Рабочая программа по ОБЖ 11 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 70











Рабочая программа по

основам безопасности жизнедеятельности

11 класс




Учителя Жукова Михаила Александровича









г. Липецк

2013 г.



Пояснительная записка

Об учебной программе

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 11-х классов составлена на основе требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г. и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 г.; в соответствии с примерной программой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений: основная школа, средняя школа (под общей редакцией А.Т. Смирнова, М.: Просвещение, 2009 г.)

Программа рассчитана на 34 учебных часа в год. Количество учебных часов в неделю – 1 час.


О целях и задачах

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

усвоение и закрепление обучающимися знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного техногенного и социального характера, о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства; об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса; о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации; об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; при угрозе террористического акта, о мерах профилактики наркомании; о роли здорового образа жизни по обеспечению демографической безопасности страны; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; об оказании первой помощи при неотложных состояниях;

усвоение учащимися содержания основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму; нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;

усвоение знаний о предназначении основных функций и задач Вооруженных Сил Российской Федерации; видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск; о руководстве и управлении Вооруженными Силами Российской Федерации; участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях; Государственные и военные символы Российской Федерации;

формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым

гражданином Российской Федерации Конституционного долга и обязанности по защите Отечества;

развитие у обучающихся личных духовных и физических качеств,обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта; потребности в соблюдении норм здорового образа; потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России, в области безопасности жизнедеятельности; физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:

умение самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;

умение использовать элементы причинно-следственного и структурно функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);

умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;

умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;

навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;

навыки в поиске нужной информации в области безопасности

жизнедеятельности в источниках различного типа;

ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;

— воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

— развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;

Свежие документы:  Конспект урока «Основы безопасности жизнедеятельности»

— освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

— формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задач:

— усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

— развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

— развитие умений: предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления; анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

— принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.


Об основном содержании программы

Структурно программа курса состоит из двух основных разделов: основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основ военной службы.

Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Тема 1. Основы здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни. Правила личной гигиены и здоровье. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. СПИД и его профилактика. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

Тема 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте, при ранениях. Виды ран и общие правила оказания первой помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Первая помощь при травмах. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при черепно-мозговой травме. Первая помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.

Раздел II. Основы воинской службы

Тема 3. Воинская обязанность

Основные понятия о воинской обязанности. Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и про­хождение военных сборов в период пребывания в запасе. Организация воинского учета и его предназначение.

Тема 4. Особенности военной службы

Правовые основы военной службы, Конституция РФ, Федеральные законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе». Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция РФ и вопросы военной службы. Законы РФ, определяющие правовую основу военной службы. Прохождение военной службы по призыву. Призыв на военную службу.

Тема 5. Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России

Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества. Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

Тема 6. ВУЗы Вооруженных сил

Виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил РФ.



Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе обучающиеся должны знать:

основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;

организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;

основные принципы здорового образа жизни;

правила оказания первой медицинской помощи;

основы обороны государства и военной службы;

боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации;

— требования воинской дисциплины;

— общее устройство винтовки, автомата;

— правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения стрельб и требования безопасности при стрельбе;

— обязанности солдата в бою, организацию мотострелкового отделения и основы боевых действий;

— историю развития оружия массового поражения, сигналы оповещения ГО;

— способы измерения расстояний, способы определения сторон горизонта;

— правила наложения стерильных повязок;

— виды ран и их классификация;


В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе обучающиеся должны ум е т ь:

Свежие документы:  Методика написания научно – исследовательской работы по биологии

— предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной

ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из авто-мата и т.д.);

— обращаться к старшим;

— действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия;

— правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия;

— выполнять воинское приветствие;

— пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;

— определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, совершать движение по азимуту;

— оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении

пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.

Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области

гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.


Формы контроля результатов освоения программы: самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос.










Используемые учебно-методический комплект, дополнительная литература, ЭОР

Литература для обучающихся:

1. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для обучающихся 11 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2010.



Литература для учителя:

1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О. Хренников, под ред. А.Т. Смирнова.- М.: Про-свещение, 2010.


ЭОР:

  1. ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2008.


2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2008 .















Календарно-тематический план 11 класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Вид

контроля.

Измерители

По

плану

Фактически

Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов)

Тема 1. Основы здорового образа жизни (5 часов)

1



Правила личной гигиены

1

Знать об основных составляющих здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Устный опрос

2



Нравственность и здоровье

1

Знать факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни.

Уметь использовать приобретённые знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи

Индивидуальный опрос

3



Семья в современном обществе. Законодательство РФ о семье

1

Знать об основах законодательства РФ о семье.

Уметь использовать приобретённые знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи

Семинар

4



Инфекции, передаваемые половым путем.

Меры профилактики

1

Знать:

— об основах личной гигиены; — об уголовной ответственности за заражение БППП.

Уметь использовать приобретённые знания для ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос

5



Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе, меры профилактики ВИЧ-инфекции

1

Знать:

— о путях заражения ВИЧ- инфекции;

— о профилактике СПИДа;

— об ответственности за заражение ВИЧ — инфекцией.

Уметь использовать приобретённые знания для ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос

Тема 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (5 часов)

6



Первая помощь при кровотечениях и ранениях.

Правила остановки кровотечения

1

Знать правила наложения жгута и давящей повязки.

Уметь оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях

Практическая

работа

7



Первая помощь при ранениях

1

Знать виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки, правила оказания первой медицинской помощи при травмах.

Уметь оказывать первую медицинскую помощь при различных видах ранениях

Практическая работа

8



Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата

1

Знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

Уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах опорно-двигательного аппарата

Практическая работа

9



Первая помощь при черепно-мозговой травме и травме груди

1

Знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата и черепно-мозговой травме.

Уметь оказывать первую медицинскую помощь при

травмах опорно-двигательного аппарата и черепно-мозговой травме

Практическая работа

10



Первая помощь при остановке сердца

1

Знать о возможных причинах клинической смерти и ее признаках; о приёмах проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Владеть навыками проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца

Практическая работа

Раздел II. Основы военной службы (24 часа)

Тема 3. Воинская обязанность (10 часов)

11



Основные понятия о воинской обязанности

1

Знать об обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности.

Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Тест

12



Организация воинского учета

1

Знать об организации воинского учета, об обязанностях граждан по воинскому учету.

Уметь использовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

13



Первоначальная постановка граждан на воинский учет

1

Знать первоначальной постановке граждан на воинский учет.

Уметь использовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

14



Обязательная подготовка граждан к военной службе

1

Знать о содержании обязательной подготовки граждан к военной службе.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

15



Требования к индивидуально-психологическим профессиональным качествам молодежи

1

Знать требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим профессиональным качествам гражданина.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

16



Добровольная подготовка граждан к военной службе

1

Знать об основных направлениях добровольной подготовки граждан к военной службе.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

17



Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет

1

Знать об организации медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учёт.

Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет

Индивидуальный опрос

18



Категории годности к военной службе

1

Знать о категориях годности к военной службе.

Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет


Индивидуальный опрос

19



Профессионально-психологический отбор и его предназначение

1

Знать об организации профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет.

Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет

Индивидуальный опрос

20



Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

1

Знать об основах военной службы.

Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

Тема 4. Особенности военной службы (8 часов)

21



Правовые основы военной службы

1

Знать положения законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности, военной службе граждан.

Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Самостоятельная

работа

22



Общевоинские уставы Вооружённых Сил – законов воинской жизни

1

Знать о предназначении общевоинских уставов Вооружённых Сил.

Уметь использовать приобретённые знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

23



Военная присяга – клятва воина на верность Родине, России

1

Знать о традициях ВС РФ.

Уметь использовать приобретённые знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

24



Призыв на военную службу, время и организация призыва

1

Знать о призыве на военную службу, времени и организации призыва, о порядке освобождения граждан от военной службы и предоставлении отсрочек.

Уметь использовать полученные знания при постановке на воинский учет

Индивидуальный опрос

25



Прохождение военной службы по призыву

1

Знать об общих, должных и специальных обязанностях военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации

Индивидуальный опрос

26



Прохождения военной службы по контракту

1

Знать основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту.

Уметь использовать приобретённые знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Тест

27



Права и ответственность военнослужащих

1

Знать права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, о значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступление против военной службы

Индивидуальный опрос

28



Альтернативная гражданская служба

1

Знать особенности прохождения альтернативной гражданской службы.

Уметь оценивать своей уровень подготовленности к военной службе

Тест

Тема 5. Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России (4 часа)

29



Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание воина ВС РФ

1

Знать об основных качествах военнослужащего.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Самостоятельная работа

30



Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой

1

Знать основные качества военнослужащего.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

31



Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально – психологическим качествам гражданина

1

Знать об основных видах военно-профессиональной деятельности человека и их особенностях в различных видах Вооружённых сил и родах войск; о требованиях, предъявляемой военной службой к уровню подготовки призывника.

Уметь оценивать уровень своей подготовленности

Индивидуальный опрос

32



Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

1

Знать о принципе единоначалия в Вооружённых силах РФ; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

Тема 6. ВУЗы Вооруженных сил (2 часа)

33



Как стать офицером Российской армии?

1

Знать об основных видах военных образовательных учреждениях профессионального образования; правила приема в военные образовательные учреждения

Индивидуальный опрос

34



Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ

1

Знать об организации подготовки офицерских кадров для ВС РФ

Индивидуальный опрос

















Свежие документы:  Дополнительная образовательная программа «Лыжный спорт» Программа рассчитана на детей 11-16 – летнего возраста Срок реализации – 3 года

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: