3 Медицинская подготовка.

14



1

Раны. Классификация ран. Доврачебная помощь при ранениях.

2



2

Раны. Классификация ран. Доврачебная помощь при ранениях.

2



3

Доврачебная помощь при ожогах и обморожениях.

2



4

Доврачебная помощь при поражении электрическим током и ударе молнии.

2



5

Доврачебная помощь при поражении электрическим током и ударе молнии.

2



6

Способы проведения комплекса сердечно-легочной реанимации.

2



7

Способы проведения комплекса сердечно-легочной реанимации.

2



Раздел 4 Военная подготовка.

56



1

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации. Структура ВС РФ.

2



2

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации. Структура ВС РФ.

2



3

Вооружение и техника Вооруженных Сил Российской Федерации.

2



4

Вооружение и техника Вооруженных Сил Российской Федерации.

2



5

Государственная и военная символика Российской Федерации.

2



6

Государственная и военная символика Российской Федерации.

2



7

Воинская обязанность и военная служба граждан Российской Федерации.

2



8

Международное гуманитарное право.

2



9

Стрелковая тренировка. Стрельба из пневматической винтовки

2



10

Стрелковая тренировка. Стрельба из пневматической винтовки

2



11

Стрелковая тренировка. Стрельба из пневматической винтовки

2



12

Стрелковая тренировка. Стрельба из пневматической винтовки

2



13

Стрелковая тренировка. Стрельба из пневматической винтовки

2



14

Огневая подготовка. Автомат Калашникова. Разборка и сборка ММГ АК-74

2



15

Огневая подготовка. Автомат Калашникова. Разборка и сборка ММГ АК-74

2



16

Огневая подготовка. Автомат Калашникова. Разборка и сборка ММГ АК-74

2



17

Огневая подготовка. Автомат Калашникова. Разборка и сборка ММГ АК-74

2



18

Огневая подготовка. Автомат Калашникова. Разборка и сборка ММГ АК-74

2



19

Огневая подготовка. Ручные осколочные гранаты.

2



20

Огневая подготовка. Ручные осколочные гранаты.

2



21

Строевая подготовка.

2



22

Строевая подготовка.

2



23

Строевая подготовка.

2



24

Строевая подготовка.

2



25

Строевая подготовка.

2



26

Строевая подготовка.

2



27

Средства индивидуальной защиты. Общевоинский защитный комплект.

2



28

Средства индивидуальной защиты. Общевоинский защитный комплект.

2



Раздел 5 Психологическая подготовка.

6



1

Взаимоотношения в подразделении, группе.

2



3

Меры безопасности при нахождении в толпе.

2



4

Особенности контакта с пострадавшим

2



Раздел 6 Физическая подготовка.

18



1

Силовые упражнения на гимнастических снарядах.

2



2

Силовые упражнения на гимнастических снарядах.

2



3

Силовые упражнения на гимнастических снарядах.

2



4

Преодоление единой армейской полосы препятствия.

2



5

Преодоление единой армейской полосы препятствия.

2



6

Преодоление единой армейской полосы препятствия.

2



7

Рукопашный бой.

2



8

Рукопашный бой.

2



9

Рукопашный бой.

2



Раздел 7 Показательные выступления.

8



1

Конкурс «А ну-ка парни»

2



2

Военно-спортивная игра «Зарница»

2



3

Военно-спортивная игра «Зарница»

2



4

«День защиты детей»

2



ВСЕГО:

144
























Календарно — тематическое планирование программного материала

3 года обучения.


Разделы и темы

Количество часов

Сроки



По плану

Факти-чески

Раздел 1 Гражданская оборона и действия в чрезвычайных ситуациях.

18



1

Классификация чрезвычайных ситуаций. История создания единой государственной системы предупреждения ЧС

2



2

Система оповещения населения об опасности

2



3

Правила организации поиска и спасения людей при стихийных бедствиях и ЧС.

2



4

Правила поведения на транспорте и действия в случае дорожно-транспортного происшествия.

2



5

Правила поведения в зонах криминогенной опасности и средства самообороны, ее пределы.

2



6

Классификация средств индивидуальной защиты. Практическое применение СИЗ.

2



7

Приборы радиационно-химической разведки

2



8

Правила поведения в зоне химического заражения.

2



9

Правила поведения в зоне радиоактивного заражения.

2



Раздел 2 Туристская подготовка.

26



1

Узлы.

2



2

Узлы.

2



3

Узлы.

2



4

Снаряжение для многодневного похода.

2



5

Снаряжение для многодневного похода.

2



6

Спортивно- туристская полоса препятствия.

2



7

Спортивно- туристская полоса препятствия.

2



8

Спортивно- туристская полоса препятствия.

2



9

Составление маршрута.

2



10

Составление отчета о походе.

2



11

Организация похода выходного дня.

2



12

Организация похода выходного дня.

2



13

Организация похода выходного дня.

2



Раздел 3 Медицинская подготовка. Здоровый

образ жизни.

14



1

Доврачебная помощь при укусе ядовитых змей и насекомых.

2



2

Доврачебная помощь при отравлении, при солнечном и тепловом ударе.

2



3

Доврачебная помощь при отравлении, при солнечном и тепловом ударе.

2



4

Спасение утопающего и доврачебная помощь при утоплении.

2



5

Опасные последствия алкоголя, табакокурения и наркотиков.

2



6

Болезни, передаваемые различными путями и их предупреждение.

2



7

Уголовная ответственность за хранение и распространение наркотиков, психотропных веществ.

2



Раздел 4 Общественная и поисковая работа.

10



1

Организация работы по сбору информации об отслуживших в Вооруженных силах военнослужащих.

2



2

Организация работы по сбору информации об отслуживших в Вооруженных силах военнослужащих.

2



3

Работа над презентацией «Они служили Отечеству»

2



4

Работа над презентацией «Они служили Отечеству»

2



5

Встреча с офицерами районного военного комиссариата

2



Раздел 5 Военная подготовка.

56



1

Строевая подготовка. Выполнение одиночных строевых приемов.

2



2

Строевая подготовка. Выполнение одиночных строевых приемов.

2



3

Строевая подготовка. Выполнение одиночных строевых приемов.

2



4

Строевые приемы в составе отделения и взвода.

2



5

Строевые приемы в составе отделения и взвода.

2



6

Строевые приемы в составе отделения и взвода.

2



7

Вынос флага, прикрепление к флагштоку, подъем и спуск флага.

2



8

Строевая подготовка. Строевые приемы с оружием.

2



9

Строевая подготовка. Строевые приемы с оружием.

2



10

Строевая подготовка. Строевые приемы с оружием.

2



11

Строевая подготовка. Строевые приемы с оружием.

2



12

Строевая подготовка. Строевые приемы с оружием.

2



13

Строевая подготовка. Выполнение строевых элементов в объеме программы «Зарница»

2



14

Строевая подготовка. Выполнение строевых элементов в объеме программы «Зарница»

2



15

Строевая подготовка. Выполнение строевых элементов в объеме программы «Зарница»

2



16

Строевая подготовка. Выполнение строевых элементов в объеме программы «Зарница»

2



17

Строевая подготовка. Выполнение строевых элементов в объеме программы «Зарница»

2



18

Огневая подготовка. Практическая стрельба из автомата Калашникова АК-74 на базе учебного центра МВД.

2



19

Огневая подготовка. Практическая стрельба из автомата Калашникова АК-74 на базе учебного центра МВД.

2



20

Стрелковая тренировка. Стрельба из пневматического оружия.

2



21

Стрелковая тренировка. Стрельба из пневматического оружия.

2



22

Стрелковая тренировка. Стрельба из пневматического оружия.

2



23

Стрелковая тренировка. Стрельба из пневматического оружия.

2



24

Стрелковая тренировка. Стрельба из пневматического оружия.

2



25

Тактическая подготовка.

2



26

Тактическая подготовка.

2



27

Посещение музея боевой славы в городе Вятские Поляны.

2



28

Посещение музея боевой славы в городе Вятские Поляны.

2



Раздел 6 Физическая подготовка.

12



1

Силовые упражнения на гимнастических снарядах.

2



2

Силовые упражнения на гимнастических снарядах.

2



3

Рукопашный бой.

2



4

Рукопашный бой.

2



5

Преодоление единой армейской полосы препятствия.

2



6

Преодоление единой армейской полосы препятствия.




Раздел 7 «Учись побеждать!». Показательные выступления.

8



1

Конкурс «А ну-ка парни».

2



2

Военно-спортивная игра «Зарница»

2



3

Военно-спортивная игра «Зарница»

2



4

«День защиты детей»

2



ВСЕГО:

144





Список использованной литературы и пособий.

Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации».- Шойгу С.К. 2006 г. ООО ПКФ «Монтажспецстрой».

Учебник «Основы военной службы» — Смирнов А.Г. 2009 г. АСТ.

Учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» — Смирнов А.Г. 1996 г. АСТ.

Учебное пособие «Основы военной службы» — Шибецкий П.А.2001г. РИЦ «Школа»

Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. «Воениздат» -1994 г.

СБ «Основы безопасности жизнедеятельности» — издательский дом «Равновесие».

СВ «ОБЖ 5-11 класс». Министерство образования РФ.

«Турист на дистанции» — Минхаиров Ф.Ф. 2004 год. Изд.»Школа»

«Маршрутная книжка туриста» — федерация туризма, 1988 г. Москва.

«Узлы, применяемые в туристской практике» — Казань, 1982г.

«Тропою туриста» — методическое пособие. Минхаиров Ф.Ф. Арск, 2001 г.

Можейко И.В. Государственная символика России. М. 2003.

Смирнов А.Т. учебник ОБЖ 10 класс М. 2008.

Смирнов А.Т. учебник ОБЖ 11 класс М. 2008.

Журнал ОБЖ 2009г.

Брязгунов И.П. Беседа о здоровье школьников. М. 1992.

Свежие документы:  Открытый урок в 7-ом классе «Воспитание толерантных начал и социальной активности учащихся через работу в социальном проекте»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: