План проведения урока по ОБЖ с учащимися 7 класса «Правила оказания первой помощи при ранениях и травмах»


План

проведения урока по ОБЖ с учащимися 7 класса.

II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей

Тема: Правила оказания первой помощи при ранениях и травмах.

Цель: Знать что такое рана и виды ран. Уметь оказать первую помощь

при ранениях и травмах.

Метод: рассказ с практическим показом

Время: 40 минут

Учебные вопросы.

  1. Понятие о ране, и виды ран.

  2. Профилактика осложнения ран.

  3. Оказание первой помощи при ранениях.

  4. Правила наложения повязок на рану.

(бинтовых, косыночных, подручными средствами)


Основная часть урока 28 минут. Изложение новой темы

Заключительная часть урока 12 минут. Решение карточек (опрос, тестовые задания)

по ранее изученной теме.

Закрепление изученной темы, домашнее задание.


1 учебный вопрос 7 минут

Рана— нарушение целостности кожных покровов, слизистых оболочек, тканей, вызванные механическими, термическими, химическими и другими воздействиями, сопровождающееся болью, кровотечением или зиянием.

В зависимости от того, как и чем нанесены раны, различают следующие их виды.

Резаные — наносятся острыми предметами (ножом, стеклом, льдом, ниткой, травой)

Рубленые – наносятся топором, лопатой, тяпкой, другими тяжелыми острыми предметами,

они имеют (как и резаные), ровные края, но более глубокие.

Колотые – наносятся кинжалом, гвоздём, отверткой, при кажущихся небольших внешних

повреждениях могут причинить глубокие внутренние повреждения жизненно важных

органов.

Ушибленные – возникают при воздействии тупых предметов, падении или сдавлениях, в таких

ранах создаются благоприятные условия для развития инфекций.

Рваные – возникают при грубом механическом воздействии, часто сопровождаются отслойкой

лоскутов кожи, повреждением мышц и сосудов, подвергаются сильному загрязнению.

Укушенные – последствия укусов животных. По внешнему виду напоминают рваные раны,

инфицированы слюной.

Огнестрельные – особенно опасны для жизни ранения внутренних органов, головы, кровеносных

сосудов.


2 учебный вопрос 5 минут

Все раны являются инфицированными, то есть загрязненными микробами. Чем больше загрязнение раны и чём значительнее повреждения тканей, которые отмирают тем больше риск возникновения инфекции. Самая опасная раневая инфекция — столбняк. Особенно много столбнячной полочки и её спор в земле. Когда палочка попадает в рану, ей не нужен воздух. Размножаясь, она выделяет

яд- токсин, который поражает нервную систему, вызывая судороги, растворяя эритроциты.

Начинается заболевание судорожным подергиванием в области ранки. Потом возникают судороги жевательных мышц, сокращение мимических мышц – на лице как будто застывает напряженная улыбка. Затем судороги распространяются на мышцы шеи, спины, затылка. В состоянии спазмы могут находится и мышцы, сгибающие конечность, и мышцы её разгибающие. В результате – переломы кости, часто позвоночника. Вначале судороги редки и не длительные, затем они становятся чаще (до 40 приступов в час), вызвать приступ может всё ,что угодно: сильный стук, прикосновение, свет.

Смерть наступает от паралича сердца, удушья, перевозбуждения нервной системы

Чтобы уберечь себя от этой страшной болезни во-первых, нужно вовремя делать прививки против столбняка, во-вторых, при любых грязных ранках нужно обращаться в травматологический пункт где введут противостолбнячную сыворотку.

Мерой профилактики заражения ран является наиболее ранее наложение на неё стерильной повязки, предупреждающей дальнейшее поступление в рану микробов.

3 учебный вопрос 6 минут

Первая помощь при ранениях заключается:

  1. остановка кровотечения.

  2. зашита раны от загрязнения и проникновения в неё микробов.

  3. ослабление болевых ощущений.


Остановка артериального кровотечения:

  1. наложение кровоостанавливающего жгута выше раны

  2. пальцевое прижатие артерии

  3. максимальное сгибание руки или ноги.


После остановки кровотечения необходимы первичная обработка раны

и наложения стерильной повязки.

Края раны дважды обрабатываются спиртовой настойкой йода,

а при её отсутствии одеколоном или водкой.

Наследует доставать инородные предметы, застрявшие в ране, при таких попытках может усилить

Кровотечение Удалять можно лишь свободно лежащие на поверхности раны обрывки одежды и инородные предметы. Сильно загрязненные раны необходимо промыть 3% раствором перекиси водорода.


4 учебный вопрос 10 минут

Повязка – перевязочный материал.

Перевязка процесс наложения повязки на рану.

Лучший перевязочный материал ИПП или стерильный бинт.

Правила наложения бинтовых повязок:

  1. Пострадавший должен находится в удобном для бинтования положении лёжа или сидя.

  2. Бинтующий должен находится лицом к пострадавшему, насколько это возможно, чтобы контролировать его состояние.

  3. Бинтование следует проводить от периферии к центру, рука или нога бинтуются снизу вверх.

  4. Исключая некоторые повязки, бинтование производится от себя, слева направо.

  5. Бинтование следует начинать с наиболее узкого места к более широкому. Первые обороты бинта накладываются один на другой.

  6. Каждый последующий оборот бинта накладывается в косом направлении и должен покрывать предыдущий на половину или две трети , как бы закрепляя его.

  7. Направление витков должно быть единым во всех слоях повязки. Свободный конец бинта должен составлять прямой угол с рукой, в котором находится рулон бинта.

  8. Бинт нужно натягивать равномерно. Повязка не должна быть свободной и не очень тугой. Излишнее количество бинта причиняет неудобства больному.

  9. Для лучшего облегания бинта, через каждые 2-3 оборота следует делать перекрут бинта.

  10. В конце перевязки необходимо сделать закрепляющие слои и завязать концы бинта,

образованные его разрывом по длине.

При ранениях подбородка, лба, носа накладывают пращевидную повязку. Под повязку на раненую поверхность подкладывают стерильную салфетку или бинт.


Помимо бинтовых повязок, нередко пользуются косыночными повязками, которые очень просты и удобны. Для них используют треугольный платок- косынку, обычно из плотной ткани иногда вместо косынки можно воспользоваться головным платком, салфеткой.

Чтобы перевязать голову, косынку накладывают основанием на лоб, а верхушкой, спускающейся на затылок. Свободные концы проводят назад, перекрещивая на затылке и завязывают на лбу узлом.

Верхушка косынки заворачивается вверх и укрепляется с помощью булавки. Очень удобно повязку третий конец косынки закреплять полосками липкого пластыря.

Косыночную повязку на грудную клетку лучше делать из квадратного платка, края которого подворачиваются, широкая полоска накладывается на грудную клетку, концы проводятся через подмышечные впадины на спину, перекрещиваются и через плечи спускаются вперед, а затем закрепляются булавками.

Способы безносилочного переноса пострадавших.

Знание способов транспортировки облегчает задачу и доставляет меньше беспокойства пострадавшему.

Самый простой способ — перенос в положении полулёжа на стуле.

Раненого усаживают на стул, если он без сознания, то привязывают. Один или два человека несут спинку стула, а один или двое, держат стул за ножки. Раненый как бы полулежит с согнутыми в коленках ногами. Такой способ не требует особых приспособлений.

Кроме того, для переноса раненого можно использовать палки или лыжи, продетые в застёгнутое пальто, рубашки, обернутые одеялом, простыню.


Заключительная часть урока: опрос, закрепление изученной темы, домашнее задание.

Свежие документы:  Классный час «Терроризм – угроза будущему»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: