Рабочая программа по ОБЖ 6 класс


Пояснительная записка


Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 6 класс.

Программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю).

Для реализации программного содержания используется:

А. Г. Маслов, В. В. Марков, В. Н. Латчук, М. И. Куз­нецов Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /. — М.: Дрофа, 2007.

Латчук В. Н., Марков В. В., Маслов А. Г. Ос­новы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: мето­дическое пособие. — М.: Дрофа, 2004.

Миронов С. К. Основы безопасности жизнеде­ятельности. Методические рекомендации по исполь­зованию учебников в учебном процессе, организован­ном в соответствии с новым образовательным стан­дартом. — М.: Дрофа, 2004.

В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов «Основы безопасности жизнедеятельности» Дидактические материалы — М.: Дрофа, 2000.

Журнал «Основы безопасности жизни»

Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»

Характеристика особенностей программы:

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

«Об охране окружающей природной среды»;

«О пожарной безопасности»;

«О гражданской обороне»;

«О безопасности дорожного движения» и др.

В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила бе­зопасного поведения в природной среде», «Прави­ла безопасного поведения в чрезвычайных ситуаци­ях», «Государственная система защиты и обеспече­ния безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорово­го образа жизни» предусматривает изучение тем: «Ос­новы медицинских знаний» и «Основы здорового об­раза жизни».





Цели и задачи курса:

  • Ознакомление с необходимыми индивидуальными мерами безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, с мероприятиями, проводимыми государством по защите населения;

  • Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в условиях автономного существования;

  • Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;

  • Иметь представление об основных видах здорового образа жизни;

Главная задача курса

Дать учащимся навыки выживания в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни: на воде; в чрезвычайной ситуации природного характера; по оказанию первой медицинской помощи при травмах; основам здорового образа жизни.


Межпредметные связи:

Биология, география.

Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществля­ется в виде тестирования.

Содержание программы

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. (22ч)

Опасные ситуации, возникающие в природе, их причины. Психологические основы выживания при автономном существовании. Психическое состояние человека при выживании в природных условиях. Преодоление страха и стрессового со­стояния. Автономное существование человека в природе. Возможные причины попадания чело­века в условия вынужденного автономного суще­ствования в природных условиях (аварии транс­портного средства в малонаселенной местности; заблудились в лесу, горах, степи; отстали от группы в турпоходе и др.). Выживание в природ­ных условиях. Надежная одежда и обувь. Прави­ла безопасного поведения человека при вынуж­денном автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на местнос­ти, выход к линейным ориентирам и населенным пунктам. Правила безопасного поведения на во­де. Опасность водоемов. Особенности состояния водоемов в разное время года. Опасность водо­емов зимой. Тонкий лед и опасность передвиже­ния по льду. Меры предосторожности при движе­нии по льду водоемов. Способы переправы через реку (переход вброд, преодоление вплавь, преодо­ление рек с быстрым течением), преодоление тря­син и болот. Оборудование временного жилища, укрытия. Способы добывания огня, обогрев вре­менного жилища. Обеспечение водой и питанием. Поиск и приготовление пищи. Съедобные расте­ния, ягоды, грибы, орехи. Сигналы бедствия. Смена климатогеографических условий. Факто­ры, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Акклиматиза­ция, общие понятия и определения. Акклимати­зация к условиям жаркого климата, условиям горной местности, к условиям Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учиты­вать при планировании смены климатогеографи­ческих условий. Отработка навыков для выполне­ния однодневного туристического похода (опреде­ление сторон горизонта, движение по азимуту, ориентирование на местности, разбивка лагеря, разведение костра, обеспечение водой, приготов­ление пищи и др.). Ознакомление со съедобными и лекарственными растениями.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3ч)

Изучение средств индивидуальной защиты орга­нов дыхания. Их использование. Ознакомление с защитными сооружениями граж­данской обороны, порядком их использования. Обучение способам оповещения населения о чрез­вычайных ситуациях военного времени в городах, населенных пунктах и на промышленных пред­приятиях.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (7ч)

Характеристика различных видов травм и уши­бов, повреждений и вызывающие их причины. Правила и способы оказания первой медицинской помощи пострадавшему.

Правила и способы транспортировки пострадав­ших.

Первая медицинская помощь при укусах змей, пищевой и других видах аллергии. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Первая медицинская помощь при утоплении. Отработка навыков оказания помощи пострадав­шему при утоплении, тепловом и солнечном уда­ре, отморожении.

Медицинская аптечка. Перевязочные и лекарст­венные средства. Правила приема лекарственных веществ. Использование природных лекарствен­ных средств. Основы здорового образа жизни (5ч)

Рациональное питание. Недоедание. Нарушение правил личной гигиены.

Половое просвещение учащихся и его роль в формировании здоровья. Изменения в организме, происходящие при половом созревании. Факторы, формирующие репродуктивное здоровье. Знания о взаимоотношении полов.

Поведение в период полового созревания.

Закрепление практических навыков по пройденным темам и подготовка к проведению «Дня защиты детей» (1ч)


Требования к уровню усвоения дисциплины.

Оценка «5» — ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» — в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» — в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» — основное содержание материала по вопросу не раскрыто.



Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Должны:

Знать/понимать:

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера;

  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

уметь

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.




использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
















тематическое планирование


п/п

Наименование

раздела программы

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип
урока

Элементы
содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид
контроля

Элементы
дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

Глава 1, Чрезвычайные и экс­тремальные ситуации в приро­де.

1

Экстремальные ситуации в при­роде и их причины.

1

Ознакомление с новым материалом

Основные виды экстремальных ситуаций в природе и их причины. Автономное существование человека в природе и причины попадания человека в такую ситуацию.

Знать: основные виды экстремальных ситуаций в природе и их причины.

Уметь: отличать чрезвычайную ситуацию от просто сложных условий.

Текущий

Ситуационная задача

Раздел 1

П 1.1.



2

Факторы и стрессоры выживания в
природных условиях.

1

Комбинированный

Факторы выживания в природных условиях. Стрессоры выживания и их влияние на организм человека.

Знать: факторы способствующие выживанию человека в природных условиях; стрессоры выживания влияющие на человека в природной среде.

Уметь: бороться со стрессорами выживания в природной среде.

Текущий


Раздел1

П. 1.2.

П.1.3.





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



Глава 2. Психологические ос­новы выживания в природных условиях.

3

Что надо знать о себе, что­ бы выжить.

Страх.

1

Комбинированный

Особенности психики человека. Умение управлять собой. Страх. Паническое бегство. Борьба со страхом.

Иметь представление о психических познавательных процессах.

Уметь: бороться со страхом.

Текущий


Раздел 1

П.2.1.

П.2.2.



4

Внимание. Ощущения и восприятие

1

Комбинированный

Внимание. Развитие внимания. Ощущение и восприятие. Развитие наблюдательности.

Иметь представление о психических познавательных процессах (внимание, ощущение и восприятие).

Текущий

Упражнения для развития внимания, ощущений и восприятия.

Раздел 1

П. 2.3.

П2.4.



5

Память и мышление. Воображение и элементы выживания.

1

Комбинированный

Память. Виды памяти. Развитие памяти. Мышление. Воображение. Элементы выживания.

Иметь представление о психических познавательных процессах (память, мышление, воображение).

Уметь применять установку на выживание

Текущий

Упражнения для развития памяти и мышления.

Раздел 1

П.2.5.

П. 2.6.



6


Влияние характера на по­ступки в условиях выживания.

1

Комбинированный

Характер и его влияние на поступки в условиях выживания.

Воспитание воли.

Знать как влияет характер на поступки в условиях выживания

Иметь представление о значении воли в выживании.

Текущий


Раздел 1

П.2.7.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



Глава 3. Как избежать попада­ние в экстремальную ситуа­цию.

7

Как избежать попадания в экстремальную ситуацию.

1

Ознакомление с новым материалом

Подготовка к походу. Правила безопасного поведения на природе.

Граница полигона.

Знать: правила поведения на природе; этапы подготовки к походу; как собирать рюкзак, какие продукты можно брать в поход.

Уметь: правильно собирать рюкзак, определять границы полигона.

текущий

Кроссворд

Ребус

Раздел1.

П.3.1.

П.3.2.



8

Надежная одежда и обувь — необходимы для безопаснос­ти.

1

Комбинированный

Надежная удобная обувь и уход за ней. Надежная одежда и требования к ней.

Знать: требования, предъявляемые к одежде и обуви при нахождении на природе.

Уметь: ухаживать за обувью во время похода

текущий

Ребус

Раздел 1

П. 3.3.




Глава 4. Автономное существо­вание человека в природе.

9

Основные правила поведе­ния в экстремальной ситуации.

1

Комбинированный

Выживание в природных условиях. Основные правила безопасного поведения человека в экстремальных ситуациях на природе.

Знать: правила поведения в экстремальных ситуациях на природе

Тест (10мин)


Раздел 1

П.4.1.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

10


Определение направления выхода.

1

комбинированный

Определение направления выхода в ситуации, когда человек заблудился. Определение направления выхода в случае отставания от группы.

Знать: способы и правила определения направления выхода в ситуации, когда человек заблудился или отстал от группы.

Уметь: определять примерное расстояние до источника звука

Текущий

Загадка

Раздел 1

П. 4.2.



11

Ориентиров ание.

1

комбинированный

Способы ориентирования на местности. Правила ориентирования по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам, по местным предметам.

Знать: способы определения сторон света.

Уметь: определять стороны горизонта разными способами.

Тест (10мин)

Практическое задание

Раздел 1.

П.4.3.



12

Выход к населенному пункту.

1

Комбинированный

Сохранение направ- ления движения. Движение по азимуту. Техника движения. Способы переправы через реку и преодоление болот. Опасность и меры предосторожности при передвижении по льду водоёмов.

Знать: технику и правила движения при выходе к населенному пункту.

Уметь: двигаться по азимуту.

Текущий

Практическое задание

Раздел1.

П.4.4.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


Сооружение временного жилища.

1

комбинированный

Выбор места сооружения временного жилища. Виды и способы сооружения временного жилища.

Знать: виды и правила сооружения временного жилища.

Уметь: сооружать временное жилище из подручных средств.

Текущий

Практическая работа

Раздел 1

П.4.5.



14

Способы добычи огня.

1

Комбинированный

Выбор места и правила разведения костра. Виды костров. Типы костров. Способы добывания и сохранения огня.

Знать: виды и типы костров; способы добычи огня.

Уметь: разводить костер; выбирать место для костра.

Текущий

Практическая работа

Раздел1

П.4.6.



15

Обеспечение питанием и водой.

1

комбинированный

Обеспечение питанием в условиях автономного существования. Обеспечение водой в условиях автономного существования.

Знать: что можно использовать в пищу; способы добычи воды в любых условиях.

Уметь: определять съедобные растения и грибы.

Тест (15мин)

Дикорастущие съедобные растения. Ядовитые грибы. Съедобные грибы.

Ребус

Раздел 1.

П.4.7.



16

Поиск и приготовление пи­щи.

1

комбинированный

Поиск и сбор растительной пищи. Способы приготовления пищи.

Знать: использование съедобных растений в пищу.

Уметь: готовить пищу на костре в условиях АС.

Текущий

Ребус

Раздел 1.

П.4.8.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

17


Сигналы бедствия.

1

комбинированный

Способы подачи сигналов бедствия. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.

Международная кодовая таблица сигналов.

Знать: способы подачи сигналов.

Уметь: изготавливать простейшие сигнальные средства.

Тест (10мин)

Практическая работа

Раздел 1.

П. 4.9.




Глава 5. Смена климатогеографических условий.

18

Смена климатогеографических условий.

1

комбинированный

Факторы, влияющие на здоровье человека при смете климатогеографических условий. Адаптация организма человека к смене климатогеографических условий.

Знать: основные правила поведения при смене климатогеографических условий.

Тест (7мин)


Раздел1.

Глава5.



19

Закрепление. Игра «Выживание в условиях АС»

1

Урок-игра

Типы и виды костров.

Подача сигналов бедствия. Съедобные растения и грибы. Сооружение временного жилища.

Знать: способы подачи сигналов; типы и виды костров; правила организации временного жилища.

Уметь: подавать сигнал бедствия; определять стороны горизонта; сооружать временное жилище.







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

17


Сигналы бедствия.

1

комбинированный

Способы подачи сигналов бедствия. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.

Международная кодовая таблица сигналов.

Знать: способы подачи сигналов.

Уметь: изготавливать простейшие сигнальные средства.

Тест (10мин)

Практическая работа

Раздел 1.

П. 4.9.




Глава 5. Смена климатогеографических условий.

18

Смена климатогеографических условий.

1

комбинированный

Факторы, влияющие на здоровье человека при смете климатогеографических условий. Адаптация организма человека к смене климатогеографических условий.

Знать: основные правила поведения при смене климатогеографических условий.

Тест (7мин)


Раздел1.

Глава5.



19

Закрепление. Игра «Выживание в условиях АС»

1

Урок-игра

Типы и виды костров.

Подача сигналов бедствия. Съедобные растения и грибы. Сооружение временного жилища.

Знать: способы подачи сигналов; типы и виды костров; правила организации временного жилища.

Уметь: подавать сигнал бедствия; определять стороны горизонта; сооружать временное жилище.








1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



Глава 6. Защита населения от последствий чрезвычайных си­туаций мирного и военного вре­мени.

20

Устройство убежища, по­рядок заполнения и правила поведения в нем.

1

Ознакомление с новым материалом

Устройство убежища, порядок заполнения и правила поведения в нем.

Знать: назначение убежищ.

Владеть навыками выполнения мероприятий по правилам: заполне-ния и поведения в убежищах.

текущий

ПРУ

Раздел 1.

П.6.1.



21

Как действовать при возникновении воздушной опасности.


1

Комбинированный

Действие населения при воздушной опасности.

Знать: действие населения в случае угрозы нападения противника.

Владеть навыками выполнения мероприятий по правилам: поведения при возникновении воздушной опасности

текущий


Раздел1.

П. 6.2.




22

Как пользоваться поврежден­ным противогазом в не пригод­ной для дыхания среде.


1

Комбинированный

Пользование поврежденным противогазом в непригодной для дыхания среде.

Владеть навыками выполнения мероприятий по правилам: использования средств индивидуальной защиты органов дыхания в непригодной для дыхания среде.

Текущий

Противогаз

Практическая работа

Раздел 1.

П. 6.3.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Глава 1. Правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях.

23

Средства оказания медицинской помощи.

1

комбинированный

Аптечка первой помощи. Использование природных лекарственных средств.

Знать: состав аптечки первой помощи для похода.

Иметь представление о лекарственных растениях и их применении.

Тест

(10 мин)

Лекарственные растения нашей местности

Раздел2.

П.1.1.



24

Укусы насекомых. Укусы змей.

1

комбинированный

Первая медицинская помощь при укусах насекомых. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

Знать: правила поведения на природе во избежание укусов насекомых, змей.

Владеть навыками приемов оказания первой медицинской помощи при укусах насекомых и змей.

Тест (7мин)

Ситуационная задача.

Раздел2.

П.1.2.

П.1.3.



25

Ожог кожи. Солнечный ожог.


1

комбинированный

Первая медицинская помощь при ожогах. Первая медицинская помощь при солнечных ожогах.

Знать: признаки степени ожогов.

Владеть навыками приемов оказания первой медицинской помощи при ожогах кожи и солнечных ожогах.

Тест (7 мин)


Раздел2.

П.1.4

П.1.5.






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

26


Отморожение и охлажде­ние организма.

1

комбинированный

Признаки обморожения и охлаждения организма. Первая медицинская помощь при отморожении и охлаждении организма.

Знать: степени отморожения и их признаки.

Владеть навыками приемов оказания первой медицинской помощи при отморожении и охлаждении организма.

Текущий


Раздел 2.

П. 1.6.



27

Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

1

комбинированный

Опасность водоемов и правила безопасного поведения на воде. Оказание первой медицинской помощи при утоплении

Знать правила безопасного поведения на воде.

Владеть навыками оказания помощи терпящим бедствия на воде.

Тест (10мин)

Видеофильм

Раздел 2.

П.1.7.




Глава 2. Характеристика раз­личных видов повреждений ор­ганизма человека и вызываю­щие их причины.

28

Различные виды повреждений (травм) организма человека и причины вызывающие их.

1

комбинированный

Классификация повреждений организма человека. Первая медицинская помощь при закрытых травмах (ушибы, растяжения, разрывы, вывихи, переломы, сдавления)

Знать признаки закрытых травм (ушибы, растяжения, разрывы, вывихи, переломы, сдавления).

Владеть навыками приемов оказания ПМП при закрытых травмах.

Тест (10мин)

Видиофильм

Раздел 2.

П.2.1.

П.2.2.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

29


Способы переноски постра­давших.

1

комбинированный

Способы переноски пострадавших с использованием подручных средств.

Иметь представление о способах переноски пострадавших в природных условиях.

Уметь сооружать носилки из подручных средств

Тест (15)


Раздел 2

П.2.3.



30

Раздел 3 Основы здорового образа жизни

Правильное питание -основа здорового образа жизни и профилактика многих заболеваний человека

1

Ознакомление с новым материалом

Значение питания для детей и подростков. Калорийность продуктов питания.

Иметь представление о правильном питании, как о важном составляющим здорового образа жизни.

Уметь рассчитывать рацион по калорийности продуктов.

Текущий


Раздел3

Глава1



31

Значение белков, жиров и углеводов в питании человека.

1

Комбинированный

Гигиеническое значение белков, жиров и углеводов. Гигиеническое значение витаминов, минеральных веществ и воды.

Иметь представление о значении белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды в питании человека.

Текущий


Раздел 3

Глава 2









1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

32


Гигиена и культура питания.

1

Комбинированный

Гигиенические требования к питанию. Культура питания

Знать гигиенические требования к питанию.

Тест

(12мин)

Разговор о правильном питании

Раздел3

Глава 3



33

Что такое подростковый

возраст? Изменения поведения в

подростковом возрасте.

1

Комбинированный

Изменение поведения в подростковом возрасте.

Групповое давление.

Уметь избавляется от группового давления.

Текущий


Раздел3

П 4.1

П.4.2




34

Отношения с родителями. Изменение организма в подростковом возрасте

1

Комбинированный

Отношения с родителями. Изменение организма в подростковом возрасте.

Иметь представления об изменениях происходящих в вашем возрасте.

Текущий


Раздел 3

П.4.3.

П.4.4





Подготовка к проведению «Дня защиты детей»

35


Подготовка к проведению «Дня защиты детей»


1

Комбинированный

Гражданский противогаз.

ПМП при закрытых травмах.

Эвакуация во время пожара. Действия по тревоге «Воздушная опасность».

Уметь:

Надевать противогаз; оказывать ПМП при закрытых травмах; действовать в случае воздушной тревоги.

Текущий







Свежие документы:  Конспект урока по истории "Казахстан в период раннего средневековья" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: