Рабочая программа по ОБЖ для учащихся 10 класса


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа села Рогаткино

Красноармейского района Саратовской области»



«Согласовано»

Руководитель ШМО

учителей естественного цикла

____________

Л. А. Лагутина

Протокол № ______

от «___»____________ 20___г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


____________

Л. А. Лагутина


«Утверждено»

Директор

МКОУ СОШ с. Рогаткино

____________

И. Б. Шишлова

Приказ № ______

от «___»____________ 20___г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по основам безопасности жизнедеятельности

для учащихся 10 класса




Составитель:

Преподаватель-организатор ОБЖ

II квалификационной категории

ШИШЛОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ








«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол № ______ от «___»____________ 20___г







2012/2013 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и является логическим продолжением программы курса «Окружающий мир» для учащихся 1 — 4 классов и курса ОБЖ для учащихся 5 — 9 классов.

В курсе ОБЖ для 10 класса завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Данный курс предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

В программе реализованы требования Федеральных законов «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.01.95 N 43 «О Федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», от 24.07.95 N 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (региональный компонент общеобразовательных программ). Для реализации данной программы используется учебник А. Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса — М.: Просвещение, 2010 год. Данный учебник соответствует учебной программе. Ярко иллюстрирован, имеет хорошую нормативную базу и практические задания на моделирование различных ситуаций.

Изучение ОБЖ в 10 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

— освоение учащимися знаний о безопасности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;

— воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России, государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Родины;

— развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма;

формирование умений:

— оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья;

— безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

— использование средств индивидуальной и коллективной защиты;

— оказание первой медицинской помощи при неотложных ситуациях.

Рабочая программа рассчитана на 34(35) учебных часа (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 3 часа, экскурсий – 1 час.

Структурно программа курса ОБЖ состоит из двух содержательных линий:

— обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья;

— государственная система обеспечения безопасности населения;

— основы обороны государства и воинская обязанность.

Кроме того, в содержание рабочей программы включен материал по изучению Правил дорожного движения.

Формы организации образовательного процесса — комбинированный урок, учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций; семинары; индивидуальные консультации; учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися — юношами 10 классов.

Технология обучения – традиционная.

Виды и формы контроля — тесты, зачеты и семинары.



























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Раздел I. Безопасность и защита человека

в опасных и чрезвычайных ситуациях.

1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной

жизни, и правила безопасного поведения.

1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.

Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

1.2. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Правила самозащиты от насильников и хулиганов.

Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.

1.3. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.

1.4. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера.

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

1.5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

1.6. Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению

безопасности.

Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закон РФ «О безопасности», Федеральные законы «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.

2. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности

страны.

2.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

2.2. Современные средства поражения, их поражающие факторы,

мероприятия по защите населения.

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных

средств поражения.

2.3. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

2.4. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).

2.5. Средства индивидуальной защиты.

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.

2.6. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

2.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых.

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных

заболеваний.

3.1. Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности.

Свежие документы:  Статья "Требования к современному уроку (в рамках реализации системно-деятельностного подхода)"

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

4. Основы здорового образа жизни.

4.1. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих

высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

4.2. Биологические ритмы и работоспособность человека.

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

4.3. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека.

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению закаливающих процедур.

4.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и социальные последствия вредных привычек.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.

Раздел III. Основы военной службы.

  1. Вооруженные силы РФ – защитники нашего Отечества.

    1. История создания Вооруженных сил России.

Организация Вооруженных сил Московского государства в XIVXV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных сил, их структура и предназначение. Вооруженные силы РФ, основные предпосылки проведения военной реформы.

    1. Организационная структура Вооруженных сил России.

Организационная структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных сил РФ, рода войск Вооруженных сил РФ. Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение. Рода войск, входящие в сухопутные войска.

    1. Виды Вооруженных сил. Рода войск. История их создания и предназначение.

Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской флот, история создания, предназначение.

    1. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил России.

Вооруженные силы РФ – государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными силами. Реформа Вооруженных сил России, ее этапы и основное содержание.

    1. Другие войска, их состав и предназначение.

Пограничные войска ФСБ РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.


  1. Боевые традиции Вооруженных сил России.

    1. Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врага – основное содержание патриотизма. Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего – защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

    1. Памяти поколений – дни воинской славы России.

Дни воинской славы России – дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

6.3. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота.


  1. Символы воинской чести.

7.1. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.

Боевое знамя воинской части – особо почетный знак, отличающий особенности боевого подразделения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения боевого знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.

7.2. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звание Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.

7.3. Ритуалы вооруженных сил РФ.

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения боевого знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.


























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ


Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для  разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ в образовательных учреждениях.

Обучающийся должен:

Знать/понимать:

— основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

— правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

— способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Уметь:

— действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

— соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

— оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

— пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

— вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

— действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

— соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

— пользования бытовыми приборами и инструментами;

— проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

— обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.



ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Основная литература:

1. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Федеральные законы: «Об обороне», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. ­ М., 1998­ 2006.

Дополнительная учебная литература:

1. Баль Л. В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л. В. Баль. ­- М.: «Просвещение», 2005.

2. Дуров В. А. Русские награды / В. А. Дуров. ­- М.: «Просвещение», 2003.

3. Военный энциклопедический словарь. М.: Военное издательство,

1983.

Учебные и справочные пособия:

1. Плакаты: «Правила поведения во время пожара», «Правила поведения при опасных и чрезвычайных ситуациях»

Перечень рекомендуемых средств обучения:

1. Средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно-марлевые повязки, аптечка.

Дидактический материал:

— тесты по всем разделам и темам;

— раздаточный материал к обсуждению ситуаций (опасных, чрезвычайных и криминогенных).

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Агрегатные состояния вещества"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: