План – конспект урока по ОБЖ в 10 классе «Итоговое занятие по огневой и физической подготовке»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 городского округа город Урюпинск







«Анализ урока ОБЖ с точки зрения интегративного подхода»





























Работу выполнил: преподаватель-организатор ОБЖ

Голованов Алексей Александрович

1 раздел. Нормативно-правовая часть.

План – конспект

проведения урока по основам безопасности жизнедеятельности

в 10 классе


Тема урока: «Итоговое занятие по огневой и физической подготовке»

Программа обучения: Программа проведения учебно-полевых сборов с

учащимися предпоследнего года обучения (40ч.).

Тип урока: — урок закрепления знаний.

Вид учебного занятия:- практикум.

Метод обучения: — репродуктивный.

Интегратор: — дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности».

Вспомогательная дисциплина: — «Физическая культура».

Форма интегрирования: — деятельностная.

Связи между интегрируемыми компонентами: — связи построения.

Количество учащихся: — 12 человек.

Форма одежды – спортивная, с противогазом в походном положении.

Учебные вопросы:

1. Проведение стрельб из малокалиберной винтовки ТОЗ-12.

2. Неполная разборка и сборка учебного АКМ.

3. Подтягивание на перекладине.


Учебные и воспитательные цели:


1. Выработка умений по применению знаний, умений и навыков, познавательных способностей, обобщение знаний, развитие и совершенствование физических качеств учащихся предпоследнего года обучения.

2. Воспитание у обучаемых любви, уверенности в отечественном оружии, адаптация к прохождению службы в Вооружённых Силах РФ.


Время проведения занятия: — 80 мин.


Структурные элементы учебного занятия, распределение времени:


1.Организация начала занятия — 4 мин.

2.Проверка выполнения домашнего задания – 10 мин.

3.Подготовка к основному этапу занятия – 2 мин.

4.Закркпление знаний и способов действий – 48 мин.

5. Обобщение и систематизация знаний – 3 мин.

6.Подведение итогов занятия — 8 мин.

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 5 мин.


Учебные пособия:


Учебно-материальная база тира ДОССАФ России:

-малокалиберная винтовка (МК) ТОЗ-12 — 3 шт.; — перекладина;

— малокалиберные патроны (калибр-5.6 мм.)- 60 шт.; — маты;

— учебный АКМ.- 1шт.; — свисток;

-мишень № 6Б – 12шт. ; — плакаты.


Учебная литература:


— учебник «ОБЖ»;

-«Огневая подготовка мотострелковых подразделений» стр. 11-16,

— «Руководство по 5,45-мм. Автомату Калашникова» стр. 8-11;

— «Наставление по физической подготовке» (НФП-2009);

— журналы: «ОБЖ». «Военные знания»;

-план-конспект;


Место проведения занятия: — городской тир ДОСААФ;


Ход урока.


1.Организация начала занятия.


Проверяю наличие учащихся, готовность к занятию, настраиваю учащихся на быстрое включение в деловой ритм проведения занятия.


2. Проверка выполнения домашнего задания.


Провожу краткий опрос учащихся по вопросам: назначение, устройство, ТТХ

автомата Калашникова; назначение устройство, правила ведения стрельбы из малокалиберной винтовки ТОЗ-12; ТБ при проведении стрельб из ТОЗ-12; правила поведения в тире. Определяю результаты выполнения домашнего задания, корректирую пробелы в ответах.


3. Подготовка к основному этапу занятия.


Провожу инструктаж по охране труда при проведении стрельб из МК винтовки, правилам обращения с оружием, правилам поведения в тире, при проведении занятий по физической подготовке, с обязательной росписью учащихся в журнале регистрации инструктажей по ОТ.

Объявляю ход проведения данного этапа занятия и руководителей занятий на учебных местах. Разделяю учащихся на две команды по шесть человек. Занятие проводится по круговой системе: 1-я команда – стрельба из МК винтовки; 2-я команда разборка и сборка АКМ. Подтягивание на перекладине проводится учителем физкультуры в заключительной части занятия вместе со всеми обучающимися. Руководители занятий на учебных местах: 1-е учебное место – руководитель стрельбы, заведующий тиром ДОСААФ; 2-е учебное место – преподаватель-организатор ОБЖ; 3-е учебное место – учитель физической культуры.

Свежие документы:  Урок ОБЖ на тему «Медицина и здоровье»

Настраиваю учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.


4. Закрепление знаний и способов действий.


По команде учащиеся, под руководством руководителей занятий, расходятся к местам проведения занятий.

1-е учебное место.

По прибытии учащихся в исходное положение руководитель стрельбы уточняет каждому стреляющему порядок выполнения упражнения (огневую позицию, место и положение для стрельбы, сектор стрельбы, определяет каждому ученику его огневую позицию, очерёдность стрельбы). Выдаёт боеприпасы (по 5шт. патронов калибра 5.6 мм) поштучно, под роспись. Стреляющие, получив боеприпасы, осматривают их, вкладывают их в специальные приспособления для патронов и по команде руководителя — «На огневой рубеж – вперёд», выходят на огневой рубеж. На участке «К бою» учащиеся по команде руководителя стрельбы изготавливаются к стрельбе, заряжают оружие и докладывают по номерам направлений: « 1-й (2-й, 3-й) к бою готов». Руководитель занятий , убедившись в готовности учащихся к открытию огня, подаёт команду «Огонь».Учащиеся самостоятельно производят стрельбу по мишеням. По окончании выполнения упражнения учащиеся кладут винтовку рядом с собой затвором вверх и докладывают, независимо от того кто первым окончил стрельбу, «1-й (2-й, 3-й ) стрельбу окончил». Затем по команде руководителя- «Разряжай», отодвигают затворную раму и предоставляют оружие к осмотру. Руководитель стрельбы, убедившись, что оружие разряжено, подаёт команду «Встать, с огневого рубежа шагом марш». Результаты проведения стрельб руководитель стрельбы заносит в ведомость, затем предоставляет её руководителю занятий в конце урока для подведения итогов.

2-е учебное место.

Порядок неполной разборки и сборки АКМ производится каждым учащимся на время после двух, трёх тренировочных упражнений по неполной разборке и сборке АКМ. Исходное положение: автомат лежит на столе, учащийся находится на расстоянии одного шага от стола. По команде руководителя занятий: «К неполной разборке и сборке автомата – приступить», учащийся делает шаг вперёд и должен выполнить следующие действия: отделить магазин, проверить, нет ли патрона в патроннике; вынуть пенал с принадлежностью; отделить шомпол; отделить крышку ствольной коробки; вынуть возвратный механизм; отделить затворную раму с затвором; отделить затвор от рамы; отделить газовую трубу со ствольной накладкой. Части и механизмы автомата учащийся должен класть на стол в порядке их разборки.

Порядок сборки автомата производится в обратной последовательности. Нормативы неполной разборки и сборки АКМ : 42 сек. – «отл.»; 48 сек. – «хор.»; 54 сек. – «удовл.»; свыше 54 сек – «неудовл.».

Результаты неполной разборки и сборки автомата заношу в ведомость.

3-е учебное место.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Три цвета светофора»

По команде руководителя занятий все учащиеся выстраиваются перед перекладиной. Руководитель занятий напоминает учащихся правила выполнения упражнения, технику безопасности при выполнении и согласно списка, подаёт команду «Ученик такой-то, к снаряду». Услышав свою фамилию учащийся подходит к снаряду и самостоятельно начинает выполнять упражнение: вис, хватом сверху; сгибая руки подтянуться; разгибая руки опуститься вниз; положение виса фиксируется; при подтягивании подбородок выше грифа перекладины. Закончив упражнение учащийся делает соскок и самостоятельно становится в строй. Результаты подтягивания учитель физкультуры заносит в ведомость.

Нормативы по подтягиванию: 11раз – «отл.»; 9 раз – «хор.»; 7 раз – «удовл.»; менее 7 раз -«неудовл.».


5. Обобщение и систематизация знаний.


При обобщении и систематизации знаний обращаю внимание учащихся на их активную и продуктивную деятельность в ходе проведения урока, на значимость таких дисциплин, как «Основы безопасности Жизнедеятельности» и «Физическая культура» в их дальнейшей жизни. Выявляю внутрипредметные связи этих дисциплин. Обобщаю и систематизирую с учащимися полученные знания, которые они получили в ходе занятия, такие как: знание боевых свойств, устройство АКМ, правила ведение огня по мишеням из малокалиберной винтовки, правила выполнения упражнения по подтягиванию на перекладине.


6.Подведение итогов занятия.


Проанализировав и на основании результатов, полученных в ходе проведения занятий, подвожу итоги занятия, объявляю учащимся оценки по каждому учебному месту. Распределяю места среди учащихся по учебным местам и в целом входе проведения занятия. Определяю учеников, достигших лучших результатов в ходе поведения занятий. Указываю учащимся на недостатки, выявленные в ходе занятия и меры по их устранению.


7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Объявляю учащимся домашнее задание, его цель и способы выполнения в соответствии с актуальным уровнем развития каждого ученика.

Провожу инструктаж учащихся по выполнению домашнего задания.


2-й раздел. Дидактический анализ урока.


План проведения занятия основывался на интеграции компонентов педагогического процесса: целей, принципов, содержания, методов, средств обучения, практических навыков и умений двух дисциплин – «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура».


Анализ урока:


Урок начался своевременно, согласно расписанию занятий.

Руководители, учащиеся, оборудование к проведению занятия готовы.

Учащиеся быстро включились в деловой ритм обучения.

Санитарное состояние тира ДОСААФ и личная гигиена учащихся соответствовала гигиеническим требованиям. ( температурный режим, освещённость, критические точки усвояемости и кризисы внимания учащихся учитывались при проведении урока).

Домашнее задание проверялось методом устного контроля путём оптимального сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов с учётом реальных учебных возможностей учащихся, уровня их воспитанности, интересов, склонностей. Значение проверки домашнего задания является целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Результативность обученности учащихся при проверке домашнего задания:

5 учащихся ответило на «отл.»; 4 учащихся ответило на «хор.»;3 учащихся ответило на «удовл.».Опрошено учащихся – 12 человек (100%). Успеваимость – 100%. Процент качества – 75%. Средний балл – 4.1.

Учащиеся вели себя свободно, без напряжения и волнения, своевременно отвечали на заданные вопросы, исправляли ошибки своих одноклассников.

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Австралия ГП, исследование, рельеф и полезные ископаемые"

Руководители занятий ясно и доступно излагали учебный материал. Для проведения занятия использовался репродуктивный метод обучения, который соответствует поставленным задачам урока. Продуманы и решены задачи образования: формирование знаний, специальных и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию, а так же: развитие интеллекта, внимания, воспитания, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы учащихся. Выделены важнейшие доминирующие задачи урока, их конкретизация с учётом особенностей и возможностей учеников. Рационально были выбраны структура и темп проведения урока, что обеспечило успешное решение поставленной цели урока и экономичного использования времени проведения занятия. В ходе проведения занятия особое внимание уделялось концентрации внимания учащихся на усвоении и практической отработки вопросов учебного материала, выделении главного в содержании обучения, обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников. Преподаватели обеспечили практическую направленность урока, создали реальные возможности применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допустили формального усвоения теоретических сведений. На занятии осуществлялось, на основе диагностики реальных учебных возможностей учащихся, дифференцированный подход к ученикам с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой. Использование интегративного урока позволило преподавателям преодолеть поверхностное и формальное изучение вопросов урока. Использование данного типа урока позволило расширить информацию, изменить аспект обучения, углубить понимание, уточнить понятия, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал. Для проведения занятия использовалась учебно-материальная база тира ДОСААФ и другие средства обучения, которые необходимы для выполнения целей занятия.

В ходе всего урока преподаватели реализовывали следующие принципы дидактики: развивающее и воспитывающее обучение; доступность, сознательность и творческая активность учащихся; наглядность и развитие теоретического мышления; системность и систематичность обучения; переход от обучения к самообразованию; коллективный характер обучения; учёт межпредметных связей; гуманизация и гуматаризация обучения; инновационность обучения.

Для активизации мыслительной работы учащихся использовались следующие приёмы: поддерживалась, укреплялась и развивалась положительная мотивация; сокращалось время опроса учащихся; обеспечивалось формирование и совершенствование учебных умений; предоставлялась возможность для коллективного делового общения; был создан внутренний комфорт на уроке.

При доведении информации учащимся, не допуская перегрузки учащихся, о домашнем задании учитель обеспечил понимание цели, содержания и способов его выполнения с учётом актуального уровня развития учеников, провёл инструктаж по его выполнению.

В ходе урока учителем были реализованы следующие воспитательные задачи: формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психическому развитию.

Общение с учащимися на уроке проводилось на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опоры на классный коллектив, стремлении добиваться действенного воспитательного влияния личности учителя.

В ходе проведения урока преподаватели соблюдали педагогический такт, вели себя корректно, имели самообладание, уверенно владели голосом, правильностью речи, дикцией, соблюдали темп ведения урока.















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: